САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Найти и устранить. Как ЕАЭС борется с внутренними барьерами

« Назад

Найти и устранить. Как ЕАЭС борется с внутренними барьерами 09.09.2018 14:45

На заседании Консультативного комитета по функционированию внутренних рынков страны ЕАЭС 8 августа обсудили наиболее чувствительные внутренние ограничения. Несмотря на устранение части из них в предшествующий период, наличие таких ограничений до сих пор является одной из наиболее серьезных проблем развития Союза.

В числе наиболее заметных препятствий – проблемы с допуском к госзакупкам программного обеспечения, перемещением рабочей силы, необходимость повторного подтверждения соответствия произведенных в одной из стран ЕАЭС устройств связи (мобильных телефонов, планшетов) требованиям другого государства, ограничение пересечения российско-белорусской границы гражданами других стран ЕАЭС с помощью наземного транспорта, а также отсутствие общих требований к профессиональной подготовке водителей. За первое полугодие 2018 г. из 13 предусмотренных «дорожной картой» мероприятий было выполнено 7, а по остальным 6 продолжается активная работа.

Впрочем, этим перечнем список существующих в ЕАЭС внутренних препятствий отнюдь не ограничивается. Тот факт, что юридически общий рынок существует уже четвертый год, вовсе не означает, что союзные государства полностью отказались от попыток защитить свои внутренние рынки от зарубежных конкурентов. Происходит это как целенаправленно, так и не совсем намеренно, в процессе решения странами ЕАЭС своих внутренних экономических проблем. За прошлый год, например, в Евразийскую экономическую комиссию поступило 161 обращение по вопросам внутренних препятствий, в том числе 113 – от бизнеса и физических лиц, а также 48 – через специальный портал «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза», предназначенный для сбора такой информации. Большинство поступивших обращений касались России (49%) и Белоруссии (25,5%), за которыми следуют Армения (10,5%), Казахстан (9,4%) и Киргизия (5,6%).

Большинство проблем, имеющих признаки внутренних препятствий, сосредоточено в области технического, таможенного регулирования и транспортной политики, на которые приходится две трети всех поступивших в комиссию за прошлый год обращений. Все такие обращения по их удельному весу можно разделить на три группы. К первой из них относятся обращения по техническому (34%), таможенному регулированию (17%) и транспортной политике (15%). Во вторую группу входят налоговая политика (9%), трудовая миграция (9%), а также ветеринарно-карантинные и санитарные меры (6%). К третьей группе относятся наименее значимые обращения, которые касаются промышленной политики (4%), нетарифного регулирования (4%) и государственных закупок (2%). Примечательно, что госзакупки по числу поступивших обращений находятся на последнем месте, но регулярно обсуждаются, тем не менее на всех мероприятиях по устранению внутренних препятствий.

Напомним, что в соответствии с методологией, утвержденной решением ЕЭК № 152 от 14 ноября прошлого года, все препятствия на внутреннем рынке Союза делятся на три группы: барьеры, изъятия и ограничения. Барьеры – это препятствия для свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, которые не соответствуют праву Союза. Изъятия – это предусмотренные правом ЕАЭС отступления от общих норм, которые союзные государства применяют на законных основаниях. Ограничения – это препятствия, которые возникли из-за того, что данный вопрос правом Союза в данный момент не регулируется. Соответственно, к барьерам препятствие относится в том случае, если оно праву ЕАЭС не соответствует, к изъятиям – если его исключение из общих правил допускается общесоюзным законодательством, а к ограничениям – если необходимых для регулирования того или иного вопроса правовых норм еще нет или же их разработка запланирована в будущем. ЕЭК ведет мониторинг существующих на внутреннем рынке ЕАЭС препятствий.

В случае обнаружения барьеров проводятся оперативные консультации. Кроме того, комиссия направляет странам ЕАЭС уведомления о необходимости исполнения права Союза. По состоянию на ноябрь прошлого года всего было устранено 10 барьеров, которые затрагивали сферы таможенного, технического, тарифного регулирования, а также трудовой миграции. Так, Россией по итогам работы ЕЭК было отменено таможенное декларирование ряда товаров, включая электроэнергию, каменный уголь и воск. Еще по восьми барьерам ведется активная работа.

Количество ограничений и изъятий заметно больше, чем барьеров. На ноябрь прошлого года ЕЭК было зафиксировано 34 ограничения и 16 изъятий. Причем работа по ним продвигается не слишком быстро. Так, комиссией были устранены всего четыре ограничения в сфере агропромышленного комплекса, применения санитарных и фитосанитарных мер, а также одно изъятие в сфере государственных закупок. Остальные внутренние препятствия включены в «дорожную карту», в которую по состоянию на прошлый год было занесено 37 ограничений и 17 изъятий.

По оценке ЕЭК, работа по устранению препятствий дает заметный результат в виде либерализации условий взаимного доступа на внутренние рынки. Так, совокупный положительный эффект от устранения препятствий, включенных в «дорожную карту», оценивается в пределах от 1,5 до 2% объема взаимной торговли. При этом около 40% всех принимаемых комиссией решений по вопросам внутреннего рынка направлены именно на обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, которые и составляют основу идеологии и практической деятельности ЕАЭС.

Однако неоднозначность отдельных положений союзного договора приводит к тому, что препятствия сохраняются. По состоянию на прошлый год Белоруссия, например, продолжала взимать с местных товаров льготный НДС в размере 10%, тогда как для прочих товаров он равен 20%. В Армении информация о госзакупках не была представлена на русском языке. В России для госнужд не закупалось программное обеспечение из других стран ЕАЭС, а Казахстан при вывозе со своей территории угля в другие союзные государства продолжал взимать с него рентный налог. Кроме того, разработчики программного обеспечения из стран ЕАЭС не могли принимать участие в госзакупках из-за отсутствия взаимного признания электронной подписи.

Ограничения, которые сохранятся в ЕАЭС, связаны с неурегулированностью вопроса взимания вывозных таможенных пошлин при экспорте товаров с территории другой страны, отсутствием общих требований к профессиональной подготовке водителей, гармонизации ставок акцизов и условий пенсионного обеспечения. Не созданы пока общие рынки нефти и нефтепродуктов, газа, электроэнергии, отсутствует свободный доступ к системам их транспортировки.

Изъятия же, будучи узаконенными ограничениями, обычно связаны с необходимостью для той или иной страны ЕАЭС адаптироваться к работе в новых условиях. Казахстан, например, до 2025 г. не применяет нормы единого рынка услуг в сфере строительства. В Белоруссии исключительное право внешней торговли калийными удобрениями закреплено за «Беларуськалием». В России отсутствует возможность помещения под таможенную процедуру товаров из других стран Союза на территории Калининградской и Магаданской свободных экономических зон, а в Киргизии и Армении одновременно действуют национальные и общесоюзные технические регламенты.

Полностью внутренние препятствия не будут, видимо, устранены никогда, поскольку национальные и общесоюзные интересы периодически вступают в противоречие друг с другом. Типичный пример – положение в сфере трудовой миграции и регулирования рынков труда. Недавнее предложение мэра Москвы С. Собянина запретить работу в столице таксистов с чужими правами нарушает принцип свободного передвижения рабочей силы, но, как показал чемпионат мира по футболу, совершенно необходимо для обеспечения безопасности населения. Принятие же согласованных требований к подготовке водителей может затянуться на длительное время, ждать которое часто не позволяет складывающаяся ситуация. Аналогичным образом страны ЕАЭС нередко вынуждены действовать в сфере экспорта, когда требуется обеспечить защиту их собственных экономических интересов.

Согласовать общесоюзные и национальные принципы в такой ситуации крайне непросто, что, возможно, потребует разработки специального механизма действий в ситуациях, предоставляющих угрозу для безопасности союзных государств.

Кирилл Соколов, Ритм Евразии


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru