Владимир Путин: отечественная история — это основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода
Сегодня, по сообщению пресс-службы Кремля, президенту представили концепцию единого учебника по истории России.
В ходе встречи с учёными, экспертами и чиновниками были рассмотрены итоги разработки и общественного обсуждения концепции нового комплекса, вопросы её дальнейшего использования для формирования единых подходов к содержанию школьного курса истории, образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования, а также учебной литературы.
Владимир Путин особое внимание обратил на то, что единые подходы к истории — это не казенное и официозное единомыслие, а единообразная логика преподавания, которая должна быть основана на объективности, уважении к собственному прошлому и любви к родине.
В соответствии с этим должно быть понимание того, что самые драматичные и неоднозначные события в истории — это неотъемлемая часть прошлого, «и при всей разности оценок, мнений мы должны относиться к ним с уважением».
«Это жизнь нашего народа, это жизнь наших предков, а отечественная история — это основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода», — отметил президент.
По мнению главы государства, курс истории в школе должен дать учащимся фундаментальные знания о ключевых фактах истории страны, о деятельности выдающихся соотечественников. «С этим у нас подчас возникают большие проблемы, и мы сами, вольно или невольно, принижаем то, что было сделано нашими предками за предыдущие годы или столетия существования Российского государства. Зачем мы это делаем, мне непонятно. Ничего нельзя преувеличивать, разумеется, и нос задирать по каждому поводу и без повода, но объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом более чем за тысячу лет", — сказал президент.
Он отметил, что главная, стержневая линия, которая должна проходить через весь курс преподавания истории, — это «объективность и непредвзятость, уважение к собственному прошлому, любовь к своей родине».
Как заявил президент России, концепция учебника, которая доработана и уже принята, должна лечь в основу целой линейки учебников и методических пособий.
Кроме того, он напомнил, что новая концепция преподавания истории подготовлена в срок и 30 октября прошлого года утверждена на расширенном заседании президиума Российского исторического общества. Её авторы – коллектив специалистов, в который вошли учёные из институтов российской истории и всеобщей истории Российской академии наук, преподаватели ведущих вузов и школьные учителя.
Концепция и историко-культурный стандарт прошли широкое профессиональное и общественное обсуждение в течение пяти месяцев в рамках различных круглых столов, в печатных изданиях, в СМИ в широком смысле слова, в интернете; в нём приняли участие тысячи наших граждан, прежде всего учёные и преподаватели истории, ветераны, родительские организации, да и сами старшеклассники.
Все конструктивные замечания и предложения учтены авторами при доработке концепции.
Напомним, что споры вокруг нового учебника велись на протяжение четырех месяцев, как на уровне экспертного сообщества, так и в интернете. В них участвовали учителя, историки, ветераны, представители религиозных конфессий, а также сами школьники и их родители. По заявлению Минобрнауки, предложения, в основном, касались переломных событий ХХ века и новейшей истории России, и большая часть замечаний бала учтена.
Стоит отметить, что особенностью новой концепции преподавания истории России является то, что она включает примерный перечень из двадцати «трудных вопросов», которые вызывают сложности при преподавании. И учителям эти вопросы будут разъяснять отдельно. Среди таких трудных мест, к примеру, оценка диктатуры Сталина, причины репрессий; холодная война, экономических реформ начала 90-х годов и оценка стабилизации в 2000-е годы.
Ранее сообщалось, что в российских школах новый учебник появится в сентябре 2015 года.