САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Жизнь и духовное наследие Евфросиньи Полоцкой 

« Назад

Жизнь и духовное наследие Евфросиньи Полоцкой  23.06.2020 11:53

9 июня 2020 в Кировской библиотеке был проведён круглый стол-  «Жизнь и духовное наследие Евфросиньи Полоцкой.»

Прозвучал ряд стихотворений, посвященных Преподобной княгине, Сергея Феденкова и Натальи Соловьёвой, а также - тонких, проникновенных, берущих за душу песен в исполнении любимого всеми витеблянами ансамбля «Ковчег», но, как Откровение, как Исповедь, был рассказ Валентины Ивановны Моисеенко, заместителя председателя Витебского отделения Республиканской общественной организации «Русское общество» о том, как создавалась выставка знаменитых картин о великой просветительнице художников Белоруссии и России.

Рассказ Валентины Ивановны - очень живой, профессиональный, глубокий, поэтичный, но и основанный на реальных фактах.

Меня потрясла история о Ефросинье Полоцкой - как игуменье со стальным характером.
Она могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишенный земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве…

У Ефросиньи Полоцкой - А ОНА ЗНАЛА ДЕНЬ СВОЕЙ СМЕРТИ - было желание умереть у гроба Господня.
Когда прибыла в Иерусалим в 73 года, ей отказали в этом желании из- за того, что она -  женщина. Похоронили великую просветительницу в стенах русского Федосьевского монастыря.

А затем в годы гонений 2 неизвестных монаха Федосьевского монастыря привезли останки Преподобной княгини в Киево- Печёрскую Лавру, где и покоились они до 1910 года.

 1910 год -  это год  торжественного перенесения мощей прп. Евфросинии из Киево-Печерской Успенской Лавры в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. 

С Орши  - до Витебска, из Витебска -  до Полоцка  православные христиане несли на руках гробницу со св. мощами Ефросиньи Полоцкой. В деревнях, лежащих по пути от г. Витебска к Заронову, а равно от Заронова до самого Полоцка, по желанию православных жителей сих деревень, останавливались со святынею для совершения краткаго молитвословия.

 Главный источник информации о Евфросинии – ее «Житие», - рассказывает Валентина Ивановна Моисеенко, заместитель председателя Витебского отделения Республиканской общественной организации «Русское общество». Житие было написано в конце XII века. По тому, какие факты в нем приводятся, понятно, что человек, их писавший, должен был не только знать Преподобную, но и быть близким ей человеком. Многие ученые считают, что писала «Житие» сестра Евфросинии Евпраксия, которая сопровождала ее в паломничестве в Иерусалим.

… Но сначала двенадцатилетняя  Предслава должна была проявить несгибаемый характер и стать монахиней вопреки воле родителей. Она знала языки, могла переводить, но главным делом её жизни стала Спасо- Преображенская церковь Спасо- Ефросиньевского женского монастыря.
…Как началось строительство монастыря?

Вот  как сказано об этом в «Житии»: Евфросинии явился ангел, который указал, что она должна начать строительство своего монастыря. И путь от Софийского собора до места, где Спасо -Евфросиниевский монастырь располагается и сегодня, она вместе с няней, тоже постригшейся в монашки, преодолела пешком. Сегодня эту дорогу на автомобиле можно проехать минут за 5-10, а в начале XII века это было серьезным испытанием. 

« Местность, на которой строился монастырь, епископ передал ей во владение», - рассказывает Валентина Ивановна. – Первые годы в монастыре жили всего 5-6 монахинь – сама Евфросиния, ее няня, двоюродная сестра, потом родная младшая сестра.

Уже потом возникли школа, иконописная мастерская, скрипторий по переписыванию книг. В монастырь стали приходить другие женщины, приносили свое приданое.
 
Не каждый знаменитый мужчина может похвастаться такими достижениями: построить два монастыря - мужской и женский, две церкви (до наших дней сохранилась только Спасо –Преображенская), по ее просьбе Богородичской церкви был передан уникальный Эфесский образ Богоматери, который хранится в Русском музее, а также создан знаменитый шестиконечный крест-мощевик…

Меня тронул рассказ, мне давно известный, но прозвучавший так трогательно из уст Моисеенко Валентины Ивановны, как искали крест Ефросиньи Полоцкой.

Вот рассказ о потерянном кресте Ефросиньи Полоцкой, созданном Лазарем Богшей, находящемся сейчас  то ли у Морганов в Америке, то ли у Медичи во Франции,который до сих разыскивает интерпол. Копию Креста сделал Николай Петрович Кузьмич, использовав для этого  кипарисовое древко, облицованное серебром и золотом..., украшен Крест жемчугом – символом чистоты, изумрудами – символ земной жизни, сапфирами – символ горнего мира, рубинами  - символом жертвенной крови Христовой. На Кресте под эмалевыми изображениями Святых, в ковчежцах находятся частички их Св.мощей, а также сокровенные реликвии христианского мира. 
 
Но сначала Мастер не был воцерковленным  человеком - и ему нельзя было браться за эту работу На Святой земле  Кузьмич Николай Петрович был воцерковлён...

Началась сложная и ответственная  соборная работа, в которой принимало участие множество людей. Так был  восстановлен Крест по образу и подобию КРЕСТА Ефросиньи Полоцкой...

А история  икон?!! Очень информативный, глубокий, вдохновенный рассказ Валентины Ивановны мы прослушали об иконах. Их истории поучительны!!!

Икону Эффеской Богоматери, Одигитрии - Путеводительницы написал евангелист  Лука, живший в первом веке н.э.
   
Идея создать выставку о Ефросинье Полоцкой возникла у Моисеенко В.И. после того, как она прочитала в «Настаўніцкай газете” статью учителя истории о том, как на пероне провожали однокурсники свою сокурсницу  и говорили ей – «чао, Эфа. Они оказались попутчиками . Учитель спросил, знает ли она в честь кого назвали её так родители –Ефросинья. И всю дорогу рассказывал ей о жизни Евфросиньи Полоцкай.

В данной экспозиции представлены  копии картин Марочкина Алеся - таких художников очень мало. Здесь в одном лице совпадают и художественный талант, и гражданская позиция, и любовь к Родине. А еще можно добавить его демократическое мировоззрение и уважение к правам человека", - обе картины называются «Ефросинья Полоцкая» - но они такие разные: первая- на зелёно- золотом фоне княгиня Ефросинья Полоцкая прижимает к груди белую лилию – символ святости, доброты, красоты и чистоты.

На другой картине Алеся Марочкина Ефросинья Полоцкая в бело - голубых монашеских одеждах – рясе и и апостольнике (Апостольник — предмет одежды православной монахини. Представляет собой головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи и покрывающий равномерно грудь и спину. По длине может достигать живота. Поверх апостольника носятся скуфья, камилавка или клобук.) На фоне лазоревых васильков и белого поля,- 
(современная стилизация, изображающая символы Белоруссии) мы видим святой лик Ефросиньи Полоцкой...

Лицо просветительницы очень печально: губы скорбно сжаты, грустные глаза смотрят вдаль,- не всё гладко с Просвещением, не всё так удаётся, как хотелось бы…

«Да святится имя Твоё».

На выставке представлены копии линогравюр, ксилогравюр, литографий , знаменитого белорусского художника,иллюстратора книг Купалы и Короткевича, Давида Симановича и Ивана Шамякина, знаменитого графика, народного художника Белоруссии Арлена Кашкуревича, создавшего цикл работ» Святые Белоруссии».

Обратимся к литографии( гравюра на камне) Арлена Кашкуревича «Ефросинья Полоцкая». На ней мы видим Евросинью Полоцкую в монашеском одеянии – чёрной рясе ризе для веселия и радования - и парамане – большом платке- с деревянным крестом,- и мантии – одежде нетления и чистоты.

На голове – параман.

Огромные глаза дивного света устремлены вдаль, к Богу. За спиной Ефросиньи Полоцкой белый Спасо - Ефросиньевский храм в древнем града на Полоте; над головой святой - купол неба; на правой руке висят чётки, обеими руками прекрасная девушка держит раскрытую книгу.

Сейчас в Кировской библиотеке находятся и работы Лагуновича -Черепко Сергея Александровича - доцента Белорусской Академии искусств, члена Белорусского Союза художников: на первой картине мы видим полоцкую святую на фоне зелёно- золотистой драпировки, возле окна, из которого видна Спасо- Преображенская церковь. В руках Преподобной белая лилия - символ чистоты и непорочности. Святая в чёрном монашеском одеянии окружена книгами. Её лицо воодушевлено и одухотворено,- это лицо очень красивой женщины, сознательно отказавшейся от мирской жизни. Другая картина «Вдохновение» показывает, как могла Преподобная Ефросинья воздействовать на священников и прихожан. Её проповедь освящает сам ангел. На неё с обожанием смотрят все пророки. Картина выполнена в золотисто - серо- голубых тонах,- очень верно к ней подобрано серебристое паспарту. Также у нас на выставке можно посмотреть копию фрески  Виктора Васнецова «Преподобная Ефросинья Полоцкая»- на фоне куполов и чудесной русской природы, икону Преподобной Ефросиньи игуменьи Полоцкой И. Громко, с храмом и крестом, неизвестного автора «Ефросинья Полоцкая с двумя ангелами». В нашей Кировской библиотеке Вы можете ознакомиться с двумя фрагментами настенной средневековой живописи Спасо - Преображенской церкви( сохранилась в Полоцке и стоит до сих пор, я в ней в 2019 году два раза была)… 

Также у нас есть копия картины А. Кузьмича «Плач Ефросиньи Полоцкой», а также копия картины Наталии Климовой «Преподобная Благоверная княгиня Ефросиния Полоцкая»- Наталья Климова, известный московский иллюстратор, директор издательского дома православной литературы «Дар», создала целый цикл святых «Небесные заступники».

Вот такую интересную выставку нашей библиотеке предоставила Валентина Ивановна Моисеенко.

Наталья Соловьёва, Витебска поэтесса


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru