САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Лев Криштапович: Человек хочет быть счастливым, но этому мешает капитализм

« Назад

Лев Криштапович: Человек хочет быть счастливым, но этому мешает капитализм 05.03.2021 11:18

Человеческое существо таково, что оно стремится к счастью. Все люди хотят быть счастливыми, и никто не хочет быть несчастным. Это аксиома человеческой жизни. Но здесь возникает вопрос: что такое счастье? Обычно отвечают на этот вопрос таким образом: поскольку все люди разные, то у каждого человека и счастье разное. 

Это обычная поверхностная, чисто буржуазная трактовка человеческого счастья. Буржуазной идеологии в силу ее социальной несправедливости выгодно рассматривать людей в качестве различных индивидуумов, которые, дескать, не имеют никакого общего интереса, а поэтому и понимание счастья у них различное. В действительности же все люди по своей природе одинаковые и у всех понимание счастья тоже одинаковое. В этом плане разницы между человеком эпохи античности и человеком нашим временем не имеется. Здесь важно понимать, что речь идет о человеческой природе, а не о социально-классовом различии античного и современного общества. Поэтому люди античного общества и люди современного общества в плане своей человеческой природы одинаково представляли смысл человеческого счастья.  Самое небольшое размышление по этому вопросу убеждает нас в этом. Как человек античного времени, так и человек нашего времени хотели быть умными, здоровыми, красивыми, быть материально обеспеченными, хотели, чтобы их любили и уважали их достоинство. И все эти моменты составляют счастье человека. Поэтому платоновское определение счастья вполне применимо и к нашему времени.

По Платону, «счастье разделяется на пять частей: во-первых, разумные желания, во-вторых, здравые чувства и невредимое тело, в-третьих, удача в делах, в-четвертых, добрая слава среди людей, в-пятых, достаток в деньгах и прочих жизненных средствах. Разумные желания возникают следствием воспитания и многоопытности. Чувства бывают здравыми от состояния частей нашего тела, когда глаза видят, уши слышат и рот и ноздри ощущают все, что им надлежит, - вот что такое здравые чувства. Удача бывает, когда все, к чему человек стремится, он и совершает должным образом, как подобает человеку ревностному. Добрая слава бывает, когда о человеке слышно хорошее. Достаток бывает, когда у человека довольно средств, чтобы оказывать помощь друзьям и отбывать государственные повинности с честью и щедростью. У кого все это есть, тот вполне счастлив» [1, c. 178].

Таково развернутое определение человеческого счастья, которым вполне может руководствоваться человек и нашего времени в своей жизни. Но можно дать и более короткое определение счастья человека, которое не будет противоречить платоновскому. Счастье – это когда у человека есть будущее. В самом деле, ведь человек живет ради будущего. Иначе люди не создавали бы семей, не рожали бы детей, не воспитывали бы и не учили бы их. Зачем они это делают? Ведь это трудная, тяжелая работа. Именно потому, что они хотят быть счастливыми. Отнимите у людей будущее, и они станут несчастными. Почему наши люди ностальгируют по советским временам? Потому что в советское время у людей было будущее, и они были счастливы. В нынешнее постсоветское время, время, казалось бы, независимых государств, люди не видят своего будущего, а поэтому они несчастны. А пока люди чувствуют себя несчастными, то есть пока у них нет будущего, они не живут, а выживают. При такой ситуации взывать к патриотизму наших людей – значит не понимать природы человека. И дело здесь не только в хлебе насущном. Дело именно в сознании человека, в том, что в самом сознании человека нет идеи будущего.

Если на счастье человека взглянуть через призму будущего, то самые счастливые люди – это дети, потому что у них все впереди, все в будущем. Взрослые потому так и любят детей, что они напоминают им о своем счастливом времени. А самые несчастные люди – это старики, потому что у них все позади, все в прошлом. В самом деле, именно к старости скопляются все несчастья: слабости, болезни, утрата смысла жизни. Какой печальный жизненный круг, который начинается со счастья и заканчивается несчастьем. И в то же время каждый человек хочет дожить до старости, причем до глубокой старости. Парадокс? Нет, диалектика жизни. Значит и в самой старости человека есть что-то такое, что делает его счастливым человеком. Это – мудрость как будущее человека в старческом возрасте, ибо только мудрость представляет собой то высшее человеческое знание, позволяющее человеку быть образом божьим и отличать добро от зла.

Признавая аксиому, что все люди хотят быть счастливыми, необходимо признать и то, что человек по своей природе доброе существо. «Человек по природе добр», - писал Руссо [2, c. 10]. И это тоже аксиома человеческой жизни. В реальной действительности она подтверждается на каждом шагу. Мы видим, что все люди хотят быть хорошими, чтобы их уважали, чтобы о них говорили хорошо, чтобы их дети тоже были хорошими, добрыми существами. Ведь никто из родителей не хочет, чтобы их детей считали плохими, вредными, злобными существами, чтобы они не почитали родителей. Даже преступники (грабители, насильники, убийцы) и те хотят выглядеть в глазах других людей вполне порядочными и общежительными. Даже преступники хотят, чтобы их принимали за хороших людей. И вообще, никто же не хочет признаваться в том, что он недобрый, несправедливый, злой человек. Кстати, «все народы, признававшие два начала (доброе и злое, то есть бога и дьявола); злое начало всегда ставили ниже доброго; в противном случае они предполагали бы нечто абсурдное» [2, c. 64].

И это тоже должно быть понятно. Ибо если бы по своей природе человек был несправедливым, злым существом, то человеческое общество не смогло бы состояться, поскольку люди переругались бы, передрались бы, перебили бы друг друга и исчезли с исторической сцены раньше, чем смогли бы объединиться в человеческое сообщество.

Но злой, несправедливый человек одновременно является и несчастным человеком. Ведь никто же не согласится с утверждением, что злой, несправедливый человек может быть счастливым человеком. Утверждать подобное – явный абсурд.

Но тогда возникает вопрос: откуда же берутся злые, несправедливые, а следовательно, и несчастные люди, если по своей природе человек добр? Ведь очевидно, что в человеческом обществе, где все хотят быть счастливыми существуют злые и несправедливые люди. Возникает вопрос: почему человек изменяет своей природе и становиться на дорогу зла и несчастья?

Ответ на этот вопрос сводится к выяснению причины зла в человеке. А если бы мы сумели узнать причину, которая приводит человека к несправедливости и злу, мы тогда сумели бы, если не устранить, то, по крайней мере, рационально противодействовать этой причине и создать действительно счастливое человеческое общество без конфликтов, насилия, эксплуатации, войн, о чем всегда мечтали великие мыслители и гуманисты в истории человечества. Известно, что Лермонтов всю свою творческую жизнь работал над своим «Демоном» с целью раскрыть причины зла в людях. Попробуем ответить на этот вопрос: откуда берутся злые, несправедливые и несчастные люди?

Думается, что все согласятся с тем утверждением, что злой, несправедливый, а следовательно, и несчастный человек – это человек, который неудовлетворен своей настоящей жизнью. А почему так происходит? Потому, что человек не умеет радоваться самой жизни в единстве ее временных периодов – прошлого, настоящего и будущего. Не осознает того, что сама человеческая жизнь и есть счастье человека. Поэтому можно дать более точное определение понятию счастья. Счастье – это есть сама человеческая жизнь. В этом мы убеждаемся на примере реальной жизни человека. Ведь человек, даже находящийся на пороге смерти, осознающий, что он умирает, тем не менее, продолжает бороться за жизнь, не хочет умирать, подтверждая тем самым, что сама жизнь создает счастье человека.

Но неудовлетворенность своей настоящей жизнью не есть нечто абстрактное, внесоциальное. Это означает, что человек испытывает недовольство при взаимодействии, общении с другими людьми, с другим человеком. Другими словами, злой, несправедливый человек смотрит на людей как на своих конкурентов, недругов, врагов, которые мешают ему стать счастливым человеком. Получается, что злой, несправедливый человек испытывает ненависть, вражду по отношению к себе подобным и желает им всяческого несчастья. Вот почему «мы непременно становимся врагами людей, если мы можем быть счастливы только через их несчастье» [3, c. 412]. Объективно такие люди глубоко несчастны, ибо они и на себя смотрят через призму ненависти и враждебности, поскольку по отношению к себе выступают недругами, врагами. Отсюда следующее определение счастья. Счастье - это когда человек сам себе друг.

В таком случае совершенно очевидно, что все несчастья человечества обусловлены самой капиталистической системой, которая из двух начал – доброго и злого, бога и мамоны – приоритет отдает злу и мамоне, которая ради прибыли лишает человека любви к ближнему, будущего и самого смысла жизни. Поэтому без ликвидации бесчеловечной капиталистической системы невозможно человеку стать счастливым.

Л. Е. Криштапович, доктор философских наук, профессор 
Белорусского университета культуры и искусств
(levkrishtapovich@gmail.com)

Литература

1.Лаэртский, Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. - М.: Мысль, 1979. 
2.Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. / Ж.-Ж. Руссо. – М., 1981. – Т. 1.
3.Гельвеций, Клод Адриан. Об уме. Соч. В 2-х т. / Клод Адриан Гельвеций. – М.: Мысль, 1973. – Т. 1.
 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru