Заполярье – важнейший энергетический «козырь» России

« Назад

Заполярье – важнейший энергетический «козырь» России 04.01.2019 14:24

Реализация совместных проектов в Арктике расширяет экономические возможности Москвы. В середине декабря в Париже  начала свою работу XXIV сессия российско-Французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК). Мероприятие прошло в Париже. Российскую делегацию возглавил  министр экономического развития Максим Орешкин, французскую –  министр экономики и финансов Брюно Ле Мер.  

По итогам заседания Москва и Париж заключили три  Декларации  намерениях, которые  содержат десять конкретных проектов и, по мнению Максима Орешкина,  позволят вывести  сотрудничество двух государств на  новый стратегический уровень, в том числе  –  в  энергетической сфере.  

Франция, как отмечает Nation News, в ходе переговоров продемонстрировала «высокий уровень заинтересованности» в расширении  двустороннего партнерства. «Несмотря на то, что  западные санкции  уменьшили возможности России по сотрудничеству с европейскими странами, экономические отношения с ними продолжают активно работать»,  – подчеркнул Ле Мер. – Считаю, что СЕФИК  позволит  продвигаться дальше, получить конкретные результаты для того, чтобы усилить экономические отношения между Парижем и Москвой и укрепить их на уровнях крупнейших корпораций».

Надо сказать, что наибольшую заинтересованность   Париж проявляет  к совместному  сотрудничеству с Россией в Арктике. Наиболее  показательным в этом отношении, по словам Ле Мера,  является проект «Ямал-СПГ»,  предусматривающий создание на базе Южно-Тамбейского месторождения (полуостров Ямал)  завода по производству сжиженного природного газа. Контрольный пакет акций принадлежит российскому концерну НОВАТЭК.  Доля  участия французской  Total составляет  20 %. (столько же – у китайской CNPC, доля акций Шелкового пути –   9,9%).

В середине декабря НОВАТЭК запустил уже третью по счету технологическую линию завода и тем самым вывел Ямал-СПГ на полную проектную мощность, которая составила 16,5 млн тонн в год. Поставки «голубого топлива», а также нефти и газового конденсата осуществляются морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки, а также в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Теперь  концерн может сконцентрироваться на  реализации другого проекта – Арктик СПГ-2. Завод по производству сжиженного природного газа планируется построить на базе Салманского (Утреннего) месторождения, расположенного  на полуострове Гыдан.  Проект обещает стать еще более масштабным и будет состоять из трех линий, мощность которых составит 19, 8 млн тонн в год (6, 6 млн каждая).  Стоимость Арктик СПГ-2 оценивается в более чем $ 35 млрд.

Французская  Total  также планирует войти в новый проект   НОВАТЭКА. В настоящий момент представители французских бизнес-структур и руководство  российского концерна формируют пул инвесторов по этой сделке. При этом важно отметить ,что, помимо Total,  свою заинтересованность в сотрудничестве  с Россией в Арктике проявляют, по меньшей мере, с десяток мировых государств.  В их числе - Япония, Китай, Индия, Тайланд Индия, Китай, Вьетнам и Сингапур.

Большая часть совместных энергетических инициатив  реализуется на полуострове Ямал отнюдь не случайно. Сегодня этот регион страны  по праву считается одной из ключевых энергетических кладовых российского Заполярья.  В настоящее время  на балансе региона  находится  более 130 нефтяных, нефтегазовых, газонефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений. Самым крупным по запасам газа считается Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение, в недрах которого сокрыто 4,9 триллиона кубометров природного топлива.

Отдельного внимания заслуживают транспортные возможности региона. В рамках еще одного масштабного проекта – "Энергия Арктики" – на полуострове строится Северный широтный ход. Новая транспортная магистраль протяженностью в 707 км  свяжет  Ямал с Уралом и Северо-Западом России, а также обеспечит связь транспортной системы РФ через порт Сабетта с Северным морским путем.

 Сегодня СМП является центральной морской артерией Заполярья и может составить серьезную конкуренцию  традиционным «южным» маршрутам – в частности, через Суэцкий канал и позволяет «сэкономить» от 12 до 15 дней. Протяженность маршрута от Йокогамы (Япония) до Роттердама (Нидерланды) через СМП составляет 7300 морских миль против 11 200 морских миль через Суэцкий канал. Аналогичный путь через Суэцкий канал составит 11 200 морских миль. «Таким образом СМП позволяет сэкономить от 12 до 15 дней при перевозке грузов из Азии в Европу, что снижает расходы и повышает эффективность транспортировки»,  - поясняет профессор Института экономики Народного университета Китая. 

Кроме того, СМП является и наиболее безопасным морским маршрутом   по сравнению с тем же Суэцким каналом, который проходит через Малаккский пролив и Сомалийские воды, где главенствуют пираты.  Грузовые суда вынуждены постоянно  делать вынужденные остановки и, соответственно, терять время и деньги.

Наконец, на СМП не введены ограничения для судов по тоннажу – в отличие от традиционного «южного» пути, где продвижению судов препятствуют  достаточно узкие каналы и проливы. 
Пожалуй, единственный минус  Севморпути – это ограниченный навигационный период. Однако уже в ближайшем будущем ситуация изменится.  Речь идет о строительстве  российских атомных ледоколов нового поколения, способных пробивать четырехметровые льды и осуществлять проводку нефтяных танкеров и судов обеспечения в Северном Ледовитом океане.

Свой «отпечаток» - как на расширение возможностей СМП, так и на изучение  арктических энергоресурсов в целом – накладывают и климатические изменения в регионе. А именно – тенденция к глобальному потеплению и сокращению площади ледового покрова. В этой связи сотрудник Института  европейских, российских и евразийских исследований Школы международных отношений Эллиота при Университете Джорджа Вашингтона Марлен Ларуэль отмечает, что именно Россия способна «добавить значимости некоторым государствам на мировой геополитической арене», так как  исторически «владеет» примерно пятой частью от общемирового арктического континентального шельфа.

Действительно, богатая нефтью, газом и полезными ископаемыми Арктика может послужить основой для очередного «мирового энергетического скачка», и поэтому  превращается в весьма привлекательный регион для зарубежных инвестиций.  В свою очередь, для России Заполярье является  своего рода «козырем»,  который позволяет значительно расширить свою «экономическую географию» за счет  выхода на новые и перспективные мировые энергорынки. 

Анастасия Дементьева, inforos.ru


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru