« Назад 10.08.2017 10:46 Андрей Геращенко: Съезд в Минске. Неординарное событие осталось практически незамеченным СМИ В Минске прошёл недавно первый съезд Общественной палаты Союзного государства России и Белоруссии. Мероприятие изначально обещало быть весьма представительным: предварительное согласие на работу в составе Общественной палаты дали 16 академиков, 37 докторов наук и профессоров, 35 государственных деятелей, имеющих ранг не ниже министра, депутата или сенатора; 13 дипломатов, 9 генералов, 11 представителей высшего офицерского состава, 20 народных и заслуженных артистов, 47 писателей, 11 олимпийских чемпионов, а также 28 известных представителей масс-медиа от Российской Федерации и Республики Беларусь. Планируется, что численность Общественной палаты будет составлять 200 человек, с равным представительством от обоих государств. Сразу скажу, что из этого достаточно значимого списка многие не смогли, по тем или иным причинам, принять участие в съезде, прислав, однако, свои поздравления и приветствия – это, прежде всего, относится к российской стороне. Что касается белорусской части Палаты, то она была скорее ведомой стороной. Поэтому неудивительно, что на съезде произошло формирование российской части комиссий Палаты, а белорусская часть будет сформирована и распределена по комиссиям несколько позже. Предположительно в течение 2–3 месяцев белорусская часть вновь соберётся в Минске, возможно, с участием президента А.Г. Лукашенко (во всяком случае, такие надежды высказывались), и уже тогда будут решены процедурные вопросы и уточнен списочный состав членов комиссий Общественной палаты от Белоруссии. Отсюда и некоторая противоречивость оценок съезда. К сожалению, не удалось сработать по максимуму и сформировать действенную Палату от российской и белорусской стороны синхронно, как это задумывалось изначально. Но произошло главное: общественность Белоруссии и России на уровне весьма серьёзных и авторитетных людей продемонстрировала политическую волю и стремление не только способствовать укреплению Союзного государства России и Белоруссии в целом, но и заниматься самым широким спектром вопросов – от экономики и экологии до военно-патриотического воспитания и развития единого цивилизационного и культурного пространства. Любопытно, что движения навстречу начались задолго до Съезда по самым различным общественным каналам. Так, 1 марта 2016 года в Минске было подписано соглашение о сотрудничестве между Координационным советом руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников и Федеральной национально-культурной автономией «Белорусы России». Это не простая формальность: россияне в Белоруссии и белорусы в России понимают друг друга с полуслова, для нас Россия и Белоруссия – одно неразрывное целое, две страны, составляющие общее Отечество. Весьма символично, что именно мой коллега по Общественной палате Союзного государства председатель ФНКА «Белорусы России» С. Кандыбович сразу после нашего съезда, на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, сообщил российскому президенту В.В. Путину о создании Общественной палаты Союзного государства. Он попросил поддержать данную инициативу и вручил ему наш общий подарок – книгу великого белорусского просветителя Франциска Скорины. В этой книге на более чем 30 языках мира можно прочесть и такие, не потерявшие актуальности строки: «Звери знают ямы свои; птицы знают гнёзда свои; рыбы в море и в реках чувствуют глубины свои; пчёлы защищают ульи свои, – так и люди, где родились и вскормлены <...> к тому месту великую любовь имеют». К сожалению, Союзное государство России и Белоруссии, являясь флагманом постсоветской интеграции и площадкой, на которой предварительно «обкатываются» те или иные интеграционные идеи, давно утратило былую динамику развития, столкнувшись с рядом проблем и сложностей. Традиционно «партизанская» Белоруссия была одной из самых просоветских территорий СССР. Так, на референдуме 17 апреля 1991 года в Белоруссии за сохранение Советского Союза проголосовало 83,3% участвовавшего в общенациональном плебисците населения. Для сравнения – в России – 71,3%, а на Украине – 70,2%. Выше, чем в Белоруссии, были лишь результаты в Азербайджане и республиках Средней Азии. Проигнорировали тогда референдум в Прибалтике, Молдавии, Грузии и Армении, заявив о своей независимости. Тогда славянское ядро страны ещё можно было спасти, но события пошли совсем по другому пути… Тем не менее, белорусский народ всегда стремился к воссоединению, в той или иной мере, экономического и культурного пространства с Россией. Конечно же, и в Белоруссии имелись свои националисты и «незалежники», однако в начале 90-х они были в явном меньшинстве и представляли собой маргинальные общественные группы. Понимая настроение белорусов, Александр Лукашенко во многом построил свою предвыборную кампанию 1994 года на ностальгии по СССР и восстановлению связей с Россией, что в решающей степени и обеспечило его приход к власти (а вовсе не борьба с коррупцией, которая стала лишь вспомогательным моментом). В 1995 году по инициативе А. Лукашенко в Белоруссии был проведён общенациональный референдум, на котором всё те же 83,3% белорусов проголосовали за государственный статус русского языка и интеграцию с Россией. 2 апреля 1996 года Б. Ельцин и А. Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии. 29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о создании Парламентского собрания России и Белоруссии, а 2 апреля 1997 года – уже собственно Договор о Союзе Белоруссии и России. В 1997 году был создан Высший совет и Исполнительный комитет Союза Белоруссии и России. В 1998 году были разработаны и стали реализовываться первые союзные программы, образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности и другие структуры. Граждане России и Белоруссии были в основном уравнены в правах на территории Союзного государства. И хотя этот вопрос все еще не до конца урегулирован, это стало важным шагом вперёд. 8 декабря 1999 года был подписан полномасштабный договор о создании Союзного государства. 26 января 2000 года договор вступил в силу, так как был ратифицирован парламентами обоих государств. Согласно данному договору, были сформированы и действуют до сих пор союзные органы власти – Высший Государственный Совет, Совет Министров, Постоянный Комитет Союзного государства и Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России. Далее ожидалось принятие Конституционных актов, проведение реальных выборов уже в Союзный парламент, согласование передачи на союзный уровень части национальных полномочий, введение союзного гражданства, единой валюты, определение союзной символики (мне, к слову, в качестве флага Союзного государства очень симпатичен вариант с российским триколором, соединённым с орнаментом белорусского национального флага у древка) и другие действия, которые должны были бы закрепить само понятие Союзного государства де-юре и привести к признанию его международного статуса и, что куда важнее – закрепить понятие Союзного государства в национальных Конституциях и законодательстве. Однако после 2000 года наблюдается очевидная стагнация и фактическая заморозка поступательного движения в данном направлении. Безусловно, принимаются те или иные решения, заключаются важные политические и экономические соглашения, однако само понятие Союзного государства застыло на месте и до статуса юридического так и не доведено по сей день. Фактически за эти 17 лет в России и Белоруссии выросло новое поколение, которое достаточно смутно представляет себе, что это за структура, и с какой целью она создавалась. Впрочем, та же судьба постигла и СНГ, которое постепенно утрачивает своё первоначальное значение. Такая ситуация вокруг Союзного государства отражается и на его освещении в российских и белорусских СМИ. ТРК «Союз», союзные вкладыши в российской и белорусской прессе не оказывают сколько-нибудь серьёзного влияния на общественно-политическую жизнь как в России, так и в Белоруссии, превратившись в некие отчёты о культурных, спортивных и иных мероприятиях. Всё это важно и нужно, но нет самого главного: обсуждения проблем и сложностей, анализа причин почти 20-летней пробуксовки союзного строительства. Парламентское Собрание в данном случае мало оправдывает возлагаемые на него надежды, так как депутаты избираются не напрямую, как защитники союзных интересов, а просто делегируются национальными парламентами. Проблемы не исчерпываются сугубо юридическими моментами. До сих пор не урегулирован вопрос равенства цен на энергоносители на внутреннем рынке Союзного государства (как, впрочем, и ЕАЭС), периодически возникают трения в области взаимной торговли, согласованности внешнеполитических действий. Не дремлют и белорусские националисты. В связи с объявленным в Белоруссии курсом на укрепление суверенитета и политическую многовекторность, подразумевающую диверсификацию как экономических, так и внешнеполитических связей (иными словами – уход от односторонней ориентации на Россию), они в последнее время заметно активизировались и призывают, как и на Украине, «сделать евровыбор во имя будущего Белоруссии». И если ранее атакам националистов подвергались в основном пророссийские активисты и общественники, то сейчас уже делаются попытки атаковать провластные общественные силы. Недавно председатель Союза писателей Белоруссии Н. Чергинец вместе со своим заместителем А. Крейдичем вручали дипломы победителям литературного конкурса. Чергинец поздравлял победителей на русском языке, а Крейдич – на белорусском, что вполне естественно, так как в Белоруссии два государственных языка. Один из победителей конкурса А. Власенко при своём чествовании грубо и бестактно перебил Чергинца и попросил того перейти на белорусский язык. Получив же отказ, просто потребовал свой диплом и ушёл, отказавшись пожать руку Чергинцу. Далее в оппозиционных СМИ была раздута истерия, общий смысл которой сводился к тому, что «Чергинцу не место во главе белорусского писательского союза», он представляет собой «уходящий совок», а Власенко – «талантливое будущее Белоруссии». Откровенно хамский поступок, в общем-то, ничего не представляющего из себя молодого литератора по отношении к убелённому сединами, известному писателю весьма показателен – сторонники евровыбора всё меньше стесняются, глядя на соседнюю Украину. И это при том, что сам Н. Чергинец регулярно призывает к расширению употребления белорусского языка. Этот эпизод наглядно демонстрирует, насколько самонадеянно было бы сейчас, после Украины, рассчитывать только на постсоветскую интеграционную инерцию белорусского общества. Предстоит решить и вопрос сохранения нашего языкового и цивилизационного единства, сосуществования и взаимодополнения русской, белорусской и украинской культур и языков. Необходимо выработать общие подходы: кто мы, откуда, один ли мы народ или близкие народы, взращённые Киевской Русью. По этому поводу до сих пор нет единства, чёткой государственной линии ни в России, ни в Белоруссии, ни, уж тем более, на Украине. В своё время талантливый белорусский поэт Максим Богданович написал: «Мы – третий народ русского корня, зовёмся белорусами». Без решения этой проблемы, уповая только на экономику, мы далеко не уедем. Если Союзное государство сталкивается со сложностями «сверху», вполне естественно подставить плечо «снизу». Именно для этих целей и сформирована Общественная палата Союзного государства. Безусловно, она не в состоянии решить все эти вопросы, но должна стать важной площадкой для откровенного общественного обсуждения как настоящего, так и будущего Союзного строительства. Уже во время съезда поднималось множество значимых и важных вопросов. Потенциал у Союзного государства большой. Это и торгово-промышленная кооперация, внешнеполитическое и военное взаимодействие, сотрудничество в высокотехнологичных сферах – атомной энергетике, космических технологиях, разработка недр, обеспечение продовольственной безопасности, расширение контактов по линии гражданского общества с использованием вековых духовных и цивилизационных скреп. Совершенно очевидно, что сегодня Россия как более мощное государство должна стать локомотивом союзной интеграции. Необходимо вовлечение белорусской общественности, бизнеса, элит, профессиональных сообществ во внутрироссийскую жизнь. Речь должна идти о более тесной кооперации и сотрудничестве во всех сферах жизни. Фактически речь, на мой взгляд, должна идти о сращивании двух государств и двух народов в одно целое, при сохранении независимости каждого из них. При этом важно обеспечить необратимость такого процесса, его независимость от устремлений или настроений конкретных лидеров – глав государств, элиты. Если мы говорим о модели, то подобные отношения фактически уже связывают США и Канаду и не являются чем-то совершенно уникальным в мировой истории. Успех или неуспех Союзного строительства напрямую будет влиять на то, присоединится ли к Союзному государству Украина. Несмотря на сложившуюся там сегодня ситуацию, хотелось бы верить, что рано или поздно Украина будет вместе с Россией и Белоруссией. Своим же коллегам по Общественной палате Союзного государства России и Белоруссии я желаю успехов в их деятельности и уверен, что мы начали движение в верном направлении. Насколько оно будет успешным – покажет будущее. Андрей Геращенко – председатель Координационного совета российских соотечественников Белоруссии, член Общественной палаты Союзного государства России и Белоруссии. КомментарииКомментариев пока нет
|