САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на VI Всемирном конгрессе соотечественников

« Назад

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на VI Всемирном конгрессе соотечественников 01.11.2018 13:07

Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион выступил на открытии VI Всемирного конгресса российских соотечественников, проживающих за рубежом. 

Уважаемый Сергей Викторович!

Уважаемые организаторы и участники
Всемирного конгресса соотечественников, –

дорогие братья и сестры!

От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сердечно приветствую всех вас, собравшихся в столице России на VI Всемирный конгресс соотечественников.

Мы все – живущие как в Отечестве, так и за его пределами – объединены общей историей, в которой есть славные и победные страницы, но есть и страницы сложные, трагические.

Наша встреча проходит в столетнюю годовщину злодейского убийства Царской семьи. Этот скорбный юбилей возвращает нас к трагическим событиям вековой давности, неразрывно связанным с судьбами русского рассеяния. Вновь и вновь мы пытаемся осознать эти вехи отечественной истории, в очередной раз сделать выводы и извлечь уроки, донести до молодого поколения историческую правду о периоде тяжких испытаний, выпавших на долю нашего народа.

C приходом к власти большевиков в результате октябрьского переворота 1917 года была развязана кровавая братоубийственная война, а поражение Белой армии вызвало массовую эмиграцию. Россия потеряла множество людей из всех сословий. Только по приблизительным оценкам нашу страну покинули от 1 до 3 миллионов человек.

Эта массовая эмиграция вкупе с жертвами гражданской войны и двух мировых войн не дали сбыться демографическим прогнозам Дмитрия Ивановича Менделеева. По расчетам этого знаменитого русского ученого, в случае сохранения темпов прироста населения России, которое наблюдалось в начале ХХ века, к его середине оно должно было составлять 282,7 миллиона человек, а к 2000 году – 594,3 миллиона человек.

Расшатывание общественных и государственных устоев во многом велось как извне российского государства, так и изнутри. Ведь соперники России видели, что к началу второго десятилетия XX века наша страна уверенно становилась мировым лидером по росту целого ряда экономических, финансовых и демографических показателей, и организовали в стране революцию, положившую всему этому конец и ввергшую страну в хаос гражданской войны.

Массовый исход наших соотечественников создал и уникальное явление в зарубежье – «русское рассеяние». Основными центрами эмиграции первой волны стали Париж, Берлин, Прага, Белград, София. В последующие годы многие двинулись дальше – в США, а также в Канаду и Латинскую Америку. Кроме того, белая эмиграция шла и через дальневосточные границы; крупные эмигрантские центры сложились в Харбине и Шанхае. Оттуда многие эмигранты впоследствии переселились в Америку и Австралию.

На каком бы континенте и в какой бы стране ни оказались выходцы из России, с ними была рядом наша Церковь, всегда разделяя скорби и лишения. Церковные приходы за рубежом являлись естественными центрами притяжения русских общин, где верующие соотечественники могли получить утешение и восполнить свои духовные силы. Церковь была для наших братьев и сестёр надежной опорой, помогала сохранению их культурной и исторической идентичности. В условиях «русского исхода» Церковь стала консолидирующим началом для соотечественников на чужбине. Так происходило и в последующие десятилетия для новых волн переселенцев.

Современная русская зарубежная диаспора представляет собой сложную общность людей с разными политическими убеждениями, взглядами на общественные процессы в России, отличающихся друг от друга своим социальным статусом, профессиональными занятиями и финансовым положением. Но, в тоже время наши соотечественники объединены верой, системой ценностей, языком, культурой, историческим прошлым.

Как раньше, так и сейчас Русская Православная Церковь не делит своих чад ни по политическим, ни по экономическим, ни по каким-либо другим критериям, но продолжает объединять людей вокруг вечных евангельских идеалов поверх временных различий.

Сегодня наша Церковь может беспрепятственно совершать своё служение. В лице иерархов, священнослужителей и мирян она осуществляет духовно-просветительскую и благотворительную миссию в учебных заведениях, социальных учреждениях, больницах и хосписах, в армии и местах лишения свободы, в средствах массовой информации. Все мы становимся очевидцами того, как возникают новые епархии, возрождаются разрушенные храмы и монастыри, строятся новые церкви. Всё это стало возможным благодаря возвращению людей к отечественной религиозной традиции из богоборческого плена более чем семидесятилетнего предшествующего периода.

В настоящее время каноническое единство Русской Православной Церкви стоит перед новым историческим вызовом. Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке объявил Украину своей канонической территорией, признал и принял в общение «иерархию» украинских раскольничьих сообществ, а также заявил о намерении создать на её основе новую «поместную церковь» на Украине и предоставить ей статус автокефальной.

Чтобы оправдать своё антиканоническое вторжение на Украину, Константинопольский Патриархат вменил ни во что собственные исторические документы трёхсотлетней давности, найдя им новейшую ни на чём не основанную интерпретацию, нарушил двусторонние договорённости между нашими Церквами и обязательства, в том числе письменного характера, данные священноначалию нашей Церкви лично Патриархом Варфоломеем. Попраны не только принципы братской любви между Поместными Православными Церквами, но и элементарное человеческое доверие, без которого невозможны даже светские дипломатические отношения.

Цель беззаконных действий Константинопольского Патриархата – разрушение единства Русской Церкви, а их мотивы – выполнение внешнего политического заказа. Только за последние дни Госдепартамент США опубликовал два заявления в поддержку решения вопроса о так называемой «украинской автокефалии» Патриархом Варфоломеем. Украинские власти прямо говорят, что создаваемая ими структура должна служить исключительно политическим целям – в первую очередь, изоляции православных верующих Украины от России и Русской Церкви. Фактически Русскую Православную Церковь пытаются сделать заложницей нынешнего глобального политического противостояния России и Запада.

В соответствии с фундаментальными нормами канонического права Русская Православная Церковь была вынуждена прервать евхаристическое и молитвенное общение с Константинопольским Патриархатом после принятия им в общение лидеров и иерархов украинского раскола. Это сделало невозможным участие Московского Патриархата в мероприятиях и богослужениях, совместных с епископатом и клириками Константинопольского Патриархата.

Мы ждём от наших соотечественников за рубежом понимания сложившейся непростой ситуации, сплочения и усиления поддержки наших зарубежных общин и приходов нашей Церкви, что в некоторых случаях может оказаться необходимым. Я также хотел бы напомнить нашим верующим, что принципиальность в канонических вопросах не означает отказ от добрых человеческих отношений с православными верующими всего мира. Враги Православия во всём мире сеют рознь между нами, добиваются изоляции нашей Церкви, но мы должны преодолевать эти препятствия терпением и любовью.

Молитвами новомучеников и исповедников Церкви Русской, всего сонма святых, в земле российской просиявших, нашему народу удавалось преодолеть трагические испытания прошлого столетия. Убежден, что сила веры поможет нам и сегодня, а живая связь с прошлым позволит с надеждой смотреть в будущее.

Благодарю за внимание.

vksrs.com


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru