САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Белорусы  в Крыму

« Назад

Белорусы  в Крыму 28.01.2019 16:17

История. Белорусский этнос ярко представлен в этнической мозаике народов Крыма. Белорусы начали осваивать крымские земли в XVIII веке. Источников, свидетельствующих о расселении этноса, мало: среди письменных выделяют свидетельства Гермогена Таврического. Он отмечал, что после присоединения Крыма к России в 1783 году среди первых военных русских поселенцев «были частью белорусы» [6]. Статистические  данные отсутствуют, к тому же, некоторые поселенцы записывались русскими.

Среди первых поселенцев находились так называемые «панцирные бояре - привилегированная часть белорусского населения, проживавшая в Витебской губернии, находившейся в то время в составе Речи Посполитой.  «Панцирных бояр» считали вольным военным народом, состоявшим на конной службе.

По первому разделу Речи  Посполитой,  Белоруссия  была присоединена  к России (1772 год),  и «панцирные  бояре» оказались приписанными  к  дворцовому  ведомству как  дворцовые крестьяне [9]. В 1788г. императрица  Екатерина II издала  указ,  по  которому  права «панцирных бояр» уравняли  с  правами малоросских казаков.

В октябре  1788 г. в  деревню Азамат Феодосийского уезда  переселились крепостные  крестьяне из Могилевского наместничества. Деревня  принадлежала генерал – губернатору М. Каховскому. Его  крепостные были выходцами  из  белорусских деревень Павловичи, Лозовицы, Ракиты Климовичского уезда Могилевского  наместничества. Новое  поселение было названо  Васильевкой, оно  существует и сегодня на территории Белогорского  района.

Называть белорусские топонимы в Крыму в  это  время сложно, т. к. расселение  этноса  происходило активно, начиная  с 1786–1788 годов, когда

  генерал–губернаторам  России было дано  распоряжение  позволить  государственным  крестьянам  из  так  называемых малоземельных губерний переселяться  в  Новороссийский  край.

В Крымской кампании 1854-1855 годов принимали участие  белорусские  части. К укреплявшемуся Севастополю спешила  «белорусская» седьмая пехотная дивизия, в ее составе находились Смоленский и  Могилевский пехотные полки, а также Витебский и Полоцкий егерские  полки. Под  Севастополем сражались  брестские и белостокские резервисты, 5-й и 6-й резервные батальоны Литовского егерского полка. Многие  военные  прославили белорусские формирования в Восточной  войне 1853–1856 годов.

Священник Могилевского полка Иоанн Пятибоков стал первым православным  священником, награжденным  орденом Святого Георгия. Командир 1-го батальона Минского пехотного полка майор Иван Евспавлев получил орден Святого Георгия  4-й степени. Командир Минского полка Приходкин был  произведен в  генерал-майоры [12].

Отставные солдаты - белорусы селились на землях полуострова  после  Крымской войны.

Начавшееся в первой половине XIX века переселение в Крым  белоруссских крестьян из малоземельных и  бедных губерний  продолжалось. Архивные  данные  свидетельствуют,  что  в  конце  1811 г. было  переселено  до 200 семейств. В хрониках сообщается,  что  на  белорусов  возлагались  большие  надежды,  выделялись  их лучшие  качества (трудолюбие,  полезность) [6].

Перепись  1897 года  показала, что  в Крыму  проживало 2058 белорусов,  что составляло 0,4%  общей  численности  населения [7].

В 20-30-е годы  ХХ столетия  география переселенцев  из Белоруссии расширяется. В 1926 году их численность на полуострове составляет 3842 человека [7]. Это были, в основном, выходцы из  восточных областей Белоруссии (Гомельская, Витебская, Минская  области), но к середине  ХХ века  в Крыму  проживали  переселенцы  уже из  всех областей  Белоруссии.

Переселенцы – белорусы  занимались  садоводством, табаководством, промыслами.

Состоявшаяся  в  1989 году перепись  населения  зафиксировала в Крыму 50054 белоруса [7].

Радикальные  преобразования  в социуме  на  стыке XX – XXI веков  несколько  уменьшили численность белорусов  на  полуострове. В 2001  году  их оставалось 35157 человек [6].

Сегодня местами компактного проживания белорусов в Крыму  являются: с. Широкое Симферопольского района, с. Марьяновка Красногвардейского района, сёла Ишунь, Воинка Красноперекопского района [4].

Бытовая культура и традиции. Перебравшись  на  новые  места  жительства, белорусы  сохраняли складывавшиеся  столетиями  жизненные устои, обряды традиции, фольклор. Белорусские  «хаты»  в Крыму ничем не  отличались  от  оставленных ими  на родине. В экспозиции  Крымского этнографического музея  представлена реконструкция  части  такой  «хаты», а также предметы  быта белорусов XIX – начала ХХ века:  «красный  угол» с  иконами в  недорогих  окладах, украшенных  полотенцами – «боговиками» или «божниками». Полотенца  вышиты,  чаще  всего,  в технике глади или «крестиком». В вышивке  превалирует  геометрическая орнаментика, востребованы  контрастные  красный  и  черный  цвета, популярен и  растительный  орнамент.  Самыми  интересными  для  нас сегодня являются  вышитые  домотканые полотенца. Полотенца из льняного сырья для  Крыма не характерны, в белорусской фольклорной культуре они многофункциональны и используются не только в  декоре, но и в  обрядности. Так  как  лен  на  полуострове  не  выращивают, то льняные  полотенца постепенно  исчезли.

Из  домотканого полотна шилась и женская «кашуля» (блуза), и  мужская «сарочка» (рубаха). Одежда  вышивалась, украшалась  нашитыми  лентами.

Как и  в  других  этнических культурах, центром  домашней  жизни  была печь, с нею  у  белорусов  связан  интересный  обряд, получивший  название «женитьба  камина» [3].

Исследователи отмечают сохранение в  белорусской  культуре  элементов  языческих верований, обращения  к суевериям, поклонение  силам природы, прославление их. Обряд «Женитьба камина»,  предположительно, возник  в XVII веке, и  связан он с  поклонением  огню. Печь  белилась, украшалась, для  выражения  почтения  и уважения  в нее помещали  масло или кусочки сала. Таким обрядом в  допетровские  времена сопровождалось  празднование  Нового года, отмечавшееся  1  сентября.

Смысл этого обряда  поменялся в  связи  с  переходом  к  европейскому календарю в  правление Петра I. Он  сохраняется только  в  привязке  к  дате  1  сентября: летние работы заканчиваются, начинается  работа при  искусственном  освещении, и огонь превозносится. 

Белорусская  обрядность в  Крыму  со  временем  трансформировалась под влиянием процессов  адаптации, аккультурации, ассимиляции. 

Из  всего  вышесказанного следует, что белорусское население Крыма  окончательно  сформировалось  за счет  переселенцев  пятидесятых годов  ХХ века. Помимо названных  мест  проживания  отдельные  семьи встречаются  практически  на  всей  территории  полуострова. Этнографы  с  сожалением констатируют,  что  у  белорусов  Крыма  практически  исчезла бытовая  культура конца  XVIII–XIX вв.

Белорусы преимущественно исповедуют христианское православие, отмечают Рождество (Ражство), Масленицу (Маслёнку), Пасху (Вялiкдзень), Троицу (Сёмуху), Ивана Купала (Купалле), Спасы.

Белорусы  всегда активно  участвовали в развитии крымской культуры. С Крымом оказались тесно связаны жизнь и творчество  белорусского поэта Максима Адамовича Богдановича (1891–1917гг.),  одного  из  создателей  литературного белорусского языка и белорусской литературы,  литературоведа, переводчика.

М. Богданович прожил  недолгую жизнь,  но  она  была  динамичной,  емкой, многообразной,  он состоялся  и как писатель,  и  как  поэт.

В 1909 году М. Богданович заболел туберкулезом, от  этой  болезни ранее  умерла его мать. В феврале 1917 году  друзья  поэта  собрали  деньги на его лечение в Ялте. Но  лечение Максиму Адамовичу  не  помогло, он  умер 13 (25) мая 1917 года, ему  шел всего двадцать  шестой  год. Похоронили  в Ялте. В 1991–1995 годах было издано  полное  собрание сочинений  М. Богдановича  в  трех томах. В  Ялте  одна  из  улиц носит  имя М.  Богдановича. Его стихотворение  «Зорка Венера» вдохновило  Юрия  Семеняку и Алеся  Бачило на  создание  оперы  «Звезда Венера». В 1991 г. имя  Максима  Богдановича  внесено  в  календарный  список  ЮНЕСКО «Годовщины  выдающихся  лиц и  событий».

С Крымом связано имя Арсения  Ивановича  Маркевича (1855–1942) – организатора  краеведческого музея, основателя архивного дела. Родился он в семье священника, высшее  образование получил в Варшавском университете.

В 1883 г.  Маркевич  поселился  в  Симферополе. Крым поразил  его своей  историей, древностями  разных  исторических эпох. В 1886 году, когда была создана  Таврическая  ученая  архивная  комиссия (ТУАК), Арсений  Иванович  стал  одним  из  ее  основателей.  Маркевич  участвовал  в важнейших  культурных событиях Крыма: помогал  в  создании Крымского  центрального архива и в организации симферопольского  Художественного музея, Центрального музея Тавриды,  Таврического  университета.

С Симферополем    «дружил»,  его интересовали  древности  Собачьей (Петровской) балки,  бывшие  склепы  Неаполя – Скифского, любые древние  артефакты. В результате  его трудов сложилась  музейная коллекция  «Неапольские  троглодиты».    исследовал  тайные ходы  Бахчисарайского дворца, искал  древние рукописи, препятствовал незаконным  раскопкам. Именно он  писал  о  землетрясениях  на  полуострове, о  средневековых  властителях Старого Крыма. Маркевич покинул Крым в 30-е годы ХХ века, прожив в Симферополе более пятидесяти лет.  Умер он в блокадном Ленинграде [5].

Сегодня в Крыму проживает около 30 тысяч белорусов. Большую просветительскую работу ведет «Союз белорусов Крыма», правопреемник Крымского белорусского культурно-просветительского общества, созданного в  апреле 1991года.

Основной целью члены общества  считают сохранение и развитие белорусской культуры, формирование стабильных  межнациональных  отношений.

Источники и литература

Восточнославянская  этнография / . М. – 1987. Восточнославянская этнография / . М.: Наука, 1991. –  511с. Крымское республиканское учреждение. Этнографический музей. Путеводиг. Лица Тавриды. Народы: Альбом. Симферополь: Издательство « «Свята»», 2013. –  400с. Непомнящий  А. А.  Аресний  Маркевич: Страници истории  крымского краеведения /  . Симферополь: Бизиес-информ, 2005. – 432с. Белорусы  Крыма (по материалам  исследований  Крымского Этнографического музея) / // Культура  народов Причерноморья, Симферополь: 1998.  –  с.440-442 – №5 Гулевичи [Электронный ресурс] / Проект клуб однофамильцев. – Режим доступа: http:///statiy. files/belorusy_kryma. htm, свободный (дата обращения: 27.05.2016г.) Гродно онлайн [Электронный ресурс] / сайт города Гродно. – Режим  доступа:http://www. grodno. dy/grodno/history/biblio/maksimbogdanovich. html свободный (дата обращения: 27.05.2016г.) Беларусь  сегодня [Электронный ресурс] / Портал Беларусь  сегодня. – Режим доступа:http://www. /god-knigi-nasledie/article/god-knigi-nasledie-bogdanovich. html свободный (дата обращения: 27.05.2016г.) Вершины. ru [Электронный ресурс] / национальный  поэтический  портал. – Режим доступа: http://www. vershy. ru/content/zorka-venera-%D1%9Ezyshla-nad-zyamleyu свободный (дата обращения: 27.05.2016г.)   Этнография  Крыма [Электронный ресурс] / Краткая  информация  по материалам сайта. –Режим доступа: http://www. info. crimea. edu/crimea/etno/ethnos/belorus/index. htm свободный (дата обращения: 27.05.2016г.)   Сильные  новости [Электронный ресурс] /информационный  портал: История  TUT http://gomel. today/rus/article/society-71/ свободный (дата обращения: 27.05.2016г.) 

pandia.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru