САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Сессия онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021»
Сессия онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021»
Посол России Дмитрий Мезенцев в программе «Клуб редакторов» на телеканале «Беларусь 1»
Посол России Дмитрий Мезенцев в программе «Клуб редакторов» на телеканале «Беларусь 1»

Нуждаются ли классики в «реанимировании» ?

« Назад

Нуждаются ли классики в «реанимировании» ? 18.02.2021 17:01

Или «…Неровная и резвая семья…»

О Пушкине сказано и написано все, что было возможно…Обманчивое впечатление! Приходят новые поколения - и открывают для себя нового Александра Сергеевича. Собственного…

Вот только чтобы это произошло наверняка, нам, взрослым, нужно изрядно постараться. Ведь современные глянцевые кумиры так наглядны, понятны, броски. Куда уж там  «старине глубокой»!

А ведь Пушкин да Лермонтов с их дерзостью, эпатажностью, непримиримостью к общепринятым нормам, правилам, законам не просто  могут  соответствовать нынешнему психологическому и нравственному концепту.Эти авторы крайне современны, их творчество безумно актуально, если вдуматься.

Обращусь, с вашего позволения, к собственному опыту. Как-то раз удалось заинтересовать ребят беседой о том, каким они видят Пушкина-лицеиста, подростка, своего ровесника. Гаджеты у всего класса были под рукой, информации(полезной и, как водится, бесполезной) – в избытке. Что тут началось!.. Урока нам не хватило.

Условились через неделю принести весомые аргументы, четкие доказательства в виде ссылок, стихотворных строк, чтобы каждый сумел отстоять свою позицию. Так постепенно мы вышли на работу исследовательского характера.Безусловно, она была плодом совместных усилий.Но терпения и боевого задора хватило лишь Лизе С.: именно с ней мы приблизились к этапу оформления, защиты работы, участия в конференции  и так далее.Однако это совсем другая история.

Сейчас же мне хотелось бы вернуться к мысли о насущной необходимости «реанимирования» живого облика классиков. Интерес к личности автора, понимание мотивов поступков и – как следствие - осознание его внутреннего мира . Потом открывается ТВОРЧЕСТВО! А вот это уже навсегда.

И только взрослый человек, осознающий простоту, логичность и неизбежность данной цепи, способен открыть подростку этот путь.

Условия обучения и воспитания в Царскосельском Лицее как источник формирования личности поэта всегда представляли интерес для исследователей всех мастей и рангов. Не скажу, что мы собирались открыть Америку. 

Однако согласитесь, что занятной и небесполезной может оказаться попытка сравнения тех условий, аспектов, факторов – двухсотлетней давности – и всего, что формирует личность ребенка ныне.Вдруг мы что-то пропускаем? Не учитываем? Не умеем? НЕ хотим сделать некое усилие, чтобы новые великие поэты, дипломаты, адмиралы и просто достойные люди, честные и грамотные, ходили рядом по земле!

Или набор детей для обучения в Лицее был столь уникален, преподавательский состав - таким высокопрофессиональным, что и повторить-то не следует мечтать? Итак, немного истории.

Нынче учебные заведения часто меняют статус: институты становятся университетами, школы и ПТУ реорганизуются в лицеи, гимназии, колледжи. Вот только не происходит волшебства: не появляются в них новые Пушкины и Ломоносовы. Таким образом, дело, вероятно, не в названии учебного заведения, а в атмосфере и качестве знаний?

При открытии, например, Царскосельского лицея в воздухе витала надеждана возрождение страны, свободной от невежества и рабства. Название «Лицей» стало символом самого лучшего воспитания и образования России 19 века.

Лицеисты должны были изучить правоведение, философию, историю религии, политэкономию, логику; овладеть искусством сочинительства на французском, немецком, латыни и - непременно!- русском языке, что было особенно важно в эпоху преклонения перед всем иностранным.

«Постановление о Лицее» требовало «никогда не [говорить] без идей!». Конкретность, практичность в сочетании с образованностью – здесь воспитывали  все эти качества.
 
В истории мировой литературы не было другого такого случая, чтобы поэт или писатель в своем творчестве настолько подробно, часто и вдохновенно говорил о школе, воспитавшей его; так много внимания уделял однокашникам и преподавателям. Похоже на то, что здесь, в Лицее, Александр Сергеевич Пушкин не просто сформировался как поэт. Он был здесь счастлив, а это, согласитесь, дорогого стоит.

Если судить с точки зрения банальной успеваемости (что, к сожалению, делаем мы, современные преподаватели), то из 30 выпускников Лицея у Пушкина - 28 место по достижениям в учебе. «Более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум»,- писал о нем директор лицея. 

В дальнейшем 17 выпускников – чиновники, 12 посвятили себя военной службе. Но лишь один становится профессиональным литератором. Мы задумались над тем, как это произошло: вопреки воспитанию, образованию, полученным в Лицее, или благодаря им; вопреки царившей в этом учебном заведении атмосфере и сложившимся взаимоотношениям – или опять же благодаря этому фактору?

В 1818 году юный поэт получил следующую характеристику: «Легкомыслен, ветрен, нерадив, впрочем, добродушен, усерден, учтив, имеет особенную страсть к поэзии» (С.Г. Чириков, лицейский учитель рисования). Бросается в глаза противоречие: «нерадив» и «усерден». Александр проявлял усердие и повышенный интерес к изучению гуманитарного цикла, уже тогда занимавшего все помыслы. Он так и останется «человеком страстей»…

«Достойным приобретением первоначального воспитания» Е.А. Энгельгардт, директор, назвал знание французской литературы.

Директор подразумевал в первую очередь любовную лирику и романы, которые «унизили юношеские чувства» т.е. не по возрасту рано развили интерес будущего поэта к теме любви.

«Читал охотно Елисея, а Цицерона проклинал», – признавался  впоследствии Александр Сергеевич.

Интересно, в частности, отметить, что для улучшения качества образования в Лицее использовались самые современные приборы. Например, был приобретен прибор для демонстрации магнетизма и электричества. Подобная машина стоила 1750 руб. С.В. Зверев в книге «История денег» пишет, что в начале 19-го веков земские учителя получали жалование 10 – 15 руб., что являлось немалым доходом (в начале 20-го века за эти деньги можно было, допустим, купить рояль). Насколько же щедрая сумма была выделена для приобретения научного прибора!

Главное правило «Постановления» гласило: «Ученики никогда не должны быть праздны…Директору поставляется в обязанность, чтоб воспитанники в свободное время разговаривали на том и другом (т.е. родном и иностранном –Примеч. автора) языках», – вспоминал И.Селезнёв.

Устав Лицея  1810 года в 4-ой  главе регламентировал  «Способы учения»:  «Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять детей пространным изъяснением, но возбуждать  собственное его действие».

Таким образом, свободного времени практически не было, требования учебные и дисциплинарные – жесткие, отношение преподавателей – подчеркнуто требовательное. Хотя нужно признать, что Е.А.Энгельгардт, В.Ф. Малиновский, И.К.Кайданов, А.П.Куницын, Н.Ф.Кошанский, Д. де Будри - всеобщие любимцы   несмотря на свою требовательность. «Храните правду, жертвуйте за нее», – искренно напутствовал директор. Такими и были преподаватели. За долгие годы был  уволен только один сотрудник (за «ненадлежащее» поведение): надзиратель по учебной и нравственной части М.С. Пилецкий -Урбанович.

Лицей за годы своего существования воспитал 12 министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна. Это не так уж и трудно объяснить: здесь стремились воспитать принципиального, благородного человека, достойного члена общества, для которого справедливость – выше карьеры.

Итак, условия обучения и воспитания способствовали формированию целеустремленной, творчески развитой личности, реализации творческого  потенциала. Происходило это отнюдь не вопреки установленным требованиям, а во многом благодаря им.

«....В начале жизни школу помню я: //Там нас, детей беспечных было много; //Неровная и резвая семья…»(Александр Сергеевич Пушкин). Лицейская семья формировалась во взаимовлиянии всех, кто входил в этот  «беспечный, резвый » круг.

Не вопреки, а благодаря продуманной, отлаженной системе работы был дан толчок развитию творческих способностей очень многих воспитанников Лицея.

В.О.Ключевский в своих заметках писал: «Пушкин - восприимчивый и наблюдательный, с трезвым и бодрым взглядом на жизнь, благодарный судьбе за радость и горе, умеющий ценить хорошее чужое и шутить над дурным». Несомненно, именно Лицейская слаженная «команда»  наградила Пушкина этими качествами, а Александр Сергеевич, в свою очередь, нашел им применение в своем творчестве, реализовал. 

Не желая ни в коей мере задеть хоть кого-либо, все же задам риторический вопрос: «Не проходим ли мы, современные педагоги, ежедневно и ежечасно, мимо особенных, одаренных иначе, нежели все остальные, подростков?

Ольга Юрченко, МГО РОО «Русское общество»


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
23.02.21

Усиление интеграции России и Белоруссии во всех сферах жизни наших государств остаётся насущным требованием времени. Это касается и необходимости сближения позиций в сфере получения образования.

16.02.21

Только что отгремело Шестое Всебелорусское Народное Собрание, ставшее значимым событием в общественно-политической жизни нашей страны. Выступления Президента А.Лукашенко, других участников собрания, будут ещё долго анализировать и комментировать. 

16.02.21

“Неужели  эти  улицы  никогда  не  потеряют  своего мирного вида? Неужели эти стёкла не  зазвенят  под  камнями? Неужели всё кончено?”, – так писала в 1908 году известная на весь мир  поэтесса  Марина Цветаева.

15.02.21

Культурологической особенностью «белорусизаторской» исторической школы, которая совершенно необоснованно претендует на роль белорусской национальной историографии, является школярское изучение истории Беларуси. Такое изучение, не требуя вдумчивого исследования, обычно удовлетворяется поверхностными историческими аналогиями и наивным восприятием исторических событий. 

10.02.21

Здесь ставится задача «не допустить снижения присутствия на традиционных рынках сбыта», а также нарастить объемы поставок продукции в «КНР, ЕС, США и страны дальней дуги, осваивая новые ниши мирового рынка». При этом ставится задача «сохранить и развивать многовекторность внешней торговли».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru