САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Военно-политическая ситуация. Украина. \ Эдуард Попов: Республики Донбасса: трудная поступь государственного строительства (III)

Эдуард Попов: Республики Донбасса: трудная поступь государственного строительства (III)

« Назад

Эдуард Попов: Республики Донбасса: трудная поступь государственного строительства (III) 19.05.2017 14:10

Часть 1, 2

Экономические и социальные процессы в народных республиках

В постсоветской Украине сильнее, чем в какой-либо другой бывшей республике СССР на Евразийском континенте, проявились тенденции к олигархизации – формированию в ходе несправедливой приватизации крупной собственности олигархов и их активному или определяющему влиянию на государственную политику. Олигархи получали крупные куски собственности не за счет личных заслуг, а благодаря приближенности к власти или даже участию во власти. Например, в своё время богатейшим человеком Украины был Виктор Пинчук, зять второго президента Леонида Кучмы.

На Украине сложилось два крупнейших географических клана олигархов – днепропетровский и донецкий. Донбасский регион (Донецкая и Луганская области бывшей Украины) – регион с наиболее концентрированной собственностью олигархов. Олигархом № 1 Донбасса и всей Украины в период евромайдана являлся Ринат Ахметов, выходец из околокриминальных кругов.

Сохранение собственности олигархов противоречило социальным лозунгам «Русской весны» (равно, как и евромайдана). Вопрос национализации их собственности встал уже на начальном этапе формирования независимых государственных органов Донбасса.

Тогда сложилась абсурдная система: ДНР и ЛНР сохранили собственность украинских олигархов, предприятия которых отчисляли налоги в военный бюджет Украины. По данным её Министерства финансов, с начала 2014  по май 2016 г. предприятия, зарегистрированные на неконтролируемой территории Донецкой и Луганской областей, уплатили налогов, сборов и единого социального взноса (ЕСВ) на общую сумму около 36,8 млрд. гривен (примерно $1,5 млрд.).

Изначально налоговые отчисления в Киев были вынужденной мерой. В качестве примера приведу выдержку из интервью одного из руководителей города Константиновки (на тот момент – территория ДНР, в настоящее время контролируется Украиной) Владимиром Бугаем. Интервью было взято в середине июня 2014 года.

«– Как функционирует налоговая система (Константиновки и всей ДНР. – Э.П.)?

— Донецкая республика собирает налоги, которые платились раньше в местные бюджеты, а налоги на прибыль и другие налоги по-прежнему платятся в Киев, чтобы они выплачивали нам пенсии и льготные выплаты, потому что пока не готова пенсионная система здесь.

– То есть люди получают все выплаты от Украины?

– До последнего пока все получали. За май 100% получили. <…> Разговаривал с руководством Донецкой республики, они говорят, что нам надо плавно перейти (на собственную систему социальных выплат. – Э.П.). Если обрубим все, то экономика встанет. Большинство налогов, получается, сейчас берем себе, но часть налогов отдаем в Киев, чтобы они платили нам социальные выплаты. Получается, даем им 2 рубля, они возвращают нам 1 рубль. Так как им это выгодно пока, они, конечно, нам платят, но, если вдруг перестанут платить, и мы постараемся прекратить. Чтобы и им налоги не поступали».

По словам «народного мэра» В. Бугая, «у нас много предприятий в Донецке работают, которые зарегистрированы в других областях, и все налоги платят Киеву, а теперь встал вопрос, чтобы перерегистрировать эти предприятия в Донецкой республике, так как они находятся здесь». Владелец большинства предприятий – Ринат Ахметов, «и он не заинтересован в уплате налогов в Донецкую республику, ему предложили, и он отказался. Сейчас ему объявили, что если до конца месяца предприятия не будут перерегистрироваться в Донецкую республику, то их будут национализировать. Это Пушилин заявил на одном из последних выступлений (председатель президиума Верховного совета ДНР Денис Пушилин. –Э.П.).».[1]

Однако на практике руководство республик было вынуждено проявлять повышенную лояльность к бизнес-интересам украинских олигархов. По мнению опрошенных нами экспертов, в руководстве обеих республик присутствуют креатуры олигархических групп. Обещанная в мае 2014 г. тогдашними руководителями ДНР (Д. Пушилин и др.) национализация не состоялась. Подобно антиолигархическим обещаниям евромайдана лозунг «Русской весны» о борьбе с олигархами и построении социально справедливого общества также не претворен в жизнь.

Причина этого намного глубже и сложнее, чем наличие влиятельных креатур украинских олигархов в высшем эшелоне руководства ДНР и ЛНР, хотя и этот аспект не следует сбрасывать со счетов. В ходе экспертных опросов в ДНР и ЛНР с представителями политических и бизнес-кругов постоянно звучала мысль: радикальный слом сложившейся экономической модели приведет к остановке крупных предприятий в Донбассе, что лишит работы как минимум десятки тысяч людей, а вместе с членами их семей – сотни тысяч. Вместе с тем все опрошенные представители политической и бизнес-элиты отмечали, что сохранение собственности украинских олигархов и продолжение выплат в «бюджет войны» представляет тупиковый путь.

Причем проблема не только в том, что республики Донбасса через налоговые отчисления с предприятий, принадлежащих украинским олигархам, в бюджет Украины финансируют войну против себя. Олигархический капитализм, сложившийся на Украине, экономически нерентабелен и не конкурентоспособен и противоречит принципам социальной справедливости. Представители широких слоев населения в ДНР и ЛНР мечтают о построении более справедливого государства. Пожалуй, не ошибусь, назвав это формой нового русского социализма, свободного от доктринальных ошибок СССР и тем более олигархической/неонацистской Украины.

Ситуация начала изменяться в феврале 2017 г. Президент и Кабмин Украины поддержали практику блокады республик Донбасса, который осуществляли с конца 2016 г. боевики неонацистских формирований в зоне так называемой АТО. Президент Украины Петр Порошенко приказал временно приостановить перемещение всех грузов, кроме гуманитарных, через линию соприкосновения между подконтрольной Украине территорией и занятыми «пророссийскими сепаратистами» районами Донбасса. Это было прямым нарушением Минских соглашений, пункт 8-й которых провозглашает полное восстановление социально-экономических связей республик Донбасса и Украины[2]. Это решение Порошенко 15 марта было оформлено постановлением Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины.

Блокада Донбасса сначала де-факто, а затем де-юре дала основание властям народных республик ввести с 1 марта внешнее управление на украинских предприятиях, расположенных на их территории. 27 февраля 2017 г. в ходе чрезвычайного пленарного заседания Народного совета ДНР депутатами был принят во втором чтении законопроект об изменениях в налоговой системе республики.[3] Соответствующее решение было принято и парламентом ЛНР. Суть этих изменений – предприятиям на территории ДНР и ЛНР, принадлежащим украинским гражданам, предлагалось до 1 марта текущего года пройти перерегистрацию и платить налоги в бюджеты народных республик.

Резюме: указы о введении внешнего управления в ДНР и ЛНР выполняются, предприятия, находящиеся в собственности украинских олигархов, продолжают свою работу, несмотря на сопротивление их владельцев. Началась сложная, пусть и не всегда успешная работа по переориентации рынков сбыта продукции.

* * *

В экономическом, социальном, политическом плане республики Донбасса представляют собой осколок постсоветской Украины со всей присущей ей совокупностью характеристик экономического уклада и управленческого слоя: устарелостью технологической базы и производственного оборудования, коррупцией и некомпетентностью чиновничества, некомпетентностью политического класса, «африканской» поляризацией доходов различных социальных групп и т.п.

Сохранение на территории ДНР и ЛНР крупной собственности украинских олигархов не позволяет говорить о подлинном суверенитете республик. Предприятия олигархов вплоть до недавнего времени выплачивали налоги в украинский бюджет и, следовательно, финансировали войну против народа Донбасса.

С февраля 2017 г. в ДНР и ЛНР идут противоречивые процессы деолигархизации и построения более справедливых с национальной и социальной точек зрения моделей экономики. На данный момент недостаточно материала для выводов: в каком направлении социально-экономического устройства движутся народные республики Донбасса? Будет ли здесь реализован вариант «народного капитализма» (акционирование предприятий, ранее принадлежащих украинским олигархам) или построена новая форма «русского социализма»? Или сохранится (в несколько измененных формах) олигархический капитализм? Сама по себе национализация собственности олигархов не может гарантировать более успешного социально-экономического развития. Ее результатом станет замена старого класса сверхкрупных собственников слоем новых олигархов, который уже фактически сформировался в республиках Донбасса.

ДНР и ЛНР в тяжелейших условиях сумели отстоять свою независимость от нынешних властей в Киеве, успешно продвигается процесс формирования вооруженных сил (Народная милиция). С весны 2015 г. налажена работа социальных служб, устранена угроза массового голода, пожилое население получает пенсии. Благодаря безвозмездной помощи России, в социально-экономическом отношении республики Донбасса находятся на уровне как минимум не ниже, чем соседние регионы Украины. Государство (также благодаря помощи России) выполняет минимум своих обязательств, в том числе в вопросах ценообразования (цены на тарифы ЖКХ в республиках Донбасса кратно ниже цен на Украине и т.п.).

Очевидно, что без постоянной помощи России республики Донбасса даже с допущением удачных социальных и экономических реформ представляют собой нежизнеспособные образования. Гарантией их будущего успешного развития может стать экономическая, социальная и гуманитарная интеграция ДНР и ЛНР в российское пространство по образцу Южной Осетии и Абхазии. Определяющими с точки зрения будущих перспектив республик Донбасса могут стать политические процессы и дезинтеграционные тенденции, которые продолжают развиваться на Украине.

[1] http://old.newstracker.ru/news/interview/donbass-ne-dozhdalsia-pomoshchi-rossii-deputat-dnr/ Дата обращения: 23.04.2017.

[2] Полный текст Минских соглашений: https://ria.ru/world/20150212/1047311428.html

[3] http://dnr-online.ru/parlamentom-respubliki-zakonodatelnogo-uregulirovan-poryadok-vvedeniya-vneshnego-upravleniya-na-predpriyatiyax-ukrainskoj-yurisdikcii/ 

Ритм Евразии


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

26.03.24

Государственная политика Республики Беларусь в области миграции осуществляется посредством административно-правового регулирования миграционных потоков и направлена как на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, так и (в значительной степени) на поддержание исторически сложившейся этнокультурной среды в республике. Миграционная политика Республики Беларусь складывается из двух частей. Первая затрагивает сферу внешней трудовой миграции, вторая касается беженцев, в первую очередь, с Украины.

22.03.24

Опыт «реформирования» России и Беларуси обнажил всю пропасть между народной и так называемой диссидентской интеллигенцией, которая причисляла себя к выразительнице сокровенных чаяний и дум нашего народа.

20.03.24

12 марта 2024 года в Москве в Цифровом деловом пространстве г. Москвы прошёл Всероссийский форум с международным участием «Россия – дом народов». Данный форум был включён в план основных мероприятий в соответствии с Указом Президента России В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В мероприятии приняли участие более 600 человек – представителей органов государственного управления России, духовенства, экспертного сообщества, деловых кругов, федеральных национально-культурных автономий России (ФНКА), общественности, многодетных семей, иностранных гостей.

16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru