САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Николай Сергеев: София Константинопольская - святыня всего Православного мира, часть 1

« Назад

Николай Сергеев: София Константинопольская - святыня всего Православного мира, часть 1 22.07.2020 10:08

10 июля нынешнего года Государственный совет Турции упразднил принятое в 1934 году  решение основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка о превращении легендарного собора Святой Софии в Константинополе (с 1930 г. официальное название - Стамбул) в музей. Вслед за этим президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о передаче собора Святой Софии в ведение Диянету (управлению по делам религии Турции-авт.) и начале мусульманских богослужений в уже мечети Айя-София. 

Данное решение турецких властей вызвало глубокое разочарование и отрицательный отклик со стороны не только международной православной, но и в целом христианской общественности.

 Эрдоган в соборе Святой Софии

Вот что сказано по этому поводу в заявлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое было сделано до пресловутого решения турецкого президента и его Государственного совета: «Долг всякого цивилизованного государства — сохранять равновесие: примирять противоречия в обществе, а не обострять их, способствовать объединению людей, а не разделению». Однако в Анкаре эти слова не были услышаны.

В свою очередь  Синод Русской православной церкви (заседание состоялось 16-17 июля) связывает превращение храма-музея Святой Софии в мечеть Айя-София с  разобщенностью   православного мира, ставшей прямым следствием  неправомерной поддержки раскольников на Украине Константинопольским патриархатом: «Обращаясь к братским поместным церквам, с особенной печалью отмечаем, что столь безрадостное для святой православной церкви событие православный мир сегодня встречает разобщенным, что стало прямым следствием антиканонической легализации раскола на Украине и что ослабило наши возможности совместно противостоять новым духовным угрозам и цивилизационным вызовам».

Помимо того, Синод Русской Православной Церкви обратился к руководству Турции с призывом сохранить мозаики собора Святой Софии. В РПЦ отметили, что решение передать бывший храм и музей в богослужебное пользование мусульманской общины задевает религиозные чувства миллионов христиан во всем мире и может привести к нарушению межрелигиозного баланса и взаимопонимания между христианами и мусульманами не только в самой Турции, но и в иных местах.

Всего против открытия мечети в соборе высказались Русская, Константинопольская, Греческая, Сербская, Иерусалимская, Румынская и Грузинская Православные Церкви.

 Богородица с младенцем
Богоматерь на престоле. Мозаика храма Святой Софии в Константинополе, IX в.

Не остались безучастными и депутаты Государственной Думы Российской Федерации. Они призвали турецкие власти одуматься и отказаться от изменения статуса собора Святой Софии в Константинополе (Стамбуле). На пленарном заседании российского парламента было принято обращение к Великому Национальному Собранию Турции, в котором говорится: «Просим наших коллег, депутатов Великого национального собрания Турции, всесторонне проанализировать складывающуюся ситуацию, проявить мудрость и не подвергать ревизии решение основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, которое на долгие годы превратило Святую Софию в символ мира и межрелигиозного согласия».

Депутаты также выразили уверенность в том, что «необходимо предпринять все возможные шаги для предотвращения ущерба, который может быть нанесен поспешным изменением статуса музея всемирного масштаба».

Выразили свое отрицательное отношение к произошедшему и представители белорусской православной общественности. Соответствующее письмо президенту Турецкой республики Реджепу Эрдогану направили Международное общественное объединение «Путь к Афону», Белорусское общественное объединение «Русь», Центр казачьей культуры и Православное Собрание имени Святого князя Александра Невского.

Высказал свое несогласие с этим демонстративно антихристианским решением турецких властей и римский папа Франциск. Выступая 12 июля с традиционной воскресной проповедью перед верующими католиками, собравшимися на площади Святого Петра в Ватикане понтифик сказал, что он постоянно думает о Святой Софии и «очень огорчен» решением Турции. 

С осуждением действий турецкого официоза высказался и госсекретарь США Майк Помпео: «Соединенные Штаты рассматривают изменение статуса собора Святой Софии как принижение наследия этого выдающегося здания и его непревзойденной способности служить человечеству в качестве  моста между представителями разных религиозных традиций и культур».

Будущее собора Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбуле) -это в последние годы, пожалуй, единственный вопрос, по которому между православным и католическим мирами, между Москвой и Вашингтоном нет разногласия.

 Император перед Христом
Император Лев VI перед Христом. Мозаика храма Святой Софии в Константинополе. X в.

Однако турецкие власти пытаются представить этот шаг сугубо внутренним и малозначимым событием. Так, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что его страна вправе изменить статус собора, превратив его в мечеть, без учета мнений других государств.

А теперь постараемся ответить на вопрос: почему Эрдоган пошел на столь вызывающий для христиан всего мира шаг?

Но в начале небольшое историческое отступление. Собор Святой Софии был основан императором Восточно-Римской (Ромейской, Византийской) Юстинианом и был открыт для богослужений 27 декабря 537 года. Собор более тысячи лет был самым большим и главным храмом в христианском мире. 

Интересно, что создатель готического стиля в католической архитектуре Аббат Сугерий, который в 40-е годы XII века построил в Парижа первый готический собор, писал, что видел в качестве великого образца именно храм Святой Софии. Хотя, казалось бы, он совершенно не похож на готические соборы. Видимо, аббат имел в виду неповторимую игру света, настоящую свето-пространственную икону, которая создавалась единственным в своем роде зданием собора Святой Софии Константинопольской и которая до глубины души потрясла послов великого князя Владимира в  X веке, что, согласно летописным источникам, сыграло определяющую роль в выборе веры великим русским князем. Вот как рассказывает об этом «Повесть временных лет»: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во все других странах».

Примечательно, что император Юстиниан пригласил в качестве главных зодчих не профессиональных строителей, а знаменитых математиков и инженеров-оптиков — Анфимия из Тралл и Исидора из Милета, которые и создали «световое чудо» Святой Софии.

Световое кольцо образовывалось днем и ночью под куполом 40 окнами, которые направляли в купол свет либо солнца, либо луны и звезд. Под куполом постоянно создавалось светящееся облако, световая икона Славы Божьей. К сожалению, из-за того, что купол не единожды перестраивался, в том числе из-за землетрясений, этот поразительный эффект в настоящее время практически не заметен. К этому следует добавить великолепные мозаики, которые усиливали звучание храма как пространственной иконы.

После захвата Константинополя турками-османами и падения Ромейской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть, где мозаики были замазаны белой известью, нередко довольно небрежно.

 Турки замазывают мозаику
После захвата Константинополя султан Мехмед II приказал замазать мозаики Собора Святой Софии белой известью

Поэтому когда в XIX веке в мечеть Айа-София попадали русские и европейские исследователи византийского искусства, то вместо фресок их взору представали лишь некие размытые очертания и они могли лишь  гадать о том, какие сюжеты там могли быть изображены.

Пробыв под известкой более четырех с половиной столетий, эти мозаики явили свое великолепие миру только в 30-х годах XX века в ходе реставрационных работ, проводимых под руководством  американского византолога и мецената Томаса Уиттмора, который  подробно опубликовал материалы исследований. Подлинное изучение Софии Константинопольской началось именно после этих открытий, в которых участвовали ведущие византологи того времени, в числе которых был выдающийся русский ученый, эмигрант Анатолий Фролов. Это было грандиозное событие в науке, которое завершилось переводом собора Святой Софии в статус музея в 1934 году по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка. 

Надо сказать, что в самой Турции далеко не все положительно воспринимают действия Эрдогана, направленные на отказ от идей Ататюрка, видевшего Турцию светским современным государством, хранящим наследие не только Османской, но и Ромейской империи.

Вот мнение по поводу решения Эрдогана известного турецкого журналиста Мердана Янардага: «Исламистская власть в Турции снова вернулась к узким идеологическим целям, поскольку оказалась зажатой и исчерпала в политическом смысле свой резерв. Я не думаю, что Турция нуждается в новой мечети. Тем более такой потребности нет на площади Султанахмет (площадь между собором Святой Софии и Голубой мечетью, главной мечетью Стамбула - авт.). В Стамбуле более чем достаточно мечетей даже для пятничного намаза. Голубая мечеть не заполняется — не стоит и думать о том, что это произойдет в Святой Софии».

 император и императрица перед Христом
Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом. Мозаика храма Святой Софии в Константинополе. XI в.

Как бы то ни было, но решение турецких властей в исламистском духе относительно собора Святой Софии выглядит как сознательное обострение межрелигиозных отношений – как в самой Турции, так и во всем мире. И это действительно так.  

По данным американского аналитического агентства Pew Research Center, в мире в настоящее время насчитывается 314 миллионов православных христиан, и для каждого из них София Константинопольская является святыней мирового значения и ее перевод в статус мечети однозначно будет воспринят многими из них крайне отрицательно, в том числе и чадами Русской православной церкви.

Осознают всю чреватость исламистской затеи Эрдогана и наиболее ответственные турецкие богословы. Один из них Джемиль Кылыч уверен в следующем: «Нужны шаги, которые не оскорбят ни  чувства христиан, ни чувства мусульман.  Но, к сожалению, превращение Святой Софии в мечеть может привести к росту антиисламских настроений в мире. Святая София для христианского мира — храм с символическим значением. По этой причине мы должны оставить позади войны на религиозной почве и заниматься созиданием мира в мировом масштабе».

Продолжение, часть 2.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru