Правительство Михаила Мишустина, конституционная реформа и белорусско-российские отношения

« Назад

Правительство Михаила Мишустина, конституционная реформа и белорусско-российские отношения 28.01.2020 14:57

15 января произошло поистине судьбоносное событие. В своем посланию Федеральному Собранию президент Российской Федерации Владимир Путин определил не только первостепенные задачи социально-экономического развития  российского государства, но и наметил направления предстоящей конституционной реформы, т.е. дальнейшего совершенствования политической системы современной России.

Помимо того, во главе правительства Российской Федерации встал технократ по сути Михаил Мишустин. Как, с вашей точки зрения, эти изменения скажутся на строительстве Союзного государства и на белорусско-российских отношениях, в целом?

С этим вопросом портал «Вместе с Россией» обратился к ведущим белорусским экспертам-политологам.

Глеб Волков, кандидат политических наук

Инициированные В.В.Путиным реформы сами по себе являются положительным фактором, так как мир внутри и вне России стремительно меняется, и всякая дееспособная правящая элита обязана реагировать на эти перемены. Отсутствие же реформ, как известно, приводит к регрессу и революциям. Вместе с тем политические преобразования в России являются ориентиром для ее союзников и партнеров. Сигнал из Москвы поступает совершенно четкий – России в ее борьбе за справедливый миропорядок нужны сильные союзники, близкие идеологически и конкурентоспособные в экономике, а не вассалы на содержании. Поэтому никого тащить силком больше не будут.

Надо сказать, для Минска ситуация весьма сложная. Белорусское руководство без того известно чрезмерным консерватизмом, который не способствует развитию союзного строительства и выстраиванию более конструктивных отношений с Россией в целом. Теперь же на фоне реформ предполагающих, с одной стороны, частичную передачу президентских полномочий парламентариям, с другой, приход в правительство России так называемых технократов, расстояние, разделяющее Минск и Москву на уровне мировосприятия, может стать еще большим.

Но есть в этих событиях и положительный момент для российско-белорусского развития. Так, вышеозначенные стороны российских реформ сводят к минимуму личностный эмоциональный фон в переговорном процессе. В обсуждении, скажем, энергетических вопросов с премьером-технократом бесполезно обращаться к историческим аспектам.  Теперь будут только цифры и факты.  Чиновник-технократ в России становится нормой, а значит, компромисс в решении межгосударственных вопросов достижим только при наличии столь же аргументированной, основанной на цифрах позиции и со стороны белорусского руководства. Иными словами, интеграция в рамках Союзного государства Белоруссии и России пойдет полным ходом, либо ее не будет вовсе. Что, наконец, выведет ситуацию из состояния неопределенности. В свою очередь дальнейшая демократизация российской власти подтолкнет Минск к аналогичным шагам, так как выстраивать диалог на разноформатных структурных площадках крайне сложно.

Артем Агофонов, председатель общественного движения «Гражданское согласие»

Новый премьер Мишустин – человек, несомненно, более компетентный и дееспособный. Уже то, что он смог превратить прежнюю малоэффективную  российскую ФНС в одно из лучших налоговых ведомств мира, подтверждение его управленческого таланта. Девизом его правительства должны стать последовательность, эффективность, прозрачность. Чего, признаться, не хватало у правительства Медведева. То же относится и к будущему российско-белорусских отношений.

Что касается изменений в Конституции, то они очень патриотичны и направлены на защиту интересов именно Российского государства и народа. Применительно к внешней политике это еще означает и то, что Россия, наконец, отказалась от порочной практики содержания по всему миру режимов, вся заслуга которых была в том, что они заявляли о своей социалистической ориентации, а их лидеры периодически летали обниматься с советскими вождями. Как известно, большинство из них при удобном случае легко предавали. Теперь России нужны настоящие верные друзья, способные делом доказать свою дружбу, поддержать и не предать в трудную минуту. Для меня это уже очевидно. Осталось это осознать белорусским властям.

Андрей Иванов, политолог,  член-корреспондент Международной Академии Менеджмента

После 15 января 2020 года мир проснулся в другой реальности. И это событие касается всех, поскольку без России давно уже невозможно разрешить ни один локальный и региональный конфликт на планете. И так много было разговоров о том, сможет ли Россия, наконец, встать на свой путь, заявить о нём и пойти по нему. Судя по всему, расклад сил внутри политической и финансовой элиты России сильно изменился, и эти изменения сложились в пользу национального курса развития страны.

Теперь становится понятным, зачем так долго велись переговоры Лукашенко с Путиным в течение прошлого года и каков был первоначальный план по договорённостям, которые так и не состоялись. А план был в совместном принятии Союзного Конституционного Акта, в котором были бы строго определены практически все те изменения, о которых Путин 15.01.2020 г. сказал исключительно применительно к Конституции России в виде отдельных поправок. 
 
Приход нового премьера, изменения в Конституции, реформирование политической системы говорят о том, что Россия решительно пошла дальше в своём историческом развитии. Она развернулась не на Запад и не на Восток, она развернулась к себе. 

Что будет теперь с интеграцией России и Белоруссии? Она будет однозначно проведена и успешно завершена с последующим продолжением плановых действий по воссозданию Единого государства от Бреста до Владивостока. Процесс интеграции есть процесс объективный, и поэтому всех тех, кто ему препятствует, ветер перемен сдует с политической дороги на обочину.

Концептуальная «многовекторность», пропагандируемая белорусской политической элитой, или попросту неопределённость в построении отношений по программе интеграции с Россией, есть всего лишь прикрытие замысла  противников союзных отношений Белоруссии и Российйской Федерации на затягивание процесса интеграции. 

Те же поиски нефти Минском на стороне - это  не вопрос цены, это вопрос поиска альтернативы по принципу «купим где угодно, но только не у России». Всё это напоминает «отмораживание ушей назло бабушке». В свою очередь, МИД РФ заявил, что Белоруссия по-прежнему является главным стратегическим партнёром России, и что процесс интеграции продолжится.

Судя по всему, начавшиеся кадровые перемены в России - это и есть реализация новых целей, в том числе и в отношении Белоруссии. Например, назначение нового «исполнительного директора» в лице премьера М.В.Мишустина, человека конкретного и, судя по всему, хорошо структурированного и способного на кропотливую и системную работу по всем направлениям. 

В интересах Белоруссии - скорейшим образов содействовать воссозданию Единого Отечества, переходить к тесной экономической и политической интеграции с Россией, не распылять собственные усилия, а всемерно помогать этому процессу. Ведь иной путь для Белоруссии смертелен – это тупиковый путь противостояния с родной Россией, заканчивающийся русофобией, фабрикацией национализма, развалом экономики.  Люди, живущие в Белоруссии, этого не заслужили. Надо всем белорусским политикам и чиновникам осознать, что лучше всего быть впереди правильных и ожидаемых изменений, чем догонять их уже тогда, когда ставка будет сделана на других людей. 

 Владимир Зайцев, политический аналитик.

Давно ожидаемое событие произошло наконец, когда его и ждать перестали. Замена правительства либералов на новое, состоящее в большинстве своем из малоизвестных широкой общественности персон, которые составляли личный круг В.В.Путина, и которые вероятно проверены им на профпригодность, вселяет надежды, что оно  повернется лицом к давно назревшим проблемам внутренней жизни Российской Федерации: политическим, экономическим, социальным.    
       
Приход на пост премьер-министра технократа Михаила Мишустина - уже достижение. Потому что прежние   чиновники-либералы - в большинстве своем выходцы из гуманитарной интеллигенции - не обладают системным и логическим мышлением и уже поэтому не могли обеспечить поступательное социально-экономическое развитие современного российского государства.   Новые люди, будем надеяться, обладают и первым, и вторым, и, самое главное, я надеюсь, что они - патриоты и смогут вывести страну на восходящий виток развития.                         
И я желаю им больших успехов  в стремительном развитии России, в построении справедливого общества, где не будет незаслуженно разбогатевших толстосумов  и  предательства интересов со стороны т.н. элиты. Изменения в Конституции России мы пока не видели, но их озвученные наметки позволяют надеяться на то, что общество будет строиться более справедливо и разумно. Нововведения должны оздоровить и упорядочить социальные и экономические отношения и дать народу цель, которая позволит сплотиться большинству для её достижения. Это особенно необходимо ввиду сложной и опасной международной обстановки, когда исстари враждебные России и Русскому миру силы становятся все менее прогнозируемыми, готовыми на любые преступления ради выхода из кризиса,  в который зашли сами и тянут туда же всё человечество.             
 
Эти изменения сразу же ставят вопрос о том, как эти изменения скажутся на отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь. Это сложно оценить и предсказать, так как в последние месяцы они развивались очень сумбурно и неразумно. По-видимому, обе стороны были в чем-то неправы. Есть надежда, что приход нового правительства Российской Федерации позволит   разумно решить спорные вопросы в интересах обоих государств и возникнет, наконец, реальная возможность построения Союзного государства. Оно станет ступенькой в построении могучей, развитой, социально ориентированной на деле, а не на словах, Державы, которая сбросит липкие путы западной идеологии и устранит нелепое главенство т.н. международных законов над национальными.

Сильное, богатое, динамично развивающееся Союзное государство станет маяком и магнитом для отколовшихся в 1991 году псевдонезависимых государств. И жизнь заставит их вернуться и примкнуть к этой державе, но, конечно, на новых условиях. И если в России все пойдет так, как ожидается, то многие из нас еще смогут увидеть новое великое возрожденное Отечество. 

Лев Криштапович, доктор философских наук

Говоря о Союзном государстве, надо ясно понимать, что альтернативы ему нет. Поэтому как правительству России, так и правительству Белоруссии необходимо осознать, что только в рамках Союзного государства можно говорить о самостоятельности наших стран, об их подлинной независимости и суверенитета. Всякие другие трактовки независимости Белоруссии абсолютно несостоятельны. Они исходят из сугубо ученического отождествления географии и цивилизации.

Чтобы дезориентировать и деисторизировать сознание наших граждан и тем самым максимально затруднить, а то и вовсе остановить движение наших стран по пути союзного строительства, противники Союзного государства осуществляют подмену цивилизации географией, национально-культурных ценностей наших народов так называемыми европейскими ценностями. Применительно к Белоруссии это выражается в навязывании белорусскому народу ценностей Великого княжества Литовского и Речи Посполитой как ценностей европейских. 
Логика их такова: раз Белоруссия в географическом отношении является европейской страной, то, следовательно, она принадлежит к европейской цивилизации и европейской государственности. Отсюда их детсадовское желание сделать из Белоруссии восточнославянскую Швейцарию. Но такая логика абсолютно ошибочна, поскольку никакими т.н. европейцами белорусы не станут. В действительности, утратив свое общерусское самосознание, они выпадут из Истории как таковой.

От того, что Белоруссия в географическом плане относится к европейской территории, еще нисколько не вытекает ее принадлежность к европейской цивилизации. Хотя географически Белоруссия является европейской страной и, можно сказать, находится в центре Европы, но по своей цивилизационной природе Белоруссия представляет собой западный предел общерусской цивилизации. Цивилизационная природа Белоруссии – общерусская. Это бесспорный философско-исторический факт, что и зафиксировано в самом названии (белорус) нашего народа. Кстати, первые святые православной церкви, заступники Русской земли и покровители русской государственности, сыновья великого князя стародавней Руси Владимира Красное Солнышко Борис и Глеб были наиболее почитаемы в Западной Руси, то есть на территории современной Белоруссии. Именно в Гродно, на высоком берегу Немана, в середине XII века была сооружена церковь в честь Бориса и Глеба, прозванная впоследствии Коложской, как духовного форпоста общерусской цивилизации на ее западной границе.  Вот почему недопустимо смешивать географию с цивилизацией как при изучении истории и государственности, так и при разработке стратегии развития Белоруссии, что постоянно делают белорусские политики, историки и культурологи, не понимающие принципиальной разницы между географическими признаками страны и национально-культурными ценностями народа.    
 
Только признание общерусской цивилизационной природы Белоруссии избавит нашу республику от геополитических шараханий и обеспечит самостоятельность белорусского внешнеполитического курса, ибо тогда для западных дипломатов станет ясно, что их попытки навязать Белоруссии любые антироссийские, антисоюзные формы партнерства, игнорируя ее общерусскую цивилизационную идентичность, обречены на провал. 

Поэтому совершенно неправильно изображать нашу республику как нечто промежуточное между Востоком и Западом, как некий мост между Россией и Европейским союзом. Никто не спорит, что Белоруссия должна эффективно использовать свое географическое положение в плане укрепления сотрудничества и безопасности с Евросоюзом, не забывая при этом о своей общерусской цивилизационной природе и вытекающей из этой природы обязанности активно участвовать в межцивилизационном, межкультурном диалоге между Русской цивилизацией и Европейской цивилизацией, между Русским миром и Западным миром. А это можно эффективно осуществлять лишь при условии создании Союзного государства как одного из цивилизационных центров современного мира.

Здесь важно понять, что общерусская цивилизационная суверенность Белоруссии является фундаментом политической суверенности. Не обладая общерусской цивилизационной суверенностью, нельзя обладать и государственным суверенитетом. Геополитическая катастрофа (разрушение СССР) как раз нанесла сильнейший удар по общерусской цивилизационной суверенности наших народов, а тем самым и по государственному суверенитету постсоветских образований.

Необходимо уяснить, что без России, без русского народа Белоруссия и белорусы давно уже исчезли бы, и вместо Белоруссии были бы польские кресы, а вместо белорусов - аморфный этнографический материал и польские осадники.

Таким образом, Союзное государство объективно является ключевым вопросом постсоветской действительности для понимания дальнейших перспектив развития наших стран, поскольку выход наших народов на союзную траекторию движения означает их возвращение в свою общерусскую цивилизацию, в свою общерусскую историю. Но возвращение в свою цивилизацию в то же время является возвращением в свою государственность, а следовательно, восстановлением своей независимости и своего суверенитета. В самом деле, если наши народы окончательно возвратятся в свою общерусскую цивилизацию, то тогда все попытки противников Союзного государства навязать Белоруссии и России политику продолжения геополитической катастрофы потерпят крах. Вот почему эффективность работы правительств России и Белоруссии может быть только на союзном направлении развития.

 Николай Сергеев


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

26.03.24

Государственная политика Республики Беларусь в области миграции осуществляется посредством административно-правового регулирования миграционных потоков и направлена как на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, так и (в значительной степени) на поддержание исторически сложившейся этнокультурной среды в республике. Миграционная политика Республики Беларусь складывается из двух частей. Первая затрагивает сферу внешней трудовой миграции, вторая касается беженцев, в первую очередь, с Украины.

22.03.24

Опыт «реформирования» России и Беларуси обнажил всю пропасть между народной и так называемой диссидентской интеллигенцией, которая причисляла себя к выразительнице сокровенных чаяний и дум нашего народа.

20.03.24

12 марта 2024 года в Москве в Цифровом деловом пространстве г. Москвы прошёл Всероссийский форум с международным участием «Россия – дом народов». Данный форум был включён в план основных мероприятий в соответствии с Указом Президента России В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В мероприятии приняли участие более 600 человек – представителей органов государственного управления России, духовенства, экспертного сообщества, деловых кругов, федеральных национально-культурных автономий России (ФНКА), общественности, многодетных семей, иностранных гостей.

16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru