САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Из первых уст \ Сбережение Байкала для будущих поколений – несомненный государственный приоритет

Сбережение Байкала для будущих поколений – несомненный государственный приоритет

« Назад

10.08.2017 13:33

Сбережение Байкала для будущих поколений – несомненный государственный приоритет

В ситуацию, связанную с проектами монгольских ГЭС в Прибайкалье, на днях вмешался президент РФ. Владимир Путин поручил Генпрокуратуре РФ досконально проверить ситуацию с природопользованием на Байкале, ибо уровень наносимого озеру экологического ущерба, по многим оценкам, в разы превышает допустимые экологические нормативы.

А примерно за месяц до этих решений не оправдались надежды монгольской стороны на положительный или по крайней мере нейтральный вердикт ЮНЕСКО относительно экологии ГЭС-проектов. В совокупности всё это еще раз подтверждает комплексный характер экологических проблем в Байкальском бассейне, существенной «добавкой» к которым вполне могут стать те же монгольские проекты.

В ходе состоявшегося на днях в Бурятии совещания, посвящённого актуальным проблемам сохранения озера Байкал и экологического развития Байкальской природной территории, В. Путин подчеркнул: «Байкал для нас – это и гордость, и наша особая ответственность, а задача его сбережения для нынешних и для будущих поколений – несомненный государственный приоритет. Ликвидация последствий нерациональной, зачастую безответственной хозяйственной деятельности на этих территориях требует особого внимания. Для того чтобы, во-первых, ничего подобного больше в будущем не допускать, а во-вторых, сделать всё для того, чтобы минимизировать то, что уже накоплено». 

bajkalskij-gosudarstvennyj-prirodnyj-biosfernyj-zapovednik

Посетив Байкальский государственный природный биосферный заповедник, Владимир Путин принял участие в церемонии выпуска в Байкал молоди омуля

Наряду с упомянутым выше поручением по проверке соблюдения в регионе природоохранных норм, президент адресовал Минэнерго РФ и руководству Бурятии указание изучить возможность увеличения поставок электроэнергии из Бурятии в Монголию. Такое решение, как отмечалось на совещании, обусловлено планами Улан-Батора возвести ГЭС-каскад на впадающей в Байкал Селенге и ее притоках, что чревато серьезными нарушениями в экологическом балансе самого озера и всего Прибайкальского региона.

В связи с отмеченными факторами решение о создании или «замораживании» упомянутых ГЭС, по мнению многих экспертов, будет приниматься, скорее всего, в межгосударственных рамках. В том числе потому, что с 2017 г. Россия на правительственном и экспертном уровнях всё активнее настаивает на тщательной экологической экспертизе данных проектов. А в обеспечение растущего спроса в Монголии на электроэнергию начинают «возвращаться» проекты еще советского периода – по увеличению ее поставок из соседних регионов РФ и по перекачке российского газа через газотранспортную систему Бурятии.

По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, у России в Прибайкалье «множество ГЭС, вырабатывающих дешевую электроэнергию. Поэтому один из вариантов – это поставка электроэнергии, на которую можно давать ценовую скидку и всё равно оставаться с прибылью. Причем Монголии не придется строить объекты, угрожающие Байкалу». Образно говоря, это «не благотворительность, а коммерческий контракт, но с политическим смыслом».

В то же время, как полагает И. Юшков, Монголия «прекрасно понимала, что для России это (строительство монгольских ГЭС на Селенге. – Ред.) неприемлемый проект. Но шантаж обоснован – Монголии нужна дополнительная энергия». Потому вопрос перед Москвой был поставлен, можно сказать, ребром: либо вы поставляете электроэнергию, либо мы строим свой генерирующий объект.

По расчетам российских экспертов, строительство дополнительной ЛЭП из Иркутской области или Бурятии в Монголию оценивается примерно в 0,8-1,2 млрд. долл. (в зависимости от мощности и маршрута ЛЭП). А сооружение прибайкальского ГЭС-каскада в этой стране потребует минимум 2 млрд. долл. Монгольская же сторона, напомним, инициировала именно ГЭС-проекты, притом без их надлежащей экологической экспертизы. Но, похоже, с этими проектами теперь придется в лучшем случае повременить.

Тем более что 41-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшаяся в начале июля с.г. в Кракове, рекомендовала провести всесторонние исследования по экологическим составляющим тех же монгольских ГЭС. Требуется, как считают в ЮНЕСКО, представить доклад «по трансграничной стратегической экологической оценке (ТСЭО)» этих проектов, ввиду уникальной значимости Байкала для общемировой экологии. Таким образом, попытки монгольской стороны продвигать эти проекты с помощью, например, Всемирного банка, китайских, южнокорейских и других потенциальных инвесторов фактически получили шлагбаум. Упомянутый доклад о реализации/выполнении рекомендаций предписано представить в ЮНЕСКО не позднее 1 февраля 2018 г.

В контексте позиции этой ооновской структуры характерно недавнее заявление директора департамента землепользования Министерства окружающей среды Монголии Ш. Мягмара: «Мнения и предложения, собранные в ходе всех общественных слушаний в обеих странах, будут учтены в исследованиях по изучению потенциальных экологических и социальных последствий проектов ГЭС». Но, по его оценке, для проведения этой работы потребуется примерно два года.

Так или иначе, но уже и в монгольских СМИ отмечается, что проекты означенных ГЭС получают «всё больший международный резонанс». С одновременно «возросшей активностью российской стороны, в том числе прибайкальских Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края, в вопросах изучения влияния проектов ГЭС на Байкальский бассейн».

Любопытно, что в начале 1950-х и в конце 1960-х годов предварительно прорабатывались проекты электроэнергетического хаба на юге Красноярского края в соседней с ним Туве – на базе колоссальных запасов гидроэнергии верхнего Енисея, его притоков и истока. Предполагалось их освоение и для поставок гидроэлектроэнергии в Монголию, географически окружающую Туву с юга. Кстати, этот вариант «электропоставок» более чем на 200 км отдалён (к западу) от Байкала, и вдобавок в сопредельных районах Красноярского края и Тувы Верхнеенисейский бассейн гидрографически не связан с озером, в отличие от Селенги и ее притоков.

Но такой вариант тогда показался сверхзатратным, особенно в сфере транспортного обеспечения: между Тувой и Красноярским краем не было, да и по сей день нет железной дороги, хотя ее проект впервые был разработан еще в 1914-1915 гг., затем уточнен в конце 1930-х…

Что же касается непосредственно байкальской экологии, то, как отмечалось в ходе вышеупомянутого совещания в Бурятии, и на самом Байкале, и в российском Прибайкалье немало экологических проблем. Это в первую очередь высокий уровень загрязнения побережья, акватории и дна бытовыми, промышленными отходами, неочищенными сточными водами; зарастание озера водорослями-сорняками; негативное влияние хронических, притом географически всё более обширных лесных пожаров в примыкающем регионе и т.п. Что обусловлено, прежде всего, «традиционными», на протяжении многих десятилетий методами хозяйственной деятельности.

Частично эти проблемы связаны и с качеством водопотока трансграничной Селенги. Скажем, загрязненные сточные воды и/или отходы отработавшего топлива с ТЭС Селенгского региона не могут не попадать в южнобайкальскую акваторию, распространяясь затем по всему озеру, и без того страдающему от различных видов загрязнения и их последствий.

Так что и данные вопросы, параллельно с комплексной экологической оценкой северомонгольских ГЭС-проектов, должны решаться исключительно в рамках двухсторонних переговоров и опять же двухсторонних объективных исследований. Чему способствует, повторим, и вердикт ЮНЕСКО в отношении этих проектов.

Алексей Балиев, Ритм Евразии



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.12.24

Союзное государство, преодолев инерцию и застой долгого времени, уверенно смотрит вперёд. Нас ожидает усиление не только экономического сотрудничества, но и согласование политики в гуманитарной, образовательной и культурной сферах. На одной экономике прочных отношений не построишь. С нами будет и Украина – рано или поздно, даже пускай спустя десятилетия, она станет свободной и присоединится к нашему Союзному государству. Для народов Белоруссии и Украины есть только один исторический оправданный путь, путь вместе с Россией.

19.12.24

Только достройка Союзного государства России и Белоруссии как полноценного субъекта международных отношений является гарантией сохранения подлинной государственности Российской Федерации и Республики Беларусь.

19.12.24

Приближается важнейшая дата – 9 мая 2025 года исполнится 80 лет со Дня нашей общей Великой Победы над фашистской Германией, достигнутой ценой невероятного напряжения и колоссальных потерь нашего народа в годы Великой Отечественной войны, войны за право на само наше существование. 9-10 декабря 2024 года в Минске в Доме Москвы прошла очередная XVI страновая конференция белорусских общественных объединений российских соотечественников «Вместе с Россией сохраним память о Победе», посвящённая 80-летию Победы над фашистской Германией.

13.12.24

28 ноября 2024 года в Астане прошел саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Всего в саммите приняли участие пять глав государств-членов ОДКБ – это президенты Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Кыргызстана.

13.12.24

230 лет назад  в конце 1794 года было полностью разгромлено польское восстание, вошедшее в историю как «восстание Костюшко». В советское время из польского генерала Тадеуша Костюшко сделали «борца за свободу против самодержавия», а после 1991 года его определили в «национальные герои Беларуси».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru