"Песнярам" – 50: судьба ничего не дает навечно

« Назад

"Песнярам" – 50: судьба ничего не дает навечно 04.09.2019 15:00

О пути легендарного коллектива, который 1 сентября перешагнул 50-летний рубеж, рассуждает колумнист Sputnik Вячеслав Шарапов.

Сегодня 50-летие отмечает не только Белорусский государственный ансамбль "Песняры" – отмечают многие замечательные музыканты, которые в разные годы работали под началом легендарного Владимира Мулявина, его соратники, его дети, его многочисленные поклонники. Сегодня я не буду взвешивать, кто из последователей легендарного Народного артиста наиболее "песнярист", кто из них действительно внес весомый вклад в творческую сокровищницу ансамбля, а кто эксплуатировал бренд и просто пытался и пытается на нем заработать. Сегодня интересно порассуждать о том, как образ белорусского "песняра" соотносится с текущим временем, насколько он востребован в эпоху либеральных ценностей и глобалистических подходов к тому, что ранее называлось эстрадным искусством.

Белорусы не очень любят своих артистов. Нашим типичным трендом является "ругай свое, люби чужое". Приезжим, раскрученным, известным мы отдавали всю свою любовь, лучшие гримерки за кулисами и дарили самые свежие цветы, но и это уже, кажется, прошло.

Участники белорусского ансамбля Песняры
Участники белорусского ансамбля Песняры

Количество различной музыкальной информации приблизилось к критической массе и стремительно обесценивается, ценность артиста как носителя некого уникального таланта стремится к нулю, на плаву сегодня лишь мировые звезды, более-менее на плаву приближенные к власть имущим, да иные сумасшедшие, готовые лично разносить по офисам билеты на свои концерты. Артисты идут на все, чтобы хоть как-то пробудить к себе зрительский интерес, вплоть до использования ненормативной лексики (это, кстати, почему-то работает!). Концертная жизнь еще как-то плещется в столице, трепыхается в областных городах и уже практически "дала дуба" на периферии. Никого ничем не удивишь, не воодушевишь, не заманишь. Мир ушел в наушники гаджетов и разбежался по маленьким квартиркам собственных пристрастий.

Но вернемся к "Песнярам"

За 50 лет музыка ансамбля переживала разное. В 70-х, в эпоху расцвета жанра ВИА, приходилось постоянно заниматься музыкальным изобретательством – коллективов было мало, народ и худсоветы, которые его представляли в государственных органах идеологии и культуры, были строги и требовательны. Они постоянно хотели от коллективов новых песен, исполняемых на высоком художественном уровне, излучающих добро и позитив, воспитывающих хороший вкус, а уж если они попадали на ТВ, то гарантированно становились всенародно любимыми хитами.

Именно так взошли "Песняры", а победа на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1970-м окончательно укрепила замечательный коллектив на музыкальном Олимпе СССР. Началось "золотое" десятилетие "Песняров", к концу которого зритель видел на сцене ансамбль-божество, артисты которого, пройдя огонь, воду и медные трубы, олицетворяли и символизировали собой высшую степень мастерства, профессионализма и вкуса, неповторимость и уникальность слияния не только вокальных тембров, но и народной и современной стилистики, столь уместной и созвучной тому времени, героем которого был отнюдь не продвинутый потребитель, а человек-творец, созидатель, трудяга. Контр-герой того времени спекулянт-фарцовщик казался скорее неким борцом невидимого фронта, носителем легкого романтизма, идеологически безобидным. Он тоже вполне себе вписывался в песняровскую эстетику, органично сосуществуя в одном культурном пространстве со своими покупателями.

Но судьба ничего не дает навечно. Пришли 80-е, привнеся на сцену первую автоматизацию в виде секвенсеров, с которыми "Песняры" еще как-то уживались, затем грянуло массовое увлечение тяжелым роком, а далее "перестройка" внесла коррективы в виде "Ласкового мая" и ему подобных, и настоящие, профессиональные коллективы уже просто легли на грунт... "Песняры" тоже пытались реагировать на веяния смутного времени, обретая то лик рок-группы, то залихвачество казачьего ансамбля, то становясь на рельсы джаза, но было совершенно очевидно – пришли трудные времена...

И вдруг наступила пора массовой ностальгии! Вчерашние молодые люди стали успешными бизнесменами и потому могли себе позволить пригласить на корпоратив кумиров детства и юности. Артисты ВИА, и "Песняры" в том числе, облегченно вздохнули: ну, наконец-то!

Владимир Мулявин
Вокалист ансамбля "Песняры" Владимир Мулявин

И вновь судьба, которая ничего не дает навечно, поставила коллектив на грань выживания.

В то время от Мулявина уже "отпочковались" "Белорусские песняры", однако главной бедой стала авария, в которую попал основатель ансамбля. Владимир Георгиевич мужественно сражался с ее последствиями, но тяжелые травмы и пневмония лишили ансамбль их создателя и бессменного лидера...

А зритель, хоть и стал старше, но по-прежнему хотел видеть и слышать "Песняров" как символ своей молодости, как культурно-нравственную опору.

Руководством Беларуси было принято решение продолжить историю ансамбля в молодых лицах, дать шанс новым артистам и еще не старым зрителям понять друг друга, тем самым увековечив память о Владимире Мулявине, живым памятником которому должны были стать "Песняры", как явление обновляющееся, устремленное в будущее, но при этом сохраняющее преемственность и стиль.

Владимир Мулявин, архивное фото
Владимир Мулявин, архивное фото

Сегодня перед государственным коллективом стоит очень непростая задача – взрастить своего, молодого зрителя. Найти способ достучаться до него, отвлечь от ложных ориентиров, предложить понятную и привлекательную музыкально-поэтическую идею, нащупать в обществе взрослеющий запрос на нашу самость и попытаться расширить ареал своего творческого присутствия. Пройдут юбилейные концерты – и ансамблю, и его художественному руководителю Роману Козыреву, который отдал коллективу 16 полных лет, придется ежедневно решать эту задачу, решать и помнить, что судьба ничего не дает навечно...

sputnik.by


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru