« Назад

Новая Военная доктрина Союзного государства, вопреки ожиданиям, так и не принята 29.06.2018 15:56

Не так давно в Минске состоялось заседание Высшего государственного совета Союзного государства, который, как надеялась общественность, должен был принять важные решения в деле союзного строительства и безопасности СГ. 

В частности, в преддверии заседания ВГС в средствах массовой информации много писалось о возможном подписании новой Военной доктрины Союзного государства[1]. Прежняя, формально ныне действующая военная доктрина была принята еще в 2001 году и не соответствует ныне существующим реалиям на арене международного противоборства.

За прошедшие 17 лет в восточноевропейском регионе произошли коренные изменения. Государственный переворот в Киеве и приход к власти на Украине крайне националистических, русофобских сил, карательная (т.н. антитеррористическая) операция, переросшая в полномасштабную войну в Донбассе, антирусская и антироссийская истерия в ведущих западных странах, не говоря уже о Польше и прибалтийских государствах при резкой милитаризации последних.

Одновременно происходит постоянное наращивание восточной группировки НАТО. При этом геополитические конкуренты (они же потенциальные военные противники) России и Белоруссии для достижения своих политических целей активно используют информационно-психологические и т.н. гибридные методы борьбы, которые, по сути, являются невооруженными способами ведения военных действий.

В настоящее время происходят радикальные изменения в системе международных отношений, что обусловлено одновременным протеканием противоречивых глобальных процессов. Одновременно наблюдаются углубление международной и региональной интеграции, формирование мирового финансово-экономического и информационного пространства и процессы разъединения и усиления соперничества между мировыми и региональными центрами силы за расширение зон своего влияния.

В конечном итоге основные противоречия в современном мире являются прямым следствием столкновения двух взаимоисключающих тенденций мирового развития. С одной стороны, США и коллективный Запад, в целом, прилагают максимум усилий для сохранения почти утвердившегося однополярного мира, с другой - Россия вместе с союзниками, а также Китай выступают за формирование многополярного мирового порядка с сохранением государствами самостоятельности, а народами независимости и самобытности.

При этом необходимо учитывать, что в нынешних условиях, когда прямое военное столкновение между мировыми державами представляется маловероятным, ударными отрядами в «гибридных операциях» геополитических противников России выступают крайне националистические и религиозно-экстремистские силы. 
Действия последних, при широкой поддержке извне, направлены на провоцирование внутренних, в том числе вооруженных конфликтов и осуществление государственных переворотов с целью изменения геополитической картины того или иного региона. Кровавые события в бывшей Югославии, в Чечне, в Грузии, Приднестровье, Нагорном Карабахе, в Сирии, на Украине и в других регионах - убедительное тому свидетельство. Кроме того, в зонах международной нестабильности активно действуют такие инструменты западной военной политики как частные военные компании.

Несомненно, что военная доктрина Союзного государства должна исходить из того, что за последние десятилетия сильно изменился характер международного военного противоборства. Помимо прямого применения вооруженных сил широко распространенным стало использование стратегии непрямых действий, которая предполагает ведение, в том числе, боевых действий чужими руками, массированное использование крайних экстремистских и террористических организаций, частных военных компаний, а также провоцирование массовых протестных выступлений населения.

Что касается собственно военного и военно-технического сотрудничества стран-участниц Союзного государства, то здесь внешне все выглядит более-менее благополучно. Оборонные ведомства России и Республики Беларусь отработали определенный механизм взаимодействия. На регулярной основе проводятся совместные коллегии министерств обороны, командно-штабные и оперативно-тактические учения, действуют единая система ПВО и формально существует региональная группировка войск (сил).

Однако имеются не решенные проблемы. Так, положен в долгий ящик вопрос о размещении в Белоруссии российской базы ВКС, которая могла бы существенно укрепить военную безопасность Союзного государства на западном направлении. Но дело здесь не в оборонных ведомствах России и Белоруссии, а в пресловутой «многовекторности» внешней политики официального Минска.

Подобным образом, похоже, дела обстоят и с новой военной доктриной Союзного государства. Согласно сообщениям некоторых белорусских средств массовой информации, Палатой представителей Национального собрания РБ уже принят во втором чтении законопроект об утверждении новой военной доктрины Союзного государства[2]. Однако на уровне президентов России и Республики Беларусь на прошедшем заседании ВГС Союзного государства она не рассматривалась. Более того, в составе представительной российской делегации, прилетевшей в Минск, не было министра обороны. Ему, очевидно, обсуждать в столице Белоруссии было нечего…

[1] https://sputnik.by/politics/20180612/1035966937/lukashenko-putin-obsudyat-na-vgs.html
[2] https://naviny.by/rubrics/politic/2016/06/16/ic_news_112_476738 

Материк, Александр Штефанович


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:




Главная  »  Интеграция  » Новая Военная доктрина Союзного государства, вопреки ожиданиям, так и не принята

Интеграция