« Назад

Художественный музей имени П.Масленикова в Могилеве приглашает… 13.08.2018 11:41

     Начало последнего месяца лета подарило могилевчанам и гостям города новую экспозицию выставки работ российских мастеров Валерия Гращенкова и Геннадия Намеровского в Могилевском художественном музее имени Павла Масленикова. И наше Могилевское городское отделение Республиканского общественного объединения «Русское общество» с большим удовольствием приняло приглашение на открытие выставки.
     Сотрудники музея рассказали о том, что данный проект реализован в рамках культурного обмена межрегионального  сотрудничества. 
     Заслуженный художник Российской Федерации Валерий Гращенков – уже именитый мастер, широко известный не только на Смоленщине. Его скульптурные произведения экспонировались на многочисленных региональных, всероссийских и международных выставках. Широко известны его монументальные произведения: памятник коменданту 4-й гвардейской дивизии генералу П.Ф. Москвитину в Ельне, памятник преподобному Авраамию Смоленскому в Смоленске, ряд других мемориальных памятников и декоративных скульптур в Смоленске и области.

1.

     Родился Валерий Степанович Гращенков в п. Монастырщина Смоленской области в 1953 году. В 1970-1975 гг. учился на художественно-графическом факультете Смоленского государственного педагогического института, защитил диплом по скульптуре (руководитель – народный художник РСФСР А.Г.Сергеев). После службы в армии работал художником-оформителем, реставратором, лепщиком, гранитчиком. Многократно работал в Доме творчества Союза художников России им. Д.Н.Кардовского.
     В 1993 году окончил скульптурный факультет Московского государственного академического художественного института им. В.И.Сурикова (мастерская профессора Л.Е.Кербеля). Вернувшись в Смоленск, в качестве скульптора-исполнителя участвовал в создании памятников: Твардовскому и Теркину, Исаковскому, Матери скорбящей. С 1994 года преподает в Смоленском государственном университете (СмолГУ), профессор кафедры изобразительного искусства. Почетный работник высшего профессионального образования России.
     Является автором памятников Григорию Потемкину, Великому князю Владимиру Крестителю Руси, преподобному Авраамию Смоленскому, писателю Борису Васильеву, Почетному гражданину А.П.Степанову (все – Смоленск), генералу П.Ф.Москвитину (Ельня), поэту-крестьянину Гервасию Псальмову (Васильевское), генералу П.Судоплатову и партизанскому движению на Смоленщине (Смоленск), Герою Советского Союза В.И.Соловьеву (Духовщина) и других. А также ряда мемориальных и памятных досок в Смоленске и области, мемориальных памятников Г.Кривцову, М.Айваржи, Ю.Ребрику и др. Скульптором созданы и установлены в городе декоративные композиции: Птица Феникс, Кот смоленский и др. Произведения Валерия Гращенкова хранятся во Дворце конгрессов (Санкт-Петербург), в Большом театре и музее Большого театра (Москва), Вильнюсской галерее последователей русской художественной школы, Дирекции выставок Художественного фонда РСФСР; в смоленских собраниях: художественном музее-заповеднике, музее Великой Отечественной войны, музее П.С.Нахимова, в музеях и галереях Сергиева Посада, Ставрополя, Калуги, в Смоленской и Псковской епархиях. Им спроектирован и выполнен иконостас церкви Успения Божией Матери п. Монастырщина в Смоленской области.

2.

     Заслуженный художник Российской Федерации награжден Золотой медалью «Мастерство. Традиции. Духовность» Союза художников России, медалью Ю.А.Гагарина Ассоциации музеев космонавтики России. Медалью равноапостольного князя Владимира Русской православной церкви и медалью Одигитрии 3 степени Смоленской епархии РПЦ. Дипломом Академии художеств, девятью дипломами, благодарностью и грамотой Секретариата Союза художников РФ, дипломом лауреата Всероссийского конкурса художников-педагогов, дипломом Витебской организации Союза художников Беларуси, наградами областной и городской смоленских администраций. В 2012 году являлся стипендиатом Администрации области в номинации «Изобразительное искусство».
     Творчество Валерия Гращенкова многократно освещалось в журнале «Художник», газетах «Художник России», «Российская газета» и других центральных и московских периодических изданиях, в СМИ Калуги, Брянска, Твери, Витебска, Липецка, Воронежа, Иваново, Смоленска.
     В 2008 году – член Союза журналистов РФ. Автор очерков и статей на темы культуры и искусства, опубликованных в центральных и местных СМИ.
     В настоящее время Валерий Гращенков – председатель Смоленского отделения Союза художников России.
     Член-корреспондент Российской академии художеств, профессор СмолГУ, народный художник России Геннадий Намеровский самый титулованный смоленский художник, один из наиболее ярких мастеров современного графического искусства Российской Федерации, пример творческой активности, самоотдачи, художественного поиска, личностного взгляда на искусство.

3.

     Геннадий Васильевич Намеровский – один из наиболее талантливых мастеров современного графического искусства Российской Федерации. Народный художник России, лауреат Премии Ленинского комсомола, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Смоленского государственного университета. Он на протяжении многих лет остается примером творческой активности, самоотдачи, художественного поиска, личностного взгляда на искусство.
     Выработанный им самобытный стиль произведений в технике темперы привлекает, прежде всего, непосредственностью художественного видения, теплотой и обаянием, доскональным знанием того,  что художник стремится передать на своих листах. Его интересует жизнь пейзажа, предметов в их продолжающемся, длящемся бытии… Отсюда берет начало некая «серийность» его искусства, невозможность для автора после одной сделанной работы, удачно найденного ракурса перейти сразу же к другой теме, иному объекту – взгляд мастера приковывается надолго, время останавливается как смоленские часы, и рождается, например, поэма о городе, ставшем для него родным, гимн древнему Смоленску.
     Самые известные серии о Смоленске – «Большие окна», «Город на семи холмах». В серии «Большие окна» мастер вводит нас в мир красоты и гармонии. И перед нами встает, отраженная стеклом, реальная церковка рядом с аккомпанирующим ей полевым букетом в народной глиняной кринке. Они для художника равновелики как природная и духовная красота – две составляющие Искусства. Небольшая деталь – «кирпич»  – знак запрета движения виден на столбе перед храмом. Для нас, зрителей, это нечто вроде «проверки на дорогах»: не каждый имеет доступ к святыням, а только тот, кто готов душой воспринять этот синтез Прекрасного и Вечного… Темпера как живописный материал как нельзя лучше подходит для такого творчества. Она подвижна, ею можно работать аля-прима по сухому и более корпусно, используя ее в различных вариациях. И здесь Намеровский не изменяет своим стилевым принципам: смелые ракурсы, перебивка планов, острые углы, резкие мазки, мозаично ложащиеся на холст, сгущенный колорит, «говорящие» детали…
     А вот еще более ранняя серия – «Моя деревня» (1990-е гг.) с одним из пронзительнейших листов «Букет Дарьи Родионовны» (1992), в котором соединились теплота человеческого отношения, природная широта и художественное композиционное мастерство. Тут, кажется, трудно что-нибудь придумать – все подсказано натурой.

5.

     И еще любимый авторский прием – помещение на передний план большой фигуры или предмета, то ли сошедшей с портрета урбинской герцогини Баттисты Сфорца («Воспоминание об Уффици», 2000), то ли святой Параскевы Пятницы в одноименной работе (2007), то ли скульптуры царя Давида с лютней («В музее», 2001), то ли крылатого венецианского льва, «спрыгнувшего» с колонны («Лев святого Марка», 2007), то ли ангела («Свирская церковь»), то ли городских часов («Смоленские часы», 2012).
     А за этими фигурами в перспективе: и Санта-Мария-дель-Фьори, и венецианская гавань с яхтами, и Пятницкая церковь, и музейные залы.
     Кажется, мастерству художника доступно все: его мысль пронзает расстояние и время, его зоркий глаз подмечает нюансы, недоступные простому обывателю, его фантазия рождает все новые и новые метаморфозы, порой соединяя несоединимое.
     Сложившимся мастером изобразительного искусства в 1981 г. Намеровский Г.В. вошел в состав Смоленского отделения Союза художников РСФСР и быстро стал не только его органичной частью, но и творческим авангардом.
     Около сорока лет он живет и работает в Смоленске, с которым оказались связаны его лучшие работы. Здесь он был председателем отделения Союза художников России, здесь стал сначала заслуженным, а затем и народным художником России, был избран в российскую академию художеств. Здесь он активно начал работать темперой, маслом. Хотя в основе этого расцвета его творчества лежали омские графические «заготовки»: акварели и карандашные рисунки, натюрморты и пейзажи. От них лежал его путь к современным произведениям, которые хорошо ритмически организованы, тщательно выстроены. Видно, что автор, прежде всего, прекрасный композитор, хорошо чувствует пластику, фактуру, конструкцию предметов.

