САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Союз Белоруссии и России: виды на будущее. Мнение экспертов. Часть 1

« Назад

Союз Белоруссии и России: виды на будущее. Мнение экспертов. Часть 1 02.04.2018 11:26

Прошедшие президентские выборы в Российской Федерации несомненно стали поворотным событием в мировой политике. 18 марта 2018 года была окончательно подведена черта под постсоветским периодом новейшей истории с присущим ему геополитическим отступлением Российского государства. Россия вернула себе статус великой державы, ключевого центра силы, без которого не может вершиться будущее человеческой цивилизации.

В тоже время Российская Федерация является основной несущей конструкцией интеграции на постсоветском пространстве, включая белорусско-российский проект Союзного государства. Последний, в свою очередь, призван выступать в качестве основного движителя развития таких интеграционных объединений как Евразийский экономический союз и ОДКБ. В связи с чем от уровня белорусско-российских отношений напрямую зависит успешность ЕАЭС и ОДКБ.  В виду важности очерченной проблематики портал «Вместе с Россией» обратился к представителям белорусского экспертного сообщества со следующими вопросами:

 1.    Как итоги президентских выборов в Российской Федерации отразятся на дальнейшем
развитии белорусско-российских отношений?

2.     В последнее время в белорусском и российском обществе, а также на уровне официальных лиц неоднократно поднимался вопрос о необходимости модернизации Договора о   создании Союзного государства. А как вам видятся пути дальнейшего развития Союзного государства?

Владимир Козляков, доктор исторических наук, профессор

 1. Сложная международная обстановка, постоянные санкции со стороны Запада против России, избирательная кампания в самой России отправили проблемы белорусско-российских отношений на периферию политической и экономической жизни. Даже очередной этап «молочной войны» не вызвал серьезного ажиотажа внутри политических элит Белоруссии и России. Привлекали внимание другие заботы. Итоги избирательной кампании в России, убедительная победа В. Путина на выборах внесли определенный оптимизм и надежду в решении накопившихся проблем и в белорусско-российских отношениях.

Не случайно уже на следующий день после победы В.Путина на выборах президенты Белоруссии и России А. Лукашенко и В. Путин договорились о проведении заседания Высшего Государственного Совета (ВГС) Союзного государства в Минске, сроки мероприятия будут согласованы в рабочем порядке. Об этом сообщили в пресс-службе белорусского лидера по результатам состоявшегося телефонного разговора.

Главы государств затронули насущную тематику белорусско-российских отношений, вопросы, которые требуют первоочередного внимания, в том числе по линии Евразийского экономического союза, в органах которого Россия председательствует в 2018 году. Отмечена важность дальнейших последовательных шагов по совершенствованию многосторонней работы в этом интеграционном объединении, в том числе снятия имеющихся барьеров и ограничений.

Следует подчеркнуть особо, что Президент Белоруссии рассчитывает на поступательное развитие белорусско-российских отношений во время нового президентского срока В.Путина. Что касается общего состояния отношений с Россией и перспектив их развития, у Президента Белоруссии в этом смысле нет сомнений. «У меня добрые отношения с Президентом (Владимиром Путиным), -- сказал А. Лукашенко в интервью представителям грузинского телевидения. -- Если вопросы возникали и где-то накапливались, не было того случая, чтобы мы не разрулили ситуацию. К сожалению, накапливают вопросы и министры, и правительства с двух сторон. Тогда нам приходится подключаться. К сожалению. Этого быть не должно. И мы часто об этом говорим на наших совместных белорусско-российских мероприятиях, что министры и правительства должны все-таки решать вопросы и не выталкивать их на верхний уровень. Но это жизнь, никуда от этого не денешься», - отмечал Глава белорусского государства. Он добавил, что вопросы в белорусско-российских отношениях возникают, и связаны они с конкуренцией, развитием рыночной экономики. Но в области политики подобных проблем между сторонами нет.

Уместно напомнить, что на апрельской встрече 2017 г. двух президентов была высказана твердая уверенность в дальнейшем развитии союзнических отношений. «Мы будем двигаться дальше, -- заявил В. Путин, -- будем укреплять союзнические отношения в рамках Союзного государства и работать над укреплением нормативно-правовой базы и над развитием Евразийского экономического союза». В свою очередь А. Лукашенко подчеркнул: «Мы действительно основное внимание уделили давно запланированному вопросу безопасности наших государств. И мы хотели бы просто сохранить стабильность России и Белоруссии, уж слишком мало осталось тихих, спокойных точек на планете». Президент Белоруссии выразил благодарность Президенту России за урегулирование вопросов в нефтегазовой сфере.

Разумеется, как показывает практика, в вопросах взаимной торговли, касающейся поставок белорусской продукции в Россию, как и поставок нефти и газа из России в Белоруссию, могут возникать определенные недоразумения, разногласия и конфликты. Вспомним претензии, которые предъявлял Ростпотребнадзор отдельным белорусским предприятиям мясомолочного комплекса. Или разногласия по ценам углеводородов для Белоруссии. В условиях конкуренции спор хозяйствующих субъектов – дело обычное. Однако любые разногласия и конфликты могут быть преодолены путем переговоров, поиска взаимных уступок и компромиссов.

Например, чтобы снять разногласия по поводу поставок в Белоруссию российских углеводородов потребовалось вмешательство руководителей наших государств. И компромиссы были найдены, о чем свидетельствует апрельская встреча 2017 г. В. Путина и А. Лукашенко.

Кроме того, достигнута договоренность обсудить в целом проблемы, возникающие в промышленной и аграрной политике. Недавно российской стороной было принято еще одно важное решение: товары белорусского происхождения, работы, услуги, выполняемые, оказываемые белорусскими лицами, смогут участвовать в тендерах госкорпораций России на тех же основаниях, что и российские. Это рынок оценивается в 150 млрд. долларов.

Все эти факты говорят о том, что, опираясь на достигнутые договоренности, сформированную основу, белорусско-российские отношения выйдут на новый этап своего развития.

2. Прежде всего, хотелось высказать свое мнение о причинах, тормозящих союзное строительство. Почему не воплощаются многие положения, записанные в Договоре от 8 декабря 1999 г.?

Во-первых, в разрушении союзных органов на рубеже 90-х гг. ХХ в. на фоне провозглашения независимости постсоветских республик особых проблем не возникало. Жажда новоявленных элит поскорее отдалиться от союзного центра явно преобладала над стремлением сохранить устоявшиеся связи. Предполагалось, что эти связи можно достичь (или сохранить) на двухсторонней основе. Однако любые попытки создания новых интеграционных образований вызывали серьезные трудности, требовали различных согласований, разрешения противоречий. Подтвердилась старая истина: ломать – не строить.

Во-вторых, не секрет, что за эти пройденные годы в обоих государствах, обладающих разными масштабами, сформировались разные законодательные системы, которые с каждым годом становилось все труднее унифицировать, находить взаимоприемлемые решения.

В-третьих, за последние двадцать лет в обоих государствах сложились разные типы экономик: в России стал явно доминировать частный сектор, в Белоруссии подавляющая часть предприятий находится в государственной собственности. Соединить частный интерес с государственным не всегда удается, тем более в разных государствах с разными системами законодательства.

В-четвертых, сказывается и определенная незаинтересованность части политических элит в обоих государствах, не очень стремящихся к тому, чтобы над их высшими государственными органами возвышались какие-либо надгосударственные, союзные структуры.

В какой-то степени указанные причины сказываются и на ритмичности проведения заседания союзных структур. Однако многие вопросы решаются в рабочем порядке.

Тем не менее необходимо подвергнуть ревизии существующие документы, сделать более оперативными взаимоотношения между нашими министерствами, ускорить прохождение различных согласований. Конечно, нужно вернуться к проекту Конституционного Акта, возможно, что-то исключить, а чем-то дополнить. Необходимо рассмотреть вопрос о собственности Союзного государства. Это даст возможность более эффективно взаимодействовать между собой предприятиями. Следует уточнить понятие «единые условия хозяйствования». Что это значит? Единые условия по правилам России или по правилам Белоруссии? Или по другим возможным условиям? Но главное, чтобы и эту проблему не заболтали. Не очень соблюдается и тема «синхронизации законодательств».

В последнее время в российской либеральной печати все чаще стали раздаваться голоса о так называемом «субсидировании» Россией белорусской экономики. При этом оперируют мифическими цифрами: дескать, более 100 млрд. долларов Россия вложила в развитие экономики Белоруссии. Однако подобные утверждения далеки от реальности. Российский обозреватель, известный политолог Ю. Болдырев в интернет-портале «Свободная пресса» так прокомментировал эти либеральные пассажи: «Если бы белорусам, работающим на нашем едином рынке, продавали бы газ и нефть дешевле, чем русским, тогда другое дело. Но если условия хозяйствования равные и, более того, львиную долю произведенной продукции белорусы стремятся продавать на нашем же рынке, в том числе, у нас в России, то какое же тут субсидирование? Не более чем создание равных условий».

При этом российские либералы делают постоянный акцент на отсутствие в Белоруссии реформ. Но каких реформ? Таких, чтобы государственные предприятия в Белоруссии достались за бесценок реформаторам-«прихватизаторам». А либеральные пропагандисты при этом будут снова рассказывать о «полном крахе белорусской модели», резонно замечает Ю. Болдырев. Конечно, в белорусской экономике имеются проблемы, которые необходимо решать, но решать не теми способами, за которые ратует «либеральная» общественность.

Необходима и проработка вопросов, связанных с дальнейшим развитием взаимоотношений белорусских и российских вузов, в т.ч. в гуманитарной сфере. Уже скоро мы будем отмечать две важных даты: 75-летие освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков и 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Необходимо, чтобы подготовка к этим датам способствовала патриотическому воспитанию нашей молодежи. 

Продолжение

Беседовал Николай Сергеев  


Комментарии


2018-04-02 11:40:30 Михаил! № 2972204
Если подытожить все сказанное, то вывод один - Союзное государство фикция. В принципе оно так и есть. Чует мое сердце, что скорее Белоруссия вступит в ЕС, чем пойдет на полноценный Союз с Россией.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru