« Назад 14.04.2016 17:31 Выходцы из Беларуси воссоздали в тайге уголок своей малой родины Деревня-кроха Могилевка наречена в честь белорусской Могилевской губернии, здесь на душу населения больше всего пчелиных ульев, но нет медовухи и выпивошек. Сельцо соткано из крестьянской сметки, житейской глубины и неизбывной надежды, что все обязательно будет хорошо. Здравствуй, Могилевка Самым лучшим медом в Приамурье считается могилевский. Так его называют в честь села, основанного белорусами в гуще дальневосточной тайги. Места тут глухие, с горными речками и непроходимыми зарослями лиственницы. Крутой свороток с федеральной трассы, минут десять машина осторожно крадется по накатанной, снежной грунтовке, и - здравствуй, Могилевка. Деревенька прячется за густющим полотном березового ситца. У самой околицы несколько останков от двухквартирных домов бывшего пчелосовхоза. Чуть в отдалении от уличного ряда - крепкий деревянный дом, окруженный "забором" из аккуратных дровяных поленниц. Завидев нас, зашлись дежурным лаем разномастные дворняги, у каждой из них своя будка, миска и поводок цепи. От дома навстречу незваным гостям шустро шагал молодой мужик с недоуменным взглядом. Знакомимся. Юрий Богомолов живет в Могилевке с матерью и тремя братьями. - Мы сюда лет пятнадцать назад приехали из соседнего района, там наше село попало под затопление Бурейской ГЭС. Чем живем? Пчеловодством. У нас несколько пасек, всего ульев четыреста будет, ага, - басит Юра. Он осторожный в словах и не привыкший к общению с чужаками, из него каждое слово выдираю словно щипцами. — Баню вот строим, ага. Зимой скучно немного, а летом скучать некогда - пасеки много времени занимают, — обстоятельно рассуждает Юрий. Коммуна «муравьев» Свой мед они продают оптом в Благовещенск, Хабаровск и даже в Якутию. Четырех братьев Богомоловых в деревне называют «муравьями». Работящие, непьющие, малообщительные. Живут своей коммуной, ни к кому за советом не спешат, но и в помощи никогда не откажут. Слева заметенная снегом под толстой ледяной шубой спала протока Старица. Справа выстроилась редкая цепочка хат. В одну из них стучимся. — Ой, только не надо меня фотографировать! Жизнь-то уже почти прожита! К чему это? — запричитала Вера Михайловна Понизова. Говорю, что фотограф просто делает вид, что фотографирует, а на самом деле у него нет фотопленки. Хозяйка заговорщицки улыбается и подмигивает. — Мои предки с Белоруссии приехали, с Могилевской губернии. Я сама столько двоек в школе получала, не могла чисто по-русски говорить и писать. Долго белорусские слова мешала, — говорит баба Вера. Она всю жизнь проработала продавцом в сельмаге, а ее супруг Анатолий Никитович прошел путь от пастуха до председателя сельского совета. — А мои предки тоже из Белоруссии, у прабабушки было тринадцать родов, она родила семнадцать детей. Все были великие труженики, — говорит Анатолий Никитович. Из трех детей Понизовых в селе живет только старший сын, средний сын и младшая дочка живут неподалеку, в Архаринском районе. Хозяева признаются, что огород сейчас сажают небольшой, «всего тридцать соток»... Держат баранов и кур. Да пчел ульев тридцать. Все это они на полном серьезе называют «маленьким хозяйством». Сестра под Минском — Мы про Белоруссию часто по телевизору смотрим. Там порядок, душа за них радуется. Молодцы, — подхватывает разговор бахнувшая входной дверью баба Нина Запорожцева. Ее родовая ниточка тянется тоже из Беларуси. — Там у меня где-то под Минском сестра двоюродная жила, ее фамилия Лугакова. Давно, правда, никаких весточек не было, — печалится баба Нина. Старожилы рассказали, что раньше Могилевка была большим селом: «Человек триста жило, а сейчас осталась жменя, всего пятьдесят душ». Пчелосовхоз от перестроечных реформ разорился. Деревня без совхоза как улей без матки... Но фитилек жизни не гаснет здесь благодаря пчелкам и частным пасекам. Сегодня в Могилевке признаков цивилизации немного: электричество, два раза в неделю приходит почта и хлебовозка. Есть фельдшер, да раз в неделю ходит автобус до райцентра. Тайга и никакого начальства Четкий маркер цивилизации — вездесущий Интернет — здесь так и не прижился. Сотовая связь сла-а-бенькая. — Пробовал Интернет подключить, но дело не пошло. Одна страница по три часа грузится, — машет рукой Виктор Трегубов. Виктор родился здесь полвека назад, из родной деревни уезжал только на время учебы в аграрном институте, с дипломом зоотехника вернулся назад. Вскоре после его возвращения совхоз приказал долго жить, и Трегубов устроился на пасеку Дальневосточного агроуниверситета, где и проработал более двадцати лет пасечником. — Это были счастливые годы. Тайга, спокойствие и никакого начальства. Благодать, — улыбается Виктор. Университет пасеку свернул, теперь пасечник с дипломом зооинженера кормит семью домашней пасекой. У Виктора четверо детей, двое старших уже взрослые. Пару лет назад они с супругой оформили опекунство над шестилетней Соней. Девочку взяли в детском доме Благовещенска. — Это было большое желание моей жены, которое я поддержал. Соня замечательный ребенок. Ласковая, хорошо учится, она стала нашей в полном смысле этого слова, — улыбается Виктор. Виктор Трегубов уверяет, что нет лучшего места на Земле, чем Могилевка: «Дорогу перешел - и рыбалка, в Старице рыбка всегда есть. А какой у нас мед замечательный. В окрестной тайге заросли отборной липы, очень много цветов. Мед у пчелок получается просто божественный», — загибает пальцы потомок белорусов. Его прадеды приехали сюда в числе первых поселенцев из Беларуси. Мед — дело сладкое Геннадий Александрович Комогорцев тридцать шесть лет проработал пчеловодом на совхозных пасеках. — Ученые до сих пор не разгадали, что такое пчелы! Более умной твари на Земле не сыскать. Я за ними мог часами наблюдать. Пчелу с медом из другого улика в свой улей запустят, а пустую никогда, — не перестает удивляться Геннадий Александрович. Он в молодости пробовал уехать в город, работал на ТЭЦ, принимал ванны в благоустроенной квартире, вечерами с мужиками ходил на футбол. — Асфальт, туфельки чистые, красота, а не жизнь. Но меня хватило ровно на три года. Сбежал! Без пчел и тайги я жить не смог, — густым басом гудит пасечник Комогорцев. Полдня я провел в деревне, где нет даже магазина, — и не услышал ни одной жалобы на жизнь! Ни единой! Все разговоры — про пчел да про мед с тайгой. То ли местные люди знают какой-то секрет благоденствия, то ли пчелы здесь — те самые, правильные. На вопрос, выгодно ли сегодня сладким бизнесом заниматься, могилевцы хитро щурятся. — Да, пойдет, ага... Только бывший «министр культуры» таежной деревеньки, отставной завклуба Боря Жигло чертыхнулся через затяжку сигаретного дыма, заявив, что нет уже того веселья, которое плескалось у них раньше. — У нас был вокально-инструментальный ансамбль «Радуга», Серега Понизов солистом был. На районных смотрах художественной самодеятельности призовые места занимали, — ностальгически вздыхает Борис. Кино, танцы, кружки художественной самодеятельности, молодежь в клубе была частым гостем, сейчас все это осталось только в воспоминаниях Бориса. Сегодня в Могилевке всего шесть учеников, которых школьный автобус возит за пять километров в соседнюю Грибовку. Здесь с нетерпением ждут весны: «Скорее бы улики выставлять». Это тут главный градообразующий и жизнеутверждающий фактор. ...Малолюдный таежный угол Приамурья живет размеренной, тихой жизнью, в окрестных речках чистейшая до хрусталя вода, со всех сторон Могилевку обнимает не тронутая цивилизацией тайга. Она больше века дает миру отборный мед, слава о котором живет в поколениях. Мед янтарный, пахучий, тает во рту в первые секунды. Могилевский. Считай, белорусский. Прямая речь — Я бывший военный, двенадцать лет живу в этих краях. Тут тихо, спокойно, люди живут надежные. Медовые края у нас, а медовуху никто не варит. Пьяниц нет. Кстати, я девять лет жил в Беларуси, в городе Жодино. О том периоде жизни у меня остались самые светлые воспоминания. Поклон от меня всем полещукам. Досье «СОЮЗА» Федеральная национально-культурная автономия белорусов в России КомментарииКомментариев пока нет
|