6.

     Родившийся в 1942 году в казахском городе Прииртышске и окончивший в 1965 году художественно-графический факультет (ныне факультет искусств) Омского государственного педагогического института им. А.М.Горького, где он был учеником замечательного мастера – народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии Алексея Николаевича Либерова. Будучи выпускником мастерской И.И.Бродского института им. И.Е.Репина он вместе с профессиональными знаниями и навыками привил традиции ленинградской школы, отличающейся высокой культурой, чувством меры и вкусом.
     Становление Намеровского как крупного мастера изобразительного искусства совершилось в эпоху великих комсомольских строек. Творческие командировки молодых художников на север Сибири, в Ханты-Мансийск, на строительство БАМа (Байкало-Амурская магистраль), поселков Звездный, Магистральный открыли перед ним сложный мир, где за романтикой труда скрывались нелегкие условия жизни, разнообразные человеческие судьбы.
     Огромное влияние на молодого художника оказал Дом творчества «Сенеж» Союза художников СССР (Союз Советских Социалистических Республик), который считал своей академией, куда приезжал после творческих поездок и где постепенно вместе с молодыми художниками Москвы, Ленинграда, мастерами из союзных республик год за годом формировался его профессионализм как художника под руководством известных мастеров.
     Мастерское владение техниками рисунка, акварели, темперы сделали его одним из ведущих графиков страны, выработавшим свой стиль. Его работы стали узнаваемыми и желанными для самых престижных художественных выставок в России и за границей: в Венгрии, Польше, Германии, Австралии, Швеции, Иордании, Республике Беларусь, Украине, Таджикистане, Азербайджане.

8.

     Произведения Намеровского Г.В. хранятся в собраниях многих музеев: Москвы, Омска, Смоленска, Гагарина, Красноярска, Тулы, Сергиева Посада, Одессы. Кургана, Саянска, Петропавловска-Казахстанского и Грозного.
     Однако при  всех своих наградах и отличиях Геннадий Васильевич в общении прост и дружелюбен. Он говорит: «Мой лучший друг, известный московский художник, академик Игорь Обросов, которого уже нет с нами, всегда мне говорил: «Бойся похвалы друзей! Не иди никогда на поводу у зрителей в искусстве!» Потому что это это чревато. Не всегда зритель может понять, что тебя волнует, недоброжелатели могут специально подхваливать и так далее. Поэтому надо набраться воли и силы быть самим собой, слушать свой собственный голос… Мой учитель, академик Алексей Николаевич Либеров говорил: «Стремись вверх, к тем, кто на три головы выше тебя. Стремись подняться!» Эта путеводная звезда меня всегда удерживала от жизненных ошибок».
     Намеровский Г.В. считает себя выходцем из СССР. Как бы ни менялись времена, он смотрит на мир открытыми глазами, остается верен своим эстетическим и гражданским принципам. (А.У.Греков, заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент РАХ, кандидат искусствоведения).
     С приветствием и словами благодарности за плодотворное сотрудничество с российскими мастерами выступили известные могилевские художники и скульпторы: Федор Киселев, Андрей Воробьев, Борис Первунинских.
     После торжественной церемонии открытия все присутствующие разошлись по выставочным залам музей, чтобы насладиться прекрасным искусством.
     
Елена Опидович, председатель МГО РОО «Русское общество»


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:




ГЛАВНАЯ