« Назад 07.05.2018 14:52 Андрей Геращенко: Лепин серьезно подмывает авторитет БПЦ и митрополита Павла Эпатажный скандалист, а по совместительству пресс-секретарь БПЦ Сергей Лепин, уязвленный конструктивной критикой в свой адрес, продолжает упорствовать в своем «змагарстве» и щедро раздает интервью оппозиционным СМИ. В них он, как заправский писатель-фантаст, высказывается на тему альтернативной истории и «по-отечески» называет своих оппонентов то нациками и оккупантами, то белорусофобами и провокаторами. Как говорят в таких случаях: «Юпитер, ты сердишься – значит ты не прав». И в этой связи Телескоп продолжает вести свое независимое расследование. Сегодня мы обсуждаем «дело Лепина» с Председателем Координационного совета руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников, Председателем Витебского общественного объединения «Русский дом» и экс-главным редактором газеты «Наше Православие» (в 2013-2016 годах) Андреем Геращенко. *** – Андрей Евгеньевич, сталкивались ли с Сергеем Лепиным, когда работали главным редактором газеты «Наше Православие». Если сталкивались, то как бы вы могли его охарактеризовать? – С Лепиным я никогда по прежней работе в качестве главного редактора «Нашего Православия» не сталкивался. Это газета Витебской епархии, где правящий архиерей – архиепископ Димитрий, и все вопросы газеты решаются внутри епархии. Между тем от общих знакомых, и прежде всего в Минске, я о Лепине слышал, причём далеко не лестные отзывы – постоянные контакты с оппозицией, самолюбование, неприязнь к сторонникам общерусского единства. Впрочем, всё это видно и по высказываниям данного персонажа в Интернете и во время публичных выступлений. Помнится, в экзархате было совещание по поводу СМИ, куда меня вначале вроде бы делегировали, а затем посоветовали не ехать – вероятно, чтобы избежать возможной пикировки с Лепиным. Впрочем, я не собирался там ни с кем пикироваться, а просто бы молча послушал бы, но как вышло, так вышло. – Что вы думаете по поводу выступления Сергея Лепина на «Дне воли» в Минске 25 марта, а также о его скандальных записях в ЖЖ по поводу объединения Беларуси с Литвой и о разделе РФ? – Выступление Лепина на так называемом «Дне воли» – довольно безобразный поступок, который ещё будет иметь далеко идущие последствия. По сути, на площади собрались противники интеграции с Россией, противники русской культуры, общерусского единства. Под флагами полицаев и коллаборантов. Лепин, безусловно, имеет право на своё мнение, но при этом он не просто некий Лепин, а пресс-секретарь Белорусского экзархата РПЦ. В то время как патриарх Кирилл говорит о Русском мире и единстве РПЦ, Лепин излагает точку зрения оппозиции. Всё это сильно подмывает авторитет и БПЦ, и митрополита Павла лично – при экзаршестве митрополита Филарета я таких скандалов не припомню. Есть и ещё один момент, о котором стоит сказать. Для нас тема Великой Отечественной войны – важнейшая. Знаете, что мне сказали многие левые и коммунисты после выходки Лепина? «Церковь и в годы войны сотрудничала с фашистами, которые открывали закрытые большевиками храмы, за что партизаны порой убивали священников. Так что неудивительно, что и сейчас церковь оказалась под бело-красно-белыми знамёнами», – говорят мне старики-коммунисты. Ну, вот и что тут скажешь?! Лепин занят самолюбованием, его должность предполагает публичность, и ему нравится быть в центре внимания. Другой священник-подвижник делает на селе или в своём приходе во сто крат более, но остаётся в тени, посвящая жизнь молитве и служению. Таких батюшек уважают и любят прихожане. А вот слово «батюшка» в отношении Лепина мало уместно, как, впрочем, и «отец». Ну, нравится человеку быть в центре внимания таблоидов. Есть Ксюша Собчак, есть Навальный. Теперь и у нас есть… Лепин. Высказывания Лепина поверхностные и неглубокие, а самое главное – часто мало корректные, а ведь он священник. Веками православие и белорусы и в Великом княжестве Литовском и Русском, и в Речи Посполитой терпели унижения и притеснения, и не Лепину ли об этом знать?! Сколько священников подвергались оскорблениям со стороны шляхты, скольких секли плетями, мучили, унижