Николай Свентицкий: В нацию, образующую страну, мы несем русский язык, русскую культуру

« Назад

Николай Свентицкий: В нацию, образующую страну, мы несем русский язык, русскую культуру 20.07.2018 10:53

Директор тбилисского Театра имени Грибоедова, председатель Координационного совета организаций российских соотечественников Грузии Николай Свентицкий — о зарубежных центрах русской культуры.

В Тбилиси 21 театр, один из них наш — Русский драматический театр имени Грибоедова. Первый русский театр за пределами России. Он был создан по указу наместника Кавказа графа Воронцова в 1845 году. Труппу в нем собирал великий Михаил Щепкин.

После распада Советского Союза русские театры на постсоветском пространстве должны были поменять свое предназначение. Нам это удалось сделать, четко определив приоритеты. 80% наших зрителей — этнические грузины. В нацию, образующую страну, мы несем русский язык, русскую культуру, если хотите, русский дух. Поэтому 90% нашего репертуара — русская классика. В первую очередь Чехов, Горький, Толстой, Достоевский.

Нашу классику традиционно любят выросшие на ней старшее и среднее поколения зрителей и, что удивительно, любит студенческая молодежь. Мы понимаем, что надо сейчас бороться и за юного зрителя. Формируя репертуар для детей, стараемся показать великую русскую культуру через сказки Пушкина.

Сегодня мы, да и любой русский театр за рубежом — оплот русской культуры. Поддержать нас могут российские программы помощи русским театрам, находящимся за пределами страны. Важный шаг в этом направлении уже сделан. Я имею в виду создание Федерального агентства по поддержке гастрольной деятельности, которое обратило внимание на русские театры и начало приглашать нас на большие гастроли.

Наш театр — постоянный участник петербургского фестиваля «Балтийский дом». Этот форум — модель того, как надо позиционировать за рубежом великую страну. Огромное спасибо за это выдающемуся театральному организатору Сергею Григорьевичу Шубу. На базе фестиваля основана всемирная организация «Деятели русского театра зарубежья», которую я имею честь возглавлять. Ее главная задача заключается прежде всего в практической помощи. Например, в отношении нашего театра сейчас обсуждается вопрос о приезде специалистов по сценическому оборудованию, чтобы как можно полнее использовать имеющиеся у нас технические ресурсы, модернизировать их, адаптировать к современным требованиям. Кроме того, нам нужны педагоги по сценической речи, в этом тоже может помочь наша организация.

Очень активно работает в последние годы Союз театральных деятелей РФ, устраивает в Звенигороде Международную летнюю театральную школу. На целый месяц мы можем послать на обучение наших молодых актеров. Делается это за счет федерального бюджета России. Мы оплачиваем только дорогу. Ребята возвращаются с большим кругозором, пополняют свое знание русской культуры. Это громадное дело, но я считаю, что программу надо расширять и делать это как в творческом, так и в политическом аспекте.

Что я имею в виду? В Тбилисском театральном институте уже несколько лет подряд за счет госбюджета Грузии набирают русский курс, который готовит актеров специально для нашего театра. Ребята должны говорить на эталонном русском — языке Толстого, Пушкина, Достоевского, проникнуться российским менталитетом. Но молодежь практически не знает Россию. Зачастую у них нет возможности съездить и посмотреть, какая она на самом деле. Если вовремя не решить эту проблему, может статься, что лет через десять мало кто будет говорить в Грузии на русском языке. Уже сейчас в общей массе грузины стали меньше говорить на русском. Я же не устаю утверждать, что язык должен иметь практическое предназначение. Мы имеем возможность создать механизмы, чтобы русский язык был привлекателен в Грузии.

У нас для этого есть особый фундамент, особая платформа. Россия и Грузия — страны-единоверцы, страны христианской культуры. В Грузии очень любят русских. Во всех ресторанах можно попросить меню на русском языке и его принесут. Во время недавнего визита в Тбилиси театра «Современник» во главе с Галиной Борисовной Волчек город буквально жил этими гастролями. Чтобы дать возможность посмотреть спектакли всем желающим, нужен был бы, наверное, стадион.

Есть правительственная программа РФ по развитию русского языка в мире. Она работает, и я считаю, что надо предусмотреть в ней еще одну статью расходов — выделить средства русским театрам за рубежом, чтобы они в отдаленных местах своих стран сыграли спектакль на русском языке. Он один будет равен по значимости 20 семинарам.

Мы ездим в провинцию, чтобы русский язык не был забыт. Недавно были со спектаклем «Маугли» в одном из дальних регионов Грузии. За два месяца там знали, что мы приедем. И книжка «Маугли» Киплинга на русском языке была самой востребованной в библиотеках. Вот вам и пропаганда.

Русский век


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru