Андрей Геращенко: Развитие белорусской медицины. Кооперация в рамках Союзного государства и ЕАЭС. Часть вторая

« Назад

Андрей Геращенко: Развитие белорусской медицины. Кооперация в рамках Союзного государства и ЕАЭС. Часть вторая 30.03.2018 06:18

Часть первая

Важное место занимает в развитии белорусской медицины занимает фармакология. После распада СССР Беларусь столкнулась с дефицитом отечественных лекарственных препаратов, так как не имела серьёзных фармакологических производств. Это всё легло тяжёлым бременем на белорусский бюджет, и так вынужденный сражаться за каждый доллар валютной выручки в связи с необходимостью постоянных закупок энергоносителей и сырья.

Именно поэтому производству лекарственных препаратов было уделено значительное внимание. Это направление динамично развивается – только с 2010 по 2014 год производство фармакологической отрасли выросло в 2 раза – с 227,4 млн. долларов США до 439,4 млн. долларов. Из импортёра лекарств Беларусь всё увереннее становится экспортёром. Безусловно, многое до сих пор покупается за границей – небольшой стране сложно делать всё самостоятельно, да и зачастую это не нужно делать по экономическим причинам. Но как бы то ни было, сегодня более 1/3 белорусской фармакологической продукции поступает на экспорт – более 36%. До 80% экспорта идет на традиционные рынки – в Россию и страны СНГ, но в последнее время расширяются и поставки в другие регионы – Африку, Латинскую Америку, Азию. Среди импортёров белорусских лекарств – Великобритания, Чехия, Словакия и все соседи – Польша, Украина, Литва, Латвия и Эстония.

Частично развитие отечественной фармакологии финансируется государством, частично (особенно при создании новых предприятий) – путём привлечения иностранного капитала. Так, в 1995 году было создано совместное белорусско-американская компания «Минскинтеркапс», ставшая за короткое время одним из лидеров отрасли, а в 2001 году ставшая государственным предприятием.

Постепенно преодолевается инерция восприятия белорусами импортных и отечественных лекарств. Долго бытовало мнение о том, что «более дорогие импортные лекарства помогают», а «дешёвые белорусские аналоги гораздо хуже». Так считали и многие медики, а не только пациенты. Между тем ситуация постепенно меняется и, наблюдая за ростом экспорта за рубеж и за качеством лекарств, белорусы всё чаще, нежели раньше, выбирают куда более доступные отечественные препараты.

Export.by Термодекс

А выбирать есть что. Так, в Беларуси разработан уникальный препарат «Темодекс», предназначенный для лечения опухолей головного мозга. «Темодекс» в 1,5 раза увеличивает продолжительность жизни больных после операции по сравнению с импортными аналогами. При этом курс лечения белорусским «Темодексом» составляет 300-350 долларов, а американским аналогом – 15 000 – 18 000 долларов. Завершаются испытания препарата для лечения рака желудка «Проспиделонг». Такие разработки ведутся во всём мире, но «Проспиделонг» - единственный препарат, находящийся на финише. Активно разрабатываются противораковые гидрогели. Препарат «Цисплацел» уже вышел в производство – он в виде саморассасывающихся биосалфеток применяется при удалении опухолей в области головы и шеи.

Большой проблемой для небольшой Беларуси является выход на внешние рынки – для регистрации лекарственного препарата за рубежом и даже в союзной России нужно проводить комплекс дорогостоящих испытаний. Беларусь может применять тот же «Темодекс» только в своих клиниках. В итоге доходы уплывают за границу – на «Темодекс» продана лицензия в Швейцарию, которая и будет реализовывать препарат во всём мире, взяв на себя расходы по испытаниям и оформлению дополнительных клинических исследований. А ведь всё это можно было бы сделать и совместными силами России и Беларуси.

5min.by  Минскинтеркапс

Вопросами стоимости лекарственных препаратов (как отечественных, так и импортных) занимается государство. Посещая тот же «Минскинтеркапс» 26 января 2018 года, белорусский Президент сказал о том, что по его указанию МВД и КГБ Беларуси отследили ситуацию с продажами медпрепаратов. Выяснилось, что огромную долю в итоговой цене занимают операции посредников. В связи с этим А.Г.Лукашенко распорядился убрать с рынка медпрепаратов посредников-частников, занимающихся неоправданной накруткой стоимости лекарств, которая потом идёт не на развитие отрасли, а им в карманы и ложится на плечи простых белорусов. «Полностью должна быть создана в текущем году в первом полугодии полностью прозрачная и подконтрольная вам (государственным органам в области фармакологии – А.Г.) монополизированная система производства и реализации лекарственных препаратов, и отечественных, и импортных. Это касается всей страны. Посредники нас обдирают наголо, давайте разбираться с этой проблемой. Эта проблема не только у них, в сфере фармотрасли, я уже десять раз говорил о посредничестве. Заработок посредников порой составляет половину от цены товара. …
Это вопрос номер один. … Проблемы в посредниках: покупают за рубль — продают за десять. … Мы огромные деньги теряем. При посредничестве самая коррупция. Отсюда берут деньги на взятки и прочее», - заявил белорусский лидер, отметив, что такая же проблема и в России, что как-то обсуждалось им на двусторонних встречах с В.В.Путиным.

Уделяется внимание санаторно-курортному лечению. Сеть санаториев не только сохранена, но расширена и модернизирована. В Беларуси сейчас действуют 481 санаторно-курортная, оздоровительная организация и другие специализированные средства размещения различного профиля.

В белорусских санаториях очень много россиян, что доказывает их эффективность и популярность.

БелРосТрансген

Белорусские медики работают в тесном контакте со своими коллегами из России. Ряд программ реализуется по линии Союзного государства России и Беларуси: создание высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока животных («БелРосТрансген» и «БелРосТрансген-2»), программа «Разработка новых методов и технологий восстановительной терапии патологически измененных тканей и органов с использованием стволовых клеток» («Стволовые клетки»).

Использование опыта взаимодействия в сфере медицины России и Беларуси в рамках Союзного государства взято во многом за основу и ЕАЭС, в рамках которого проводится работа по интеграции в направлениях оказания медицинских услуг, производства и обращения медицинских препаратов, лекарств, оборудования и приборов, регистрации лекарственных средств.

Так, 6 мая 2017 года вступил в силу пакет из 26 документов (21 решение Совета ЕЭК, 4 решения и 1 рекомендация Коллегии ЕЭК), регулирующих обращение лекарств в странах ЕАЭС. Теперь производители лекарств в странах ЕАЭС могут подавать заявления на их регистрацию и выпуск в обращение по единой схеме, что упростит эти процедуры административно и снизит экономические издержки.

При этом существует переходный период (до 31 декабря 2018 года), в течение которого производители фармацевтической отрасли смогут работать по национальным или же общим процедурам, что облегчит переход к последним. При этом препараты, которые пройдут регистрацию по национальным требованиям до 31 декабря 2018 года, должны будут пройти перерегистрацию по правилам единого рынка до 31 декабря 2025 года.

Эффект ожидается уже в этом году, так как сама регистрация от подачи заявки до поступления в продажу составляет в среднем 7-10 месяцев.

Другим важным направлением является решение вопросов оказания медицинской помощи гражданам государств – членов ЕАЭС, а также решение проблем фитосанитарного контроля в рамках ЕАЭС. 

Оба этих вопроса в значительной степени решены в рамках Союзного государства России и Беларуси, что, к сожалению, не исключает различного рода конфликты во взаимной российско-белорусской торговле (в том числе с применением санкций и запретов как раз по причинам фитосанитарных проблем, или декларирования оных). 

Есть проблемы и получения медицинской помощи, которые должны быть обязательно учтены при решении таких вопросов не только в рамках России и Беларуси, но и ЕАЭС в целом. Совсем недавно, в начале 2018 года беременной двойней гражданке Беларуси, жене российского военнослужащего (прапорщика), отказали в бесплатной медицинской помощи в перинатальном центре в Рязани. Женщине дважды медикаментозно останавливали схватки. История имела большой резонанс, к её решению подключился Совет при Президенте России по развитию гражданского общества. По утверждению  члена этого совета, главы Союза семей военнослужащих Марии Большаковой в соответствии с законом «О статусе военнослужащих» РФ, члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами. Заместитель Председателя Совета при Президенте России по развитию гражданского общества Евгений Бобров вообще выразил возмущение по этому поводу, так как «преждевременные роды с осложнениями для женщины, беременной двойней, являются жизнеугрожающим состоянием, а значит, роды у нее должны принимать бесплатно независимо от наличия гражданства».

В итоге в центре помощь данной гражданке всё же оказали. Виновными в итоге назвали саму семейную пару – женщина не получила вид на жительство, а с ним и медицинский полис, так как в УФМС (!) ей сказали, что вид на жительство ей не положен и она оформила лишь временное проживание.

Эта история является не единственной и наглядно показывает, насколько несовершенна не только сама база российско-белорусских отношений в сфере оказания медицинской помощи, но даже процедуры её правоприменения на практике, что сильно подрывает доверие к Союзному государству. Что уж тогда говорить о всём ЕАЭС.

Хотя такие меры периодически предпринимаются и на двухстороннем уровне. Так, ещё в 1999 году Беларусь и Казахстан договорились «проводить консультации, обследования и лечение граждан на коммерческой основе с проведением взаиморасчетов по договорным ценам или по действующим прейскурантам, кроме случаев, при которых существует угроза жизни человека и требуется оказание скорой и неотложной медицинской помощи».

Проблема эта сложно решаемая, так как в России медпомощь осуществляется в соответствии со страхованием, а в Белоруссии – она бесплатна на государственном уровне.

В заключении я хотел бы сказать, что было бы неверно думать, что белорусское здравоохранение не имеет проблем – своей небольшой заработной платой недовольны врачи, ещё в большей степени – средний и младший медицинский персонал (медсёстры и нянечки), есть очереди на бесплатный приём узких специалистов, да и самые передовые достижения медицины становятся доступны в первую очередь не простым рабочим и сельским жителям, а властной бюрократии, известным людям, состоятельным гражданам, родственникам самих медицинских работников  и т.п., но постепенно то, что было доступно немногим, становится возможным для подавляющего большинства белорусов и этой происходит прямо на наших глазах.

Республиканского клинического медицинского центра Управделами Президента Республики Беларусь

Как пример, введение с 1 февраля 2018 года нового Республиканского клинического медицинского центра Управделами Президента Республики Беларусь в Ждановичах – пригороде Минска. Центр рассчитан, прежде всего, на «обслуживание высших должностных лиц, выдающихся деятелей культуры, искусства, спорта и граждан, имеющих почетные звания и награды», которые будут получать медицинскую помощь бесплатно. Но помощь будет оказываться и всем желающим, правда, на платной основе. Что касается цен, то, по мнению многих рядовых посетителей, они вполне себе «средние» - не самые дешёвые, но и не «заоблачные».


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

26.03.24

Государственная политика Республики Беларусь в области миграции осуществляется посредством административно-правового регулирования миграционных потоков и направлена как на защиту рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, так и (в значительной степени) на поддержание исторически сложившейся этнокультурной среды в республике. Миграционная политика Республики Беларусь складывается из двух частей. Первая затрагивает сферу внешней трудовой миграции, вторая касается беженцев, в первую очередь, с Украины.

22.03.24

Опыт «реформирования» России и Беларуси обнажил всю пропасть между народной и так называемой диссидентской интеллигенцией, которая причисляла себя к выразительнице сокровенных чаяний и дум нашего народа.

20.03.24

12 марта 2024 года в Москве в Цифровом деловом пространстве г. Москвы прошёл Всероссийский форум с международным участием «Россия – дом народов». Данный форум был включён в план основных мероприятий в соответствии с Указом Президента России В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В мероприятии приняли участие более 600 человек – представителей органов государственного управления России, духовенства, экспертного сообщества, деловых кругов, федеральных национально-культурных автономий России (ФНКА), общественности, многодетных семей, иностранных гостей.

16.03.24

США представляют собой отвратительный антиисторический продукт, не содержащий в себе ни одного доброго, благосклонного чувства, ни одного великодушной, благородной черты. Постоянная конфронтация и санкции против неугодных правительств и народов, постоянная вражда и фарисейство внутри самого общества, постоянная двуличность и свирепость в отношениях между людьми, народами и государствами.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru