« Назад 17.02.2016 13:24 Что побудило встретиться Патриарха Кирилла и Папу Римского Франциска? Комментирует профессор Московской Духовной Академии Алексей Светозарский: – Прежде всего, хотелось бы ответить тем, кто удивлен слишком уж, на их взгляд, повышенным режимом секретности вокруг встречи. Так вот, связан он был с тем, чтобы на ее подготовку - на выбор места проведения, на ее участников - не влияли никакие посторонние силы, никакой геополитический или конфессиональный контекст. Именно поэтому и была выбрана Гавана, нейтральная территория. В разговоре был констатирован факт прежних исторических противоречий и взаимных обид, и это очень понятно, потому что невозможно никакой период из истории вычеркнуть. Каждая сторона делает свои определенные выводы из исторического наследия. Бесспорно, это, очень смелый шаг со стороны Святого престола в свете состояния современного общества, тех тенденций, которые набирают силу в последние 20 лет - это агрессивная пропаганда псевдоценностей, противоречащих истинно христианским ценностям, думаю, всем понятно, о чем идет речь. Достаточно вспомнить прессинг, которому подвергалось католическое духовенство, вся Церковь католическая, как структура, с помощью разного рода скандалов. Их раскрутка совпала с наступлением на традиционные ценности христианства в целом. Важнейший момент – это отношение к христианам на Востоке, потому что и Православная церковь, и Церковь католическая имеют там свои паствы. Боевые действия ИГИЛ затрагивают, в частности, каноническую территорию Антиохийской церкви, которая распространяется на Ирак, и мы видим, как после падения «кровавого режима» Хусейна число христиан там тает. От полутора миллионов, которые там жили до всех этих переворотов, революций и прочих «вёсен», количество христиан очень сильно уменьшилось. Что касается практических последствий принятого Совместного заявления, это, на мой взгляд, реализация некой идеальной картины взаимодействия здоровых сил, которые объединяются под знаменем Христа. Я думаю, что в идеале это возможно, не касаясь, конечно, вопросов вероучения, что тоже было декларировано. Признавая различия, предстоятели Церквей Римско-католической и Русской православной сконцентрировались на вопросах практического противостояния всеобщей угрозе. И такое взаимодействие, судя по всему, возможно. В том случае, если ни одна из сторон, грубо говоря, не станет тянуть одеяло на себя. К сожалению, мой опыт личный, опыт каких-то церковных движений и организаций говорит о том, что как только речь заходит о том, что разделяет паствы, сразу же возникает некая трещина, все начинают концентрироваться на обрядовых моментах или вероучительных, а не на отстаивании ценностей морально-этического характера и т.д. И диалог заходит в тупик. Ну и конечно, если какая-то из сторон будет использовать эту совместную деятельность в целях прозелитизма – это неприемлемо. Об этом тоже было заявлено. И момент, связанный с унией. В данном случае, конечно, первенство в решении вопроса принадлежит Риму. Речь идет, прежде всего, об украинской греко-католической церкви, которая становится не очень управляема и Ватикану периодически приходится как-то в мягкой форме одергивать неумеренные аппетиты униатов. Косвенно явно осуждается греко-католический прозелитизм с объявлением патриархата, с перемещением центра греко-католической церкви в Киев, со строительством грандиозного собора, который, наверное, легче построить, чем заполнить его прихожанами, потому что греко-католиков в Киеве не так много. Теперь, что касается реакции международного сообщества. Одна из них: мол, в подобном общении нет ничего особенного - то ли пиар, то ли протокольная встреча. Ну, здесь, как говорится, без комментариев. А вот основные мировые СМИ, вчера я их специально просматривал, сходятся во мнении, что это действительно беспрецедентное, и, несомненно, историческое событие. Конечно, как всегда, возникают и разного рода конспирологические версии, которые сводятся к поискам каких-то тайных пружин и рычагов, которые в мире несомненно действуют, но только не в данном случае. У нас же внутрицерковная реакция тоже неоднозначная. Некоторые ревнители, которых я условно называю профессиональными ревнителями Православия, для которых борьба за чистоту веры давно стала брендом, пользуются случаем для того, чтобы развить всякого рода конспирологию. В данном случае, здесь опасаться совершенно нечего, потому что, как известно, хранителем веры, собственно, является у нас православный народ. И всякого рода инициативы, от которых что-то ожидают нехорошее, они просто у нас не пройдут. Опыт последних десятилетий очень четко это нам демонстрирует. В то же время, возликовали наши церковные либералы, которые полагают, что сейчас начнется эдакое безоглядное братание, без различия различий вероучения (извините за тавтологию) - ну это совсем уж наивное утверждение. Я не думаю, что для него есть серьезные основания. Тем не менее, это событие, повторяю, историческое, за развитием которого все, конечно же, будут следить. КомментарииКомментариев пока нет
|