САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Жизнь организаций российских соотечественников в Белоруссии \ Игорь Потапов. О памятниках Ольге и Ольгерду в Витебске

Игорь Потапов. О памятниках Ольге и Ольгерду в Витебске

« Назад

Игорь Потапов. О памятниках Ольге и Ольгерду в Витебске 30.06.2014 15:54

Теперь, когда Запад развязал на Украине войну против России, когда в Кремле наступил кризис власти, проблемы памятников в Витебске ушли далеко на второй план. Сдаст Кремль юго-восток Украины (а для этого много причин и оснований) - о спорах вокруг этих памятниках останутся только воспоминания. Тем не менее, тема памятников в Витебске заслуживает внимания.

 

Приближается 24 июля день, когда Русская православная церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги.

 

Ещё в 8 ноября 2007 года Витебская городская общественная организация «Русский культурный центр «Русь» обратилась к Председателю Витебского облисполкома В.П.Андрейченко с просьбой рассмотреть возможность установления в г. Витебске памятника святой, равноапостольной великой княгине Ольге. С тех пор прошло много лет и на фоне полемики о памятнике Ольгерду почти забыт вопрос о памятнике княгине Ольге в Витебске, а ведь именно с памятником Ольге связан неожиданно возникший проект памятника Ольгерду, по моему мнению, как противовес памятнику равноапостольной великой княгине.

 

Позиция тех, кто выступает «против», всегда более уязвима, чем позиция «за». Выступая за памятник Ольге можно рассчитывать на компромисс, на установку двух памятников в городе, и это было бы определенным успехом. Выступая против памятника Ольгерду, скорее всего, не увидим в Витебске ни памятника Ольгерду, ни памятника Ольге.

 

Теперь по поводу решения Витебского горисполкома по памятнику Ольгерду.

 

Принимая решение об установке в Витебске памятника Ольгерду, руководство Витебска,опираясь на мнение НАН РБ, а также министерств культуры и образования РБ, считает, что установка памятника основателю витебских замков князю Ольгерду не противоречит официальной исторической концепции, а научные споры вокруг значимости данной личности в истории не входят в компетенцию исполнительных и распорядительных органов, а являются прерогативой учреждений, занимающихся историческими исследованиями. Насколько мне известно, возражений по поводу установки в Витебске памятника Ольгерду со стороны учреждений, занимающихся историческими исследованиями, пока не было. Что для власти в данном случае более значимо, чем аргументы общественности.

 

Что касается поддержки планов установки памятника Ольгерду со стороны прозападной антироссийской оппозиции.

 

Для них Ольгерд как великий князь ВКЛ (ВКЛ - «Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское», но чаще употреблялось сокращенное название «Вели​кое княжество Литовское»)является несомненным западником и русофобом. С точки зрения борьбы против пропаганды русофобии с жонглированием наследием ВКЛ в историографии РБ, и может иметь смысл критика установки памятника Ольгерду в Витебске, но тут не всё однозначно.

 

С одной стороны Ольгерд стал князем Витебским на законном на то время основании. Около 1318 года он женился на дочери витебского князя Марии Ярославне, а после смерти тестя Ярослава Ольгерд стал князем Витебским. И современным руководителям Витебщины есть на что ссылаться, утверждая установку памятника Ольгерду в Витебске.

 

Но есть и другая сторона в критике идеи установки памятника с точки зрения российско-белорусских отношений. Если отношение к пропольской шляхте после их мятежей в 1830 и 1863 гг. в российской империи было отрицательным, то отношение к правителям ВКЛ было иным. Пример - памятник 1000-летию России открытый в Новгороде в 1862 году. Ни одного упоминания о деятелях Польши в составе Российской империи, не включили даже любимца либеральной общественности «незалежника» Тараса Шевченко, но иначе обстоит дело с представителями ВКЛ. На памятнике Гедимин - великий князь Литовский, Ольгерд - великий князь Литовский, Витовт - великий князь Литовский, Довмонт - великий князь литовский, князь Псковский, Кейстут - князь Трокский и Жемайтский.

 

Что касается позиции церкви.

 

Споры об установке памятника Ольгерду в Витебске ведутся все последние 5 лет с момента первых сообщений в местных СМИ и за все это время мы так и не узнали о позиции Белорусского экзархата Русской Православной церкви по этому вопросу.

 

И вновь о событиях на Украине.

 

Как невнятна позиция РПЦ по Ольгерду, также, к сожалению, невнятна она и по событиям на Украине. Как тут не вспомнить позицию РПЦ в первый день Великой Отечественной войны. Патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий 22 июня 1941 года выступил с обращением к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», чётко и однозначно заявив о своей позиции: «В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашист​вующие разбойники напали на нашу родину, - говорилось в обращении главы РПЦ. - Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу».

 

 

 

Игорь Потапов - председатель Совета Витебской городской общественной организации «Русский культурный центр «Русь»

 

 

 

Империя


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru