Важное место занимает в развитии белорусской медицины занимает фармакология. После распада СССР Беларусь столкнулась с дефицитом отечественных лекарственных препаратов, так как не имела серьёзных фармакологических производств. Это всё легло тяжёлым бременем на белорусский бюджет, и так вынужденный сражаться за каждый доллар валютной выручки в связи с необходимостью постоянных закупок энергоносителей и сырья.
Именно поэтому производству лекарственных препаратов было уделено значительное внимание. Это направление динамично развивается – только с 2010 по 2014 год производство фармакологической отрасли выросло в 2 раза – с 227,4 млн. долларов США до 439,4 млн. долларов. Из импортёра лекарств Беларусь всё увереннее становится экспортёром. Безусловно, многое до сих пор покупается за границей – небольшой стране сложно делать всё самостоятельно, да и зачастую это не нужно делать по экономическим причинам. Но как бы то ни было, сегодня более 1/3 белорусской фармакологической продукции поступает на экспорт – более 36%. До 80% экспорта идет на традиционные рынки – в Россию и страны СНГ, но в последнее время расширяются и поставки в другие регионы – Африку, Латинскую Америку, Азию. Среди импортёров белорусских лекарств – Великобритания, Чехия, Словакия и все соседи – Польша, Украина, Литва, Латвия и Эстония.
Частично развитие отечественной фармакологии финансируется государством, частично (особенно при создании новых предприятий) – путём привлечения иностранного капитала. Так, в 1995 году было создано совместное белорусско-американская компания «Минскинтеркапс», ставшая за короткое время одним из лидеров отрасли, а в 2001 году ставшая государственным предприятием.
Постепенно преодолевается инерция восприятия белорусами импортных и отечественных лекарств. Долго бытовало мнение о том, что «более дорогие импортные лекарства помогают», а «дешёвые белорусские аналоги гораздо хуже». Так считали и многие медики, а не только пациенты. Между тем ситуация постепенно меняется и, наблюдая за ростом экспорта за рубеж и за качеством лекарств, белорусы всё чаще, нежели раньше, выбирают куда более доступные отечественные препараты.
А выбирать есть что. Так, в Беларуси разработан уникальный препарат «Темодекс», предназначенный для лечения опухолей головного мозга. «Темодекс» в 1,5 раза увеличивает продолжительность жизни больных после операции по сравнению с импортными аналогами. При этом курс лечения белорусским «Темодексом» составляет 300-350 долларов, а американским аналогом – 15 000 – 18 000 долларов. Завершаются испытания препарата для лечения рака желудка «Проспиделонг». Такие разработки ведутся во всём мире, но «Проспиделонг» - единственный препарат, находящийся на финише. Активно разрабатываются противораковые гидрогели. Препарат «Цисплацел» уже вышел в производство – он в виде саморассасывающихся биосалфеток применяется при удалении опухолей в области головы и шеи.
Большой проблемой для небольшой Беларуси является выход на внешние рынки – для регистрации лекарственного препарата за рубежом и даже в союзной России нужно проводить комплекс дорогостоящих испытаний. Беларусь может применять тот же «Темодекс» только в своих клиниках. В итоге доходы уплывают за границу – на «Темодекс» продана лицензия в Швейцарию, которая и будет реализовывать препарат во всём мире, взяв на себя расходы по испытаниям и оформлению дополнительных клинических исследований. А ведь всё это можно было бы сделать и совместными силами России и Беларуси.
Вопросами стоимости лекарственных препаратов (как отечественных, так и импортных) занимается государство. Посещая тот же «Минскинтеркапс» 26 января 2018 года, белорусский Президент сказал о том, что по его указанию МВД и КГБ Беларуси отследили ситуацию с продажами медпрепаратов. Выяснилось, что огромную долю в итоговой цене занимают операции посредников. В связи с этим А.Г.Лукашенко распорядился убрать с рынка медпрепаратов посредников-частников, занимающихся неоправданной накруткой стоимости лекарств, которая потом идёт не на развитие отрасли, а им в карманы и ложится на плечи простых белорусов. «Полностью должна быть создана в текущем году в первом полугодии полностью прозрачная и подконтрольная вам (государственным органам в области фармакологии – А.Г.) монополизированная система производства и реализации лекарственных препаратов, и отечественных, и импортных. Это касается всей страны. Посредники нас обдирают наголо, давайте разбираться с этой проблемой. Эта проблема не только у них, в сфере фармотрасли, я уже десять раз говорил о посредничестве. Заработок посредников порой составляет половину от цены товара. …
Это вопрос номер один. … Проблемы в посредниках: покупают за рубль — продают за десять. … Мы огромные деньги теряем. При посредничестве самая коррупция. Отсюда берут деньги на взятки и прочее», - заявил белорусский лидер, отметив, что такая же проблема и в России, что как-то обсуждалось им на двусторонних встречах с В.В.Путиным.
Уделяется внимание санаторно-курортному лечению. Сеть санаториев не только сохранена, но расширена и модернизирована. В Беларуси сейчас действуют 481 санаторно-курортная, оздоровительная организация и другие специализированные средства размещения различного профиля.
В белорусских санаториях очень много россиян, что доказывает их эффективность и популярность.
Белорусские медики работают в тесном контакте со своими коллегами из России. Ряд программ реализуется по линии Союзного государства России и Беларуси: создание высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока животных («БелРосТрансген» и «БелРосТрансген-2»), программа «Разработка новых методов и технологий восстановительной терапии патологически измененных тканей и органов с использованием стволовых клеток» («Стволовые клетки»).
Использование опыта взаимодействия в сфере медицины России и Беларуси в рамках Союзного государства взято во многом за основу и ЕАЭС, в рамках которого проводится работа по интеграции в направлениях оказания медицинских услуг, производства и обращения медицинских препаратов, лекарств, оборудования и приборов, регистрации лекарственных средств.
Так, 6 мая 2017 года вступил в силу пакет из 26 документов (21 решение Совета ЕЭК, 4 решения и 1 рекомендация Коллегии ЕЭК), регулирующих обращение лекарств в странах ЕАЭС. Теперь производители лекарств в странах ЕАЭС могут подавать заявления на их регистрацию и выпуск в обращение по единой схеме, что упростит эти процедуры административно и снизит экономические издержки.
При этом существует переходный период (до 31 декабря 2018 года), в течение которого производители фармацевтической отрасли смогут работать по национальным или же общим процедурам, что облегчит переход к последним. При этом препараты, которые пройдут регистрацию по национальным требованиям до 31 декабря 2018 года, должны будут пройти перерегистрацию по правилам единого рынка до 31 декабря 2025 года.
Эффект ожидается уже в этом году, так как сама регистрация от подачи заявки до поступления в продажу составляет в среднем 7-10 месяцев.
Другим важным направлением является решение вопросов оказания медицинской помощи гражданам государств – членов ЕАЭС, а также решение проблем фитосанитарного контроля в рамках ЕАЭС.
Оба этих вопроса в значительной степени решены в рамках Союзного государства России и Беларуси, что, к сожалению, не исключает различного рода конфликты во взаимной российско-белорусской торговле (в том числе с применением санкций и запретов как раз по причинам фитосанитарных проблем, или декларирования оных).
Есть проблемы и получения медицинской помощи, которые должны быть обязательно учтены при решении таких вопросов не только в рамках России и Беларуси, но и ЕАЭС в целом. Совсем недавно, в начале 2018 года беременной двойней гражданке Беларуси, жене российского военнослужащего (прапорщика), отказали в бесплатной медицинской помощи в перинатальном центре в Рязани. Женщине дважды медикаментозно останавливали схватки. История имела большой резонанс, к её решению подключился Совет при Президенте России по развитию гражданского общества. По утверждению члена этого совета, главы Союза семей военнослужащих Марии Большаковой в соответствии с законом «О статусе военнослужащих» РФ, члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами. Заместитель Председателя Совета при Президенте России по развитию гражданского общества Евгений Бобров вообще выразил возмущение по этому поводу, так как «преждевременные роды с осложнениями для женщины, беременной двойней, являются жизнеугрожающим состоянием, а значит, роды у нее должны принимать бесплатно независимо от наличия гражданства».
В итоге в центре помощь данной гражданке всё же оказали. Виновными в итоге назвали саму семейную пару – женщина не получила вид на жительство, а с ним и медицинский полис, так как в УФМС (!) ей сказали, что вид на жительство ей не положен и она оформила лишь временное проживание.
Эта история является не единственной и наглядно показывает, насколько несовершенна не только сама база российско-белорусских отношений в сфере оказания медицинской помощи, но даже процедуры её правоприменения на практике, что сильно подрывает доверие к Союзному государству. Что уж тогда говорить о всём ЕАЭС.
Хотя такие меры периодически предпринимаются и на двухстороннем уровне. Так, ещё в 1999 году Беларусь и Казахстан договорились «проводить консультации, обследования и лечение граждан на коммерческой основе с проведением взаиморасчетов по договорным ценам или по действующим прейскурантам, кроме случаев, при которых существует угроза жизни человека и требуется оказание скорой и неотложной медицинской помощи».
Проблема эта сложно решаемая, так как в России медпомощь осуществляется в соответствии со страхованием, а в Белоруссии – она бесплатна на государственном уровне.
В заключении я хотел бы сказать, что было бы неверно думать, что белорусское здравоохранение не имеет проблем – своей небольшой заработной платой недовольны врачи, ещё в большей степени – средний и младший медицинский персонал (медсёстры и нянечки), есть очереди на бесплатный приём узких специалистов, да и самые передовые достижения медицины становятся доступны в первую очередь не простым рабочим и сельским жителям, а властной бюрократии, известным людям, состоятельным гражданам, родственникам самих медицинских работников и т.п., но постепенно то, что было доступно немногим, становится возможным для подавляющего большинства белорусов и этой происходит прямо на наших глазах.
Как пример, введение с 1 февраля 2018 года нового Республиканского клинического медицинского центра Управделами Президента Республики Беларусь в Ждановичах – пригороде Минска. Центр рассчитан, прежде всего, на «обслуживание высших должностных лиц, выдающихся деятелей культуры, искусства, спорта и граждан, имеющих почетные звания и награды», которые будут получать медицинскую помощь бесплатно. Но помощь будет оказываться и всем желающим, правда, на платной основе. Что касается цен, то, по мнению многих рядовых посетителей, они вполне себе «средние» - не самые дешёвые, но и не «заоблачные».
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.