Конфликт в Азовском море: кому выгодно и последствия для Беларуси 

« Назад

Конфликт в Азовском море: кому выгодно и последствия для Беларуси  04.12.2018 09:15

Нарушение украинскими кораблями российской границы в Азовском море на практике означает то, что международное противостояние в контексте украинского кризиса выходит на новый виток своего развития.

Корабли ВМС Украины "Бердянск", "Никополь" и "Яны Капу" нарушили российскую границу, не реагировали на законные требования сопровождавших их кораблей и катеров погранслужбы ФСБ и Черноморского флота России немедленно остановиться и опасно маневрировали. Они были задержаны.

ФСБ России возлагает всю ответственность за произошедшее на украинскую сторону, которая, естественно, все отрицает и обвиняет Москву в "агрессии". Уже в ближайшее время по факту резкого обострения отношений между Россией и Украиной соберется Совет безопасности ООН. В то же время в Киеве Совет Национальной Обороны и Безопасности (СНБО) внес предложение в Верховную раду о введении военного положения сроком на 60 дней.

Кому выгодно?

На настоящем этапе достаточно сложно дать компетентную правовую оценку произошедших событий, так как каждая из сторон приводит в свою пользу определенную аргументацию и ссылается на соответствующие договоры и международные конвенции в области морского права. В то же время уже сейчас можно проанализировать политические аспекты конфликта в Азовском море и определить конкретных выгодополучателей, которые, судя по всему, находятся внутри Украины. Дело в том, что в случае положительного решения парламента по вопросу о военном положении (ВП) действующее руководство получает чрезвычайные полномочия для "защиты государства".

А именно: в период действия военного положения запрещается проведение политических кампаний, выборов и референдумов. Очевидно, что если данный режим будет введен на территории Украины, то вполне вероятна его дальнейшая пролонгация на неопределенный срок, что позволит нынешней команде во главе с президентом Порошенко удержаться у власти еще на некоторое время и попытаться использовать этот период в своих целях.

Между тем все социологические опросы и оценки абсолютного большинства экспертов указывали на то, что Порошенко практически не имеет шансов переизбраться на второй срок в ходе предстоящих выборов президента Украины 19 марта 2019 года. Украинский лидер имеет всего лишь четвертый рейтинг в списке потенциальных кандидатов на пост главы государства, и его готовы поддержать лишь 9% украинцев. При этом Петр Порошенко с достаточно значительным отрывом возглавляет антирейтинг украинских политиков, так как, согласно исследованиям общественного мнения, более 50% избирателей "ни в коем случае" не отдадут ему свой голос. То есть Порошенко гарантированно проигрывает любому из кандидатов первой тройки, и если отталкиваться от социологии, то даже в случае выхода Петра Алексеевича во второй тур с самим дьяволом, граждане Украины предпочли бы кандидатуру Князя тьмы действующему президенту.

В общем, на первый взгляд, Петр Порошенко является единственным бенефициаром морского конфликта и, в случае удачного исхода закрытого голосования в Верховной раде, как минимум на 60 дней продлит срок своего пребывания во главе Украины. За это время можно попытаться прокачать украинское общество мобилизационной риторикой нового типа, так как гражданский конфликт в Донбассе уже начал утомлять электорат, а в данном случае налицо вроде как прямое столкновение с "российским агрессором". Украинская армия уже приведена в повышенную боевую готовность, ожидается призыв резервистов, имеющиеся в наличии боевые корабли выдвинуты в регион конфликта.

В такой ситуации Петр Порошенко может позиционировать себя как главнокомандующего, государственника, стоящего на защите интересов страны в трудную минуту. Это вполне вкладывается в предвыборную риторику президента Украины, выбравшего милитаристско-националистический стиль и построившего свою кампанию вокруг лозунга "Мова! Вiра! Армiя!". При этом существует мнение, что первоначально политтехнологи Порошенко планировали сделать центральным сюжетом позиционирования президента тему выхода из лона РПЦ и предоставления самоуправления (томоса) украинской православной церкви, однако уже очевидно, что канонические вопросы и фактор автокефалии не сильно волнуют стремительно беднеющих жителей Украины. По всей вероятности, сейчас акценты будут изменены от "вiры" в пользу армии, и Петра Алексеевича попытаются представить как единственного гаранта безопасности страны и спасителя от российской военной агрессии.

Кроме того, время, отведенное на ВП, Порошенко может попытаться использовать для обеспечения собственной безопасности, перевода активов и получения соответствующих гарантий от руководства Израиля или США, что весьма актуально с учетом вполне вероятного прихода к власти Тимошенко, имеющей к действующему главе государства личные счеты.

Последствия для Беларуси

В настоящее время развитие внутренней ситуации на Украине зависит от исхода голосования в Верховной раде, однако, как бы там ни было, очередной сполох у южных соседей отразится на безопасности и интересах Республики Беларусь. С большой долей вероятности инцидент в Азовском море будет использован странами Запада во главе с США для принятия очередного пакета антироссийских санкций, международная обстановка как по линии Россия – Украина, так и по линии Россия – Запад продолжит осложняться. В связи с этим Беларуси будет все сложнее выдерживать нейтральную позицию по отношению к событиям на Украине, так как Киев будет раздражать сам факт союзных российско-белорусских отношений, а наиболее "резкие" политические круги в Москве усилят свои требования к белорусскому руководству на предмет оглашения "конкретной точки зрения" в соответствии с обязательствами в рамках Союзного государства.

С учетом негативных тенденций международной обстановки белорусские инициативы перезапуска диалога о безопасности и сотрудничестве в Европе ("Хельсинки-2"), которые и так не были восприняты ведущими международными игроками, и вовсе будут отложены в "долгий ящик". Более того, по всей вероятности, усилится иностранное давление на нашу страну, и Запад продолжит попытки добиться снижения роли России в Беларуси под размышления о пользе "нейтралитета" для внешней политики официального Минска. В этом случае на отечественную дипломатию ложится дополнительная нагрузка, связанная с необходимостью не допустить конфликтов на всех направлениях, сохранить нынешний сбалансированный курс, а главное, разъяснить суть белорусской внешней политики всем соседям, пребывающим в логике конфликта.

Кроме того, в связи с предполагаемым введением режима военного положения на Украине не исключается полное закрытие Киевом украинско-российской границы, а значит, белорусским пограничным и транспортным службам, правоохранительным органам необходимо приготовиться принять на себя весь транзитный поток, следующий из РФ на Украину и в обратном направлении. С учетом неурегулированности вопроса пересечения иностранцами белорусско-российской границы, где фактически отсутствуют международные пункты пропуска, такая перспектива выглядит с точки зрения сегодняшнего дня как уравнение с большим количеством неизвестных.

В любом случае очередная эскалация обстановки на направлении Украины крайне невыгодна для Беларуси и существенно осложняет положение нашей страны на международной арене.

Алексей Мальгавко, sputnik.by


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru