САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Мода на «псевдоисторичность» захватила и некоторых историков

« Назад

Мода на «псевдоисторичность» захватила и некоторых историков 20.10.2020 19:47

Красным по белому

Новая мода среди решивших вдруг стать «чэснымi» историков: оправдывать бчб-флаг некоей «историчностью». Кандидат наук Владимир Ляховский, например, начинает с того, что «сочетания красного и зеленого цветов вообще очень нетипичны для европейской традиционной геральдики и вексиллологии». Он медаль от печально известного нашего ПЕН-центра, где Алексиевич все еще заправляет, получил. Надо соответствовать. 

Но факты есть факты, и ученый проговаривается: «Кресовые» поляки в 1917—1918 годах активно популяризировали в Беларуси старый красно-бело-красный флаг Речи Посполитой, претендуя на создание польского национального государства в границах 1772 года (с включением белорусских, литовских и украинских земель). Но эта инициатива не имела успеха и вскоре канула в Лету». Историк будто не знает, что нехта сидит в Варшаве. Что Летой теперь называют Вислу. Не слышал, что гуайдихе дали там виллу. Не видел, как на дне машины польского посла предатели покидали Беларусь. Он — архивист, не до того ему. 

И буквы, и строчки заплакали вдруг

В предыдущих статьях о спекуляциях на тему псевдонациональной атрибутики («СБ. Беларусь сегодня», 10.09.2020 и 12.09.2020) была показана недогосударственность БНР. Внешнее управление ею со стороны оккупировавших пол-Беларуси германцев. И что бчб-символика не только не имеет отношения к белорусской государственности. Она испачкана кровью и пеплом сожженных белорусов. И для нас теперь должна стать в один ряд с нацистской символикой, как это и было во время Великой Отечественной войны. 

Собственно, Ляховский подтверждает: «Бчб-символика… оставалась главным атрибутом… в эмиграции». А потом эмигранты вернулись — в фашистских обозах: «Наиболее широко герб «погоня» и бчб-флаг начали использоваться накануне и в период проведения так называемого Второго белорусского конгресса, всего за несколько месяцев до прихода Советской армии. Они… являлись официальными символами всех основных белорусских национальных партий, общественных и культурных учреждений и организаций, включая ученические и студенческие кружки и союзы». 

Вот подлинные тексты телеграмм Гитлеру. Тех еще телеграмм, не нынешних. Хотя современные телеграм-каналы, вещающие с Запада на Беларусь, могли бы подписаться почти под каждым словом. Пишут члены тех самых «национальных партий, учреждений и организаций»: 

«Руководителю Великой Германии. Второй Всебелорусский конгресс поручил мне послать Вам, фюрер, приветствие и заверить Вас, что белорусский народ будет несломно сражаться рядом с немецким солдатом против совместного нашего врага — большевизма. Мы надеемся и верим в окончательную победу, которая, под Вашим руководством, при строительстве Новой Европы принесет счастливое будущее белорусскому народу». 

«Белорусская самопомощь шлет Вам Рейхсканцлер от имени всего Белорусского Народа искреннее поздравление по случаю 10 годовщины эпохи, которая под Вашим руководством, под флагом национал-социализма создала Великую Германию… Весь белорусский народ стоит непоколебимо при великом немецком народе, готов бороться и отдать все для скорейшей победы над еврейско-плютократичным миром и большевизмом». 

«От имени Белорусского народа позволю себе Наш Экселенц к дню Вашего рождения пожелать всего наилучшего, особенно как можно быстрейшего выполнения идеалов Новой Европы. Мы выражаем надежду, что Белорусский народ в новой, вами построенной Европе, займет свое место рядом с другими свободными народами и наш народ готов приложить все силы для этой доброй цели».

Каждая из этих мерзостей (сказанных, как видим, от имени народа — будто ТУТ.бай с «Нiвай» вчера писали) заверена печатью — с тем самым гербом тех самых бчб-цветов. А зная биографии подписантов, можно уверенно добавить: националист никогда не желает счастья своему народу, он преследует свою узкокорыстную цель.

Но Ляховский непоколебим: «Бчб-флаг ассоциируется также с независимостью нашей страны». Надо полагать, в новой, Нашим Экселенцем построенной Европе. 

8345cf64010f9187ddf1463552457c12

Колышется ветром бумажный листок

Владимир Снапковский, доктор исторических наук, декларирует: «Под бчб-флагом формировалось национальное самосознание белорусов в XX веке». Непонятно, правда, каких именно белорусов профессор имеет в виду. Нещадно угнетаемых поляками к западу от Минска? Сбежавших еще дальше и нашедших себе покровителей-нацистов? Потому что у всех остальных формирование проходило под красным, затем — красно-зеленым флагом. 

«Напомню, — говорит доктор, — РОА Власова воевала под триколором, который сейчас является государственным флагом РФ». Для начала, профессор, это не научный аргумент. Вы еще эстонцев с латышами и их легализованными эсэсовцами в пример приведите. 

Наконец Власова повесили, а власовцев сурово наказали. Вы же, целый доктор исторических наук, слова худого не сказали про своих полицаев и коллаборантов, вешателей и предателей, подстилок и прихвостней, служивших за похлебку. С бчб-символикой на рукаве и над головой. 

«Реакция противников бчб-флага довольно примитивная», — снисходительно замечает Снапковский. «Знаете, я когда вижу его, бчб-флаг… — размышляет народный артист СССР и Беларуси Геннадий Овсянников. — Вот вы помните, как евреев под ним расстреливали? А я помню, сам видел». Может, наш профессор не тем в жизни занимается, коли артист историю знает, а доктор исторических наук — нет? 

«Налицо тенденция к принятию бчб-флага все более широким спектром белорусского общества, — мечтает историк, — поскольку она отражает глубокие вековые чаяния белорусского народа к свободе и независимости». Извиним профессору непонимание употребляемых с целью наукообразия слов, ибо здесь вообще что ни слово, то неправда.

Но мечты доктора Снапковского конкретизирует кандидат Ляховский: «Бчб-флаг, который ассоциируется с независимостью нашей страны, в любом случае должен получить правовой иммунитет от идеологического осквернения и прямых репрессий». Видимо, примерно так же, как правовой иммунитет получили все прибалтийские эсэсовцы, украинские бандеровцы и другие, запятнавшие себя кровью, националисты. 

Фактически таким историкам осталось сделать лишь один шаг. Хорошо известный, многократно описанный в истории: «Убей жида и комиссара». 

Висит на заборе

Однако в жизни все не так, как представляется отдельным профессорам и отмеченным пеновцами архивистам. Белорусское общество в массе своей уже потеряло интерес к «историчности» придуманных на коленке символов. Отброшена за невостребованностью и идея «адраджэння», прежде всего потому, что не повешены собственные власовы. Бчб-символы для массы населения сейчас олицетворяют протест. Если ты «супраць» — одевайся в бчб, а анархист ты, футбольный фанат, уголовник или интеллектуал, не важно. 

Протест существует всегда, он есть в любом обществе, это диалектика. Во времена, когда СССР добился всеобщей поголовной грамотности, на всех сарайках, гаражах и заборах стало появляться слово… пусть будет, как в анекдоте, «мир». В буквенном и графическом исполнении. 

Сейчас на тех же самых местах висят ленточки, рисуются граффити и пачкается в бчб-цвета все, на что упал жаждущий самовыражения глаз. Современной молодежи лень писать — она рисует. А что может быть проще, чем по белому мазануть красным? Каждый сумеет. Хороша национальная символика, не требующая ни умственных, ни трудовых затрат, правда? Оригинален и неповторим замысел Дуж-Душевского, нет сомнений. 

Трансформацию бчб из псевдо (но все же историчного) поля через попытку «адраджэння» (пусть и негодными средствами) к уровню надписей на заборах еще предстоит осмыслить культурологам. И историкам — но тем позже. Когда «протест» увянет (а он увянет, ибо бесцелен и неосмыслен) и малевание бчб окончательно станет показателем малокультурности, эпатажной пубертатности и, как следствие, маргинальности «протестантов». 

Когда до всего белорусского общества дойдет: вешать бчб-ленточки на заборы и пачкать стены словом… «мир» — явления одного культурного порядка. И в рассматриваемом случае означает близость авторов сих перформансов к социальному дну.

Вот эту тенденцию уже можно наблюдать даже в «протестной» среде. Недавно один задержанный во время незаконной акции, не молоденький, ехал уже в автозаке. И нашел на полу бчб-флаг. И обиделся, и даже с собой в Жодино привез: «Так нельга, гэта наш сiмвал!» Спроси ты его, символ чего — обидится еще, в харю полезет, понятно же… протеста, чего же еще. Нашел бы на полу чинарик — и его прихватил бы. Чуть что, сказал бы, что «гэта наш герб».

Для самых упертых, со слезой вспоминающих, как воин перевязал рану белой повязкой, а на ней выступила кровь, можно рассказать и о последних научных изысканиях наших соседей. Воином тем был, как теперь выясняется, Микола Щорс, помните: «Голова обвязана, кровь на рукаве»? Было это на Волыни. Заметил же сей исторический акт и впервые достоверно положил его на бумагу Михайло Эпштейн-Голодный, родом из Бахмута Екатеринославской губернии. 

Из чего исторически вытекает: все, что под бчб-флагом рядом с Волынью (скажем, Полесье), должно по праву являться наследием потомков древних укров. А поскольку потомки укров обязательно «переможуть» — когда-нибудь — потомков ляхов, то и половина Беларуси будет исторически управляться ими. 

Та, где на заборах несмышленые и бескультурные все еще рисуют красным по белому. 

Анатолий БАадулин, кандидат исторических наук.

Андрей Муковозчик, sb.by


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru