11-12 февраля в Минске состоится VI Всебелорусское народное собрание (ВНС), которое может стать поворотным событием в новейшей белорусской истории. В любом случае это будет своеобразный смотр прогосударственных политических сил, направленный на их дальнейшею консолидацию.
В соответствии с указом президента от 28 декабря «О созыве VI Всебелорусского народного собрания» в преддверии православного Рождества была завершена кампания по выдвижению делегатов на всебелорусское вече.
В соответствии с указом «участники форума от областей и Минска избираются с учетом норм представительства районными и городскими Советами депутатов и наиболее многочисленными общественными объединениями». При этом от каждой области в собрании примет участие не более 310 человек, от Минска — не более 370 граждан».
Заседание Светлогорского районного Совета депутатов. На таких заседаниях по всей республике избирали делегатов на Всебелорусское вече
Сразу необходимо заметить, что, несмотря на волну критики по поводу якобы не конституционности ВНС, проведение данного форума в полной мере соответствует ст. 37 Конституции РБ:
«В порядке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях».
Законом от 12 июля 2000 года «О республиканских и местных собраниях» определён порядок инициирования, созыва и проведения, круг рассматриваемых вопросов и полномочия республиканских и местных собраний в Республике Беларусь.
Так, «республиканское собрание может созываться по мере необходимости Президентом Республики Беларусь для обсуждения важных вопросов государственной и общественной жизни и проектов соответствующих решений».
Состав оргкомитета, нормы представительства, порядок избрания участников республиканского собрания устанавливаются президентом Республики Беларусь.
В соответствии с упомянутым законом, участники республиканского собрания могут избираться «трудовыми коллективами, гражданами на собраниях по месту жительства, учебы или службы, высшими органами политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, других общественных объединений, представляющими все административно-территориальные единицы Республики Беларусь». Таким образом, в правовом отношении VI Всебелорусское народное собрание совершенно легитимно.
В последние дни декабря 2020 года по всей республике прошли сессии местных Советов депутатов, на которых избирались участники ВНС. Не все из избранных на указанных сессиях делегатов являются депутатами, хотя они составляют подавляющее большинство.
Поясняя отдаваемое депутатам предпочтение при избрании делегатов на ВНС, заместитель председателя Гомельского облисполкома, заместитель председателя областного оргкомитета по подготовке и проведению шестого Всебелорусского народного собрания Владимир Привалов заметил следующее:
«Депутаты уже облечены доверием избравших их граждан, хорошо осведомлены о региональных проблемах и точках роста. Они активно участвовали в диалоговых площадках, организованных в рамках подготовки ко всенародному вече».
Заместитель губернатора Гомельской области Владимир Привалов подробно разъяснил почему депутаты разных уровней преобладают среди участников Всебелорусского народного собрания
Всего в делегации от Гомельской области (а это, согласно указу президента, 310 человек) депутаты местных советов займут 206 мест, что составляет примерно 66 процентов.
В начале января состоялись выдвижения участников ВНС от профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Белоруссии и от крупных пропрезидентских общественных объединений - «Белая Русь», Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусский союз женщин и ветеранских организаций.
Подобное соотношение (примерно 70% - депутаты, 30% - выдвиженцы от профсоюзов и общественных объединений) соблюдается по всем областям и г. Минску.
Если посмотреть общественный срез избранных делегатов ВНС, то преимущественно это люди среднего возраста, хотя примерно 10% представляют молодежь (до 31 года) и примерно столько же ветераны (старше 60 лет). Большинство участников ВНС имеют высшее образование. Т.к. представители местных Советов исполняют свои депутатские обязанности на общественных началах, то реальный сектор экономики, система образования и сфера обслуживания будут иметь на собрании достаточно широкое представительство. Причем среди делегатов, представляющих эти сферы, присутствуют не только руководители, но также рабочие, служащие, врачи, учителя и студенты.
Ход подготовки к собранию широко освещается в государственных и прогосударственных СМИ, так что вряд ли найдутся граждане, которые находятся в неведении относительно предстоящего всебелорусского веча. К тому же с начала февраля в местных газетах начали публиковаться краткие сведения о каждом из делегатов ВНС. Одновременно в районных и областных центрах и Минске прошли встречи делегатов ВНС с общественностью для получения наказов с мест.
Помимо избранных делегатов во Всебелорусском народном собрании примут участие президент, депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания РБ, глава и члены правительства и другие высшие должностные лица. Приглашены для участия в собрании главы всех зарегистрированных в РБ религиозных конфессий и представители дипломатического корпуса. Скорее всего, в ВНС примут участие в качестве гостей дипломаты из Российской Федерации и государств ЕАЭС, а также Сербии, Китая и некоторых других стран, поддерживающих дружеские отношения с Республикой Беларусь.
Основным вопросом повестки дня ВНС является рассмотрение и принятие «Основных положений программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы», проект которых был опубликован в основных государственных СМИ.
Документ весьма пространный, поэтому затронем только некоторые из его ключевых положений.
Государственное строительство и общественные отношения
Определены сроки конституционной реформы, которую предполагается осуществить «в первые годы пятилетия». Очевидно, что растянутая по времени конституционная реформа необходима для подготовки механизма бескризисной передачи власти «достойному приемнику».
Ставится задача «укрепить механизмы госуправления в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций». Для чего «предстоит усовершенствовать соответствующее законодательство». При этом «следует ожидать усиления роли государства в управлении общественными процессами в наиболее чувствительных секторах».
Подобные намерения являются прямым следствием жесткого политического кризиса 2020 года и направлены на предотвращение подобных ситуаций, что представляется актуальным в условиях сформировавшегося внешнего враждебного полукольца - Украина, Польша, Литва, Латвия.
Варшава пытается «слепить» на границах Республики Беларусь враждебное полукольцо: «Люблинский треугольник» (Польша, Украина, Литва) и Латвия
Ускоренное развитие высокотехнологичных производств
«Прорывными точками роста промышленности станут электроиндустрия и электротранспорт. С запуском БелАЭС открываются широкие возможности для развития этого направления».
Белорусская АЭС рассматривается руководством Республики Беларусь как важный элемент энергетической самостоятельности и ослабление зависимости от поставок углеводородного сырья. В то же время БелАЭС является важным звеном в деле формирования единой энергетической системы Союзного государства.
Развитие экономической интеграции
«Политика государства будет нацелена на укрепление и расширение внешнеэкономических связей с государствами — партнерами по Союзному государству, СНГ, ЕАЭС, повышение вклада интеграционных процессов в экономический рост.
Главный вектор — углубление двусторонней интеграции с Российской Федерацией на основе положений Договора о создании Союзного государства с соблюдением национальных интересов. Эффективными инструментами выступят совместные программы действий по конкретным сферам деятельности.
В рамках ЕАЭС главным направлением станет создание полноформатного экономического союза, обеспечивающего свободу передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы без барьеров, изъятий и ограничений.
ЕАЭС должен стать полноформатным экономическим союзом
Важно осуществить на практике согласованную макроэкономическую, промышленную, сельскохозяйственную, транспортную политику и скоординированную энергетическую политику.
Предполагается заключить с учетом национальных интересов соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Израилем, Египтом и Индией».
Из документа следует, что главным условием поступательного роста белорусской экономики видится дальнейшее развитие интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Понимание этого белорусской стороной открывают дополнительные возможности в строительстве реально действующего Союзного государства и упрочении ЕАЭС.
XXX
НАКАЗЫ делегату VI Всебелорусского народного собрания
ДЗЕРМАНТУ АЛЕКСЕЮ ВАЛЕРЬЕВИЧУ
5 февраля 2021 г. в Минске состоялось организованное Белорусским общественным объединением «Русь» собрание общественности, на котором были приняты следующие наказы делегату VI Всебелорусского народного собрания А.В. Дзерманту.
Философ и политолог Алексей Дзермант
Предлагаемые изменения и дополнения в Конституцию
Республики Беларусь:
- Изложить вводную часть в следующей редакции (добавить строку):
Преамбула (вводная часть)
…опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности,
исток которой лежит в Древней Руси,
стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь …
Пояснение
Данная запись в Конституции РБ будет свидетельствовать о древнерусских истоках современной белорусской государственности. «Повесть временных лет» прямо свидетельствует о том, что Полоцк и Полоцкая земля являлись, говоря современным языком, учредителями Древнерусского государства:
«И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро».
Отсюда вытекает естественность государственного белорусско-русского двуязычия и не только союзнических, но и братских (в прямом смысле) отношений с Российской Федерацией.
- Добавить в статью 1 абзац о правопреемстве Республики Беларусь Белорусской СССР и изложить в следующей редакции:
Статья 1. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.
Республика Беларусь является правопреемницей Белорусской Советской Социалистической Республики.
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Далее по тексту.
Пояснение
1.Принятие конституционной нормы правопреемства Республики Беларусь Белорусской ССР будет означать, что Республика Беларусь не только в историческом, но в правовом отношении будет входить в число государств:
— победителей в Великой Отечественной и Второй мировой войнах;
— учредителей Организации Объединенных Наций.
2. Правопреемность Республики Беларусь Белорусской ССР одновременно будет означать преемственность современного государственного флага Республики Беларусь относительно государственного флага Белорусской ССР.
- Добавить в статью 8 абзац о Союзном государстве и интеграционных связях на постсоветском пространстве и изложить в следующей редакции:
Статья 8. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.
Республика Беларусь является соучредителем Союзного государства, содействует его упрочению и развитию, способствует укреплению интеграционных связей на постсоветском пространстве.
Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.
Пояснение
Записанное в Конституции РБ положение о Союзном государстве является показателем того, что главным направлением внешней политики Республики Беларусь выступает упрочение единства с Российской Федерацией.
- Исключить из статьи 18 абзац, противоречащий национальным интересам Республики Беларусь.
Статья 18. Исключить из статьи 18 последний абзац.
Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.
Пояснение
Это положение полностью устарело. После строительства и ввода в строй БелАЭС положение о безъядерной зоне утратило смысл, а гибридная агрессия против Республики Беларусь показала, что подлинной гарантией мирного развития и территориальной целостности является участие Республики Беларусь в Союзном государстве и ОДКБ.
Наказы общегражданской направленности
- Предлагается установить праздник День народного единства 17 сентября.
Пояснение
17 сентября - это единственная дата, которая в полной мере подходит для праздника День народного единства, т.к. 17 сентября 1939 г. начался знаменитый Освободительный поход Красной Армии, результатом которого стало освобождение Западной Белоруссии от гнета польских панов, ее воссоединение с Белорусской ССР и Россией в рамках Советского Союза. Помимо того, воссоединение белорусских земель стало одним из важнейших условий Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
- В ходе Всебелорусского Народного Собрания необходимо рассмотреть вопрос о выполнении в транспортной системе Республики Беларусь (городской транспорт, метро, дорожные указатели и т.д.) 17-й ст. Конституции РБ о государственном двуязычии. Объявления в транспорте, указатели на дорогах, названия улиц должны выполняться на 2-х государственных языках: белорусском и русском.
Пояснение
Согласно переписи населения 2019 г., русский язык назвали родным - 42,3 % населения, в повседневной жизни на русском языке говорят 71,3 % жителей республики. Поэтому, неиспользование русского языка в транспортной системе есть знак неуважения к огромному количеству белорусских граждан.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.