САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Искажение истории. Как tut.by лжет своим читателям

« Назад

Искажение истории. Как tut.by лжет своим читателям 25.03.2021 20:02

22 марта 2021 г. белорусский портал tut.by опубликовал большую редакционную статью «Лукашенко заявил о геноциде белорусского народа под БЧБ-флагом. Объясняем, что происходило в годы войны». Ниже мы с фактами в руках докажем, что этот материал состоит из пропаганды, полуправды, передергиваний и откровенной лжи.

Итак, разбираем несколько важных посылов из тутбаевского материала. Все они касаются истории использования бело-красно-белого (далее БЧБ) флага.

Tut.by: «Так кто же во время войны использовал БЧБ-флаг? Как пишет историк Антон Рудак, полицейские никогда не носили бело-красно-белые повязки. Их использовали участники двух организаций.

Первая — участники Корпуса белорусской самообороны, созданного летом 1942 года для борьбы с партизанами. Но немцы побоялись их вооружать, поскольку участники КБС часто переходили на сторону противника. Поэтому созданные 20 батальонов не были вооружены должным образом и легко разгонялись партизанами. Уже весной 1943-го отряды КБС были расформированы.

Вторая — члены Союза белорусской молодежи (по словам Рудака, «своеасаблівага мясцовага аналага Гітлер’югенда»)».

Фактчекинг. Эти абзацы целиком построены на умалчиваниях и затушевывании фактов, кроме того, содержат фактические ошибки (неясно, умышленные или нет).

Действительно, белорусские служащие вспомогательной полиции не носили БЧБ-повязок. Однако они носили на рукавах весьма заметные БЧБ-шевроны, отлично выделявшиеся на черной форме и видимые издалека (см. В.А.Ляхор, «Военная символика белорусов», Минск, «Харвест», 2014, с.189).

Во-вторых, участники Корпуса белорусской самообороны (июль 1942 – апрель 1943) также в подавляющем большинстве не носили БЧБ-повязок, а имели  разномастную форму (от немецкой до литовской), что делало их малоотличимыми от партизан. Повязка при этом могла быть, могла – нет.

В-третьих, то, что 20 батальонов КБС «легко разгонялись партизанами», не делает их небоеспособными, никоим образом не оправдывает и не означает, что эти части не вели боевые действия против партизан и карательные – против мирных жителей.

В-четвертых, скромная краткая фраза про то, что «члены Союза белорусской молодежи (по словам Рудака, «своеасаблівага мясцовага аналага Гітлер’югенда»)», видимо, должна приводить читателя к мысли о том, что ничего серьезного там не было – ну, подумаешь, Гитлерюгенд, мальчишки и мальчишки. Между тем именно СБМ имел наиболее полную и хорошо проработанную эмблематику на основе БЧБ. В книге В.А.Ляхора приводится аж 5 (!) вариантов нарукавных БЧБ-повязок СБМ, 2 погона и 2 шеврона с использованием расцветки БЧБ (см. В.А.Ляхор, сс.186-188). И был СБМ совсем не мирным детским кружком, где сьпявали песьсни пра любимую Беларусь на стихи Натальи Арсеньевой. Современные белорусские исследователи не скрывают, что «галоўнай мэтай была падрыхтоўка новай генерацыі беларусаў у духу германскага нацыянал-сацыялізму». Для того в Беларуси действовали 4 школы по подготовке руководящих кадров СБМ, а всего на 1 июля 1944-го в организации числилось 12600 человек – молодых, мотивированных, в отличной физической форме, знающих, как владеть оружием. И служили они далеко не только в тылу – с весны 1944-го СБМовцы активно привлекались к службе в вермахте, люфтваффе, полиции и Белорусской краёвой обороне.

Кстати, мы подошли к пятому пункту. Беларуская краёвая ахова (БКА) вовсе не упомянута в материале tut.by в качестве тех, кто использовал БЧБ-символику в годы войны. А зря. БЧБ-повязок они не носили, а вот БЧБ-шевроны, отлично выделявшиеся на черной форме, использовали еще как (см. В.А.Ляхор, с.189).

В-шестых, незаслуженно позабыта 1-я гренадерская бригада Ваффен СС (1-я Белорусская), сформированная в 1945 г. На рукавах ее солдаты носили БЧБ-шевроны, а на касках – БЧБ-декаль (щиток национальных цветов, см. В.А.Ляхор, с.196).

И в-седьмых, за бортом осталось также «адно з найлепшых калабарацыйных фарміраванняў з беларусаў», как с гордостью сообщает белорусская Википедия, – 13-й Белорусский полицейский батальон СД. При его формировании Франц Кушель выставил немцам следующие условия:

«1. Командный состав батальона – белорусский.
2. Командный и бытовой языки общения – белорусский.
3. Кандидатуры командиров представляет главный войсковой референт БСА.
4. Моральная поддержка и пропаганда – за белорусами.
5. Вооружение, форма и снабжение – немецкие, по немецким военным нормативам.
6. Знаки отличия на мундирах – белорусские, на головных уборах военнослужащих вместо немецких кокард – белорусские “Пагони”, на левых рукавах повязки (впоследствии нашивки) цвета национального флага.
7. Батальон действует только в Беларуси и только против советских партизан».

Немцы согласились на все эти условия, кроме одного – командир батальона должен быть немцем.

Батальон начал формироваться в начале 1943 г., и вскоре насчитывал примерно 400 человек. Дислоцировался в Вилейке. Впервые пошел в бой в мае в ходе антипартизанской операции «Коттбус» под Лепелем, и считался одним из самых боеспособных соединений коллаборационистов. В июле 1944-го 3-я рота батальона действовала против партизан также в Чехословакии и Италии.

Таким образом, вывод, к которому подводит своих читателей tut.by – о том, что БЧБ-расцветку в годы войны практически никто не использовал, а если кто и использовал, то это были несерьезные, неважные и практически безобидные организации – является целиком ложным и построенным на манипуляциях. Кроме того, о нескольких военных частях, использовавших БЧБ-эмблематику, – в том числе о самых боеспособных, – не упомянуто вообще.

Продолжим.

Tut.by: «Также БЧБ-флаги использовали на публичных мероприятиях, но только в последний год перед освобождением Беларуси».

Понять эту фразу вообще сложно – имеется в виду то ли 1944 год, то ли период с июля 1943 по июль 1944-го. Но посыл ясен – в начальный период оккупации БЧБ-флаги в Беларуси якобы никем не использовались.

Для того, чтобы опровергнуть эту ложь, достаточно раскрыть журнал «Беларуская школа», февральский номер за 1942 г., страницы 9-13. В нем подробно описывается конференция окружных и районных школьных инспекторов Беларуси, прошедшая 15 декабря 1941 г. в Купаловском театре Минска. Вот как описывает журнал начало конференции: «Театр украшен празднично, высоко над входом с двух сторон от немецкого флага красовались 2 белорусских бело‑красно‑белых флага». Читаем дальше: «Входит гауляйтер В. Кубе, все встают, приветствуют его поднятием руки. На фронтальной стене — большие бело‑красно‑белые флаги».

На той же конференции выступил главный инспектор белорусских школ Сивица. И сказал буквально следующее: «У школе мусiць быць партрэт Гiтлера, а наабапал партрэту – беларускiя бела-чырвона-белыя сьцягi. Могуць быць i партрэты беларускiх нацыянальных паэтау. Можна вывешваць i нацыянальныя ды культурныя клiчы». Оцените: посылы содержатся разные. Портреты национальных поэтов и «культурные кличи» – могут быть, а БЧБ-флаги вокруг портрета Гитлера – должны быть. Из уст главного инспектора школ – это не пожелание, это приказ. Так что не стоит сомневаться в том, что в начале 1942-го все действующие в оккупированной Беларуси школы были оформлены именно таким образом: Гитлер и два БЧБ по бокам.

На соседней странице мнение главного инспектора поддержала своим авторитетом жена главного полицая Беларуси Франца Кушеля Наталья Арсеньева. По мнению поэтки, БЧБ-флаг «павiнен красавацца у кожнай школе Беларусi побач з партрэтам Вялiкага Правадыра Нямецкага Народу, Адольфа Гiтлера».

А 27 июля 1942 года в печати появилось подготовленное И.Ермаченко и подписанное гауляйтером В.Кубе постановление, которое позволило использовать БЧБ-флаг уже везде: во время праздников, торжественных шествий, митингов и демонстраций вместе с нацистской символикой. Правда, прямой начальник Кубе, рейхскомиссар Остланда В.Лозе, его не утвердил. Но Лозе сидел в Риге, ситуацию в Минске не контролировал, и с ним у Кубе отношения были неприязненными, так что мнение Лозе для белорусского гауляйтера мало что значило. Т.е. БЧБ-флаг спокойно использовался, и никто его не запрещал.

Таким образом, второй тезис tut.by – что «БЧБ-флаги использовали на публичных мероприятиях, но только в последний год перед освобождением Беларуси» – представляет собой прямую ложь. БЧБ-флаги активно использовались на протяжении всей оккупации, причем уже в конце 1941 г. их использование в сфере школьного образования было предписано официально.

Tut.by: «Тогда почему оккупанты смотрели на использование символики сквозь пальцы? Ведь даже Вадим Лакиза подтверждает, что об официальном разрешении с их стороны ничего не известно».

Фактчекинг. Директор Института истории НАН Беларуси Вадим Лакиза лукавит – выше мы привели данные о постановлении В.Кубе от 27.7.1942, официально разрешавшее использование БЧБ-флага, хотя он и до этого широко применялся без всяких разрешений. А tut.bу, приводя выгодные для них выводы Лакизы, не упоминает, к примеру, о позиции доктора исторических наук И.Марзалюка, который убежден в том, что БЧБ-флаг использовался активно и вполне легально.

Tut.by: «Такое разрешение было не единственной формой заигрывания. Например, во время оккупации были открыты многие церкви. Ясно, что это делалось с пропагандистским эффектом. Но теперь от верующих не требуют поголовно стать атеистами из-за этого факта».

Фактчекинг. Один из любимых аргументов БЧБ-националистов – это быстрый перевод стрелок на других, в духе «А вот русские тоже использовали свой флаг», или вообще аргументы в духе «Полицаи носили штаны, давайте и штаны запретим». Все нормальные люди понимают, что штаны далеко не ровня флагу, точно так же, как и флаг – далеко не ровня Церкви. Наиболее дешевый и манипулятивный прием из приведенных нами.

Tut.by: «Отсутствуют свидетельства о БЧБ-флагах и относительно других карательных операций во время войны. Почему можно говорить об этом уверенно? Фразы об использовании БЧБ-символики постоянно звучат с экранов и страниц госСМИ. Но необходимо их подтверждение, иначе говоря — доказательства. Для этого нужны исторические источники — документы и предметы материальной культуры, которые отразили исторические события. Именно на их основе историки затем создают свои работы.

Советский историк Лев Пушкарев выделял следующие типы исторических источников: письменные, вещественные (археологические), устные, данные языка, этнографические (явления культурной и общественной жизни), кинофотодокументы и фонодокументы.

Но ни один из типов этих источников не подтверждает использование БЧБ во время операций. Видео и фото, которое показывают на телевидении или на YouTubе, иллюстрируют публичные мероприятия в последний год перед освобождением Беларуси (о них и писал Рудак). На фото и видео никак не отражены операции с использованием БЧБ-флага. Эта символика не упоминается ни в многочисленных письменных источниках (документах партизан, нацистов и коллаборантов), ни в многочисленных воспоминаниях, ни в устных воспоминаниях, записанных в советское и постсоветское время. Оно не нашло отражения в языке (в пословицах, частушках) и т.д.»

Фактчекинг. Здесь стоит четко разделить понятие «БЧБ». Потому что, действительно, под БЧБ-флагами не было осуществлено ни одной карательной операции. Почему? Да просто потому, что во время карательных операций никакие флаги не используются. Однако это не делает БЧБ-флаг менее грязным, потому что он еще с начала 1942-го висел в каждом белорусском классе, обрамляя портрет Гитлера, гордо реял на «Дожинках» и «Днях Воли» и всячески символизировал стремление белорусов к независимости под лидерством Вялiкага Правадыра Нямецкага Народу.

Если мы говорим о карательных акциях, то там речь может идти исключительно о БЧБ-повязках либо БЧБ-шевронах на рукавах участников карательных операций и БЧБ-декалях на их касках. Ссылка на отсутствие таковых в источниках в данном случае доказательством не является. И вот почему. В момент совершения карательных акций БЧБ-шеврон, повязка либо декаль были всего-навсего одним из атрибутов формы карателя – примерно таким же, как пистолет, фуражка или ремень. И сложно себе представить, чтобы свидетели происходившего особо запомнили именно этот атрибут и делали на нем акцент в своих воспоминаниях. Точно так же в мемуарах вы не встретите подробного описания формы немецких, литовских, латышских или украинских карателей, их погон, оружия или обуви. На тот момент это не имело никакого значения, поскольку люди находились в пограничной, критической ситуации, а в ней жертве все равно, кто именно готовится ее убить и какие именно у палача погоны.

Именно это сейчас позволяет адептам БЧБ-символики делать невинные глазки и использовать шулерский прием: говорите, было участие в карательных акциях? Докажите! Нет свидетельств? Ничего не снято на кинопленку, не сохранилось народных пословиц и частушек об этом?.. Ну, значит, и не было ничего.

Между тем достаточно вспомнить упоминавшийся выше 13-й батальон СД, на котором – кровь партизан и мирных жителей во время операции «Коттбус», кровь евреев пяти гетто, кровь 22 тысяч замученных в Колдычевском лагере под Барановичами. На касках карателей 13-го батальона жертвы видели БЧБ-декаль, а на рукавах мундиров – БЧБ-шевроны. Был 13-й батальон далеко не единственным. И этого – вполне достаточно.

Выводы, сделанные tut.by, целиком и полностью манипулятивны и построены на передергиваниях фактов.

Tut.by: «Кроме того, бело-красно-белый флаг уже несколько раз попадал в центр внимания. В конце 1980-х, когда вновь стал активно использоваться. В 1991-м, когда стал государственным. В 1995-м, когда прошел референдум о смене символики. В 2018-м, когда отмечалось 100-летие БНР. Если были бы известны какие-то факты, цитаты, фотографии или видео, которые свидетельствовали о флаге с отрицательной стороны, они бы обязательно попали на страницы газет или СМИ. Но до сих пор об этом ничего не известно».

Фактчекинг. Вышеперечисленные периоды имеют свою специфику. В конце 1980-х и 1991-м БЧБ-флаг находился «на подъеме» и активно продвигался группой заинтересованных лиц в качестве национального символа. Альтернативные мнения тогда никого не интересовали. Это стало возможным лишь после избрания президентом А.Лукашенко, который инициировал референдум по смене символики в 1995-м. И будьте уверены, если бы подавляющее большинство белорусов было за БЧБ, никуда бы он не делся. Но результаты референдума сказали сами за себя – навязанный сверху чуждый флаг был убран с официальной сцены. В 2018-м, когда отмечалось столетие БНР, белорусское общество было уже четко расколото надвое (этот раскол вышел наружу 2,5 года спустя), и потому все факты о БЧБ сводились точно к тому же нехитрому «положительному» набору, который тиражируется в СМИ и сейчас, а все темные стороны его истории затушевывались, замалчивались или просто отрицались.

Вывод: все посылы, изложенные в материале tut.by, являются намеренным искажением истории с целью обеления и реабилитации БЧБ-символики.

Игорь Орлович, teleskop-by.org


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru