Особенности конструкции, заложенные в "тридцатьчетверке", использовались при постройке следующих поколений советских танков. 80 лет назад, 19 декабря 1939 года, на заседании Комитета обороны при Совнаркоме СССР, было принято постановление № 443 о принятии на вооружение танка Т-34.
Т-34. Архивные кадры
Танк признан лучшим средним танком Второй мировой войны, и до недавнего времени находился на вооружении некоторых развивающихся стран Африки и Среднего Востока.
От Фирсова до Кошкина
Необходимость создания среднего танка нового поколения назрела в СССР перед началом Второй мировой войны. Новая гусеничная машина должна была заменить устаревшие легкие танки типа БТ (Быстроходный танк). В 1937 году Главным автобронетанковым управлением СССР (ГАБТУ) было выдано задание: разработать новую машину, способную в будущем заменить БТ.
Проектированием прототипа танка под кодовым названием А-20 занималось конструкторское бюро Харьковского паровозостроительного завода под руководством Афанасия Фирсова, однако в самый разгар работ конструктор был отстранен от проекта, а затем расстрелян.
Руководство КБ принял Михаил Кошкин, и уже осенью 1937 года в ГАБТУ был представлен проект танка БТ-9, который был отклонен из-за грубых просчетов в конструкции и отклонения от техзадания.
После "срыва" Кошкиным еще одного проекта, модификации танка БТ — БТ-ИС — конструкторское бюро разделилось на два независимых друг от друга подразделения: одно продолжало работать над модернизацией легкого танка, а другое, под руководством Кошкина, разрабатывало новый средний танк, значительно отличающийся по конструкции от устаревших двухбашенных "монстров". Работа над танком происходила в сложнейших условиях под постоянными угрозами ареста и репрессий.
После рассмотрения Комитетом обороны нескольких вариантов проекта А-20 и ходовых испытаний изготовленных образцов конструкторским бюро было поставлено новое задание: увеличение толщины броневых листов до 45 мм (с 30 мм), улучшение обзорности из танка, установка спаренной с 7,62-миллиметровым пулеметом пушки Ф-32 калибром 76 мм, отдельного пулемета для радиста и зенитного пулемета. Указанный танк получил рабочее название Т-34.
Жизнь и смерть
В сжатые сроки было построено две "тридцатьчетверки", которые, будучи закамуфлированными до неузнаваемости, в ночь с 5 на 6 марта своим ходом направились из Харькова в Москву. Под Белгородом у одного из танков сломался фрикцион, и колонне пришлось замедлить ход, чтобы добраться до подмосковного Серпухова, где поврежденный танк отремонтировали.
Оба танка прибыли в Москву для демонстрации руководству партии в ночь на 17 марта. После показа машин на Ивановской площади в Кремле были начаты ходовые испытания. Танки подвергали испытаниям по стойкости броневых листов — обстреливали прямой наводкой фугасными и бронебойными снарядами. В июне 1940 года обе "тридцатьчетверки" отправили на линию Маннергейма для преодоления противотанковых препятствий, а затем танки вернулись на завод в Харьков — конструкторам необходимо было внести изменения в некоторые узлы танка, не справившиеся с испытаниями.
Средний танк Т-34. Репродукция из книги "Оружие Победы 1941-1945 гг."
Приказ о серийном производстве Т-34 был подписан 31 марта 1940 года. Общий план выпуска на 1940 год устанавливался в 200 машин. С 1941 года Сталинградский тракторный и Харьковский паровозный заводы должны были полностью перейти на выпуск Т-34 с планом 2000 танков в год.
Начало конвейерного производства почти совпало с трагической смертью главного конструктора танка — Михаил Кошкин умер 26 сентября 1940 года в результате осложнений после перенесенного им воспаления легких, полученного во время того самого первого "танкового похода" из Харькова в Москву.
Боевое крещение
К 22 июня 1941 года было выпущено, по некоторым данным, чуть более 1000 "тридцатьчетверок", претерпевших в ходе доводки многочисленные изменения в конструкции. Первые бои с танками противника Т-34 выдержал с честью: небольшие танковые подразделения, на вооружении которых стояли новые "тридцатьчетверки", успешно сражались с немецкими танками в локальных боях.
Советские танки на правом берегу Днепра
Первые бои, однако, показали недостаточную защищенность броневой защиты танка против 47-миллиметровых и 50-миллиметровых немецких противотанковых орудий. Кроме того, на низкой эффективности танка в бою сказалась недостаточная подготовка экипажей и нехватка ремонтной базы. К тому же, советская тактика "распыления" танков выглядела устаревшей по сравнению с немецкими "механизированными кулаками", способными прорывать фронт противника на десятки километров вглубь.
Оружие победы
После наращивания производства Т-34 на заводах, эвакуированных в тыл, и постоянной модернизации, "тридцатьчетверка" начала становиться серьезной проблемой для войск Вермахта. Танковый тактик Германии, генерал-полковник Гейнц Гудериан в своих отчетах командованию отмечал, что Т-34 имеет явное преимущество по сравнению с новейшим немецким танком Pz. IV.
Кроме этого, неудачный опыт танковых боев начала войны привел к изменению советской тактики. Совместно с танковыми соединениями стала активно использоваться артиллерия и авиация.
Очередным испытанием для "тридцатьчетверки" стало крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны — Курская битва. К этому времени немецкие танки, претерпев модернизацию, получили усиленную броню и новые 70-ти и 80-тимиллиметровые орудия, способные поразить Т-34 на небольшом расстоянии. Кроме того, на вооружение Вермахта были приняты новые танки "Тигр" и "Пантера". В ходе сражения советским танковым частям удалось остановить наступление противника, понеся при этом крупные потери.
Памятник советским танкистам, участникам Курской битвы на 624-м километре автомагистрали Москва-Симферополь
После битвы на Курской дуге перед советскими конструкторами стал вопрос об очередном улучшении характеристик "тридцатьчетверки". Так появилась модель Т-34-85 — с увеличенной литой башней и новым 85-тимиллиметровым орудием С-53 (позднее ЗИС С-53 — Sputnik). Обе модификации составляли основную массу танковых частей советских войск. Всего за два последних года войны было выпущено более 23 тысяч Т-34-85.
"Покой нам только снится… "
Прогрохотав железными гусеницами по мостовым Берлина, "тридцатьчетверка", однако, не отправилась на заслуженный покой. После участия в разгроме японской Квантунской армии, Т-34-85 продолжил военную карьеру, участвуя в вооруженных конфликтах в Китае, Корее, арабо-израильских войнах, а также на Кубе. В ходе войны в Афганистане "тридцатьчетверки" использовались в качестве неподвижных огневых точек Ограниченного контингента советских войск.
Парад раритетной военной техники в Минске. На первом плане: танк БТ-7; на втором плане: танк Т-34
Кроме того, Т-34-85 долгое время выпускался по лицензии в Чехословакии и Польше. Всего было построено более 35 тысяч Т-34-85, а если прибавить к ним количество Т-34, выпущенных за годы войны, и различные cамоходные артиллерийские установки, построенные на его базе, то "тридцатьчетверка" по праву может считаться самой массовой боевой машиной в мире.
Николай Максимов, sputnik.by
Ну и ПОЧЕМУ-же это Вы "рябята"...
,,вдруг--ЗАНЫКАЛИ,, ( = Утаили) тот,
мой 1-ый комментарий к этой статье...
_ЧЁ-чё-чё...ах--"не"--не-вы...
а ваша Полит-Цензура...Ну-ну-ну...
```````````````````````````````
_Получается, что ЭТОТ ресурс - никакой
НЕ свободный, а НАОБОРОТ - вы Зависимы
от какой-то там вашей Полит--Цензуры !
* от того, чего, по словам вашего--"бацьки" -
в РБ нет, что НЕ есть правда - Полит-Цензура
в Т.Н. "с м и" РБ - Повсеместная - ТОТАЛЬНАЯ !
*** В "сми" РБ (в большенстве) - НЕТ свободы слова!
[и в ЭТОМ случае - вы ЭТО - лишь Подтвердили !
НЕ пропустив к этой статье - мой 1-й комментарий !
Он - Испугал вашИХ...полит--Цензоров !]
````````````````````````````````````
_Значит критиковть У ВАС разных "сьвядомых-И-
моуникау" - допустимо и вы "ТО" пропускаете...
А вот Правдивую критику, на вас-же...вы уже
БОИТЕСЬ пропустить...ну-да - Вы "демократичны"...
[iLi...НЕ объективны а может...Полит-Токсичны...]
= = = = =
С уважением - но НЕ к полит-цензурщикам!
Валерий Бондарик. Эдмонтон. Канада. 20-12-19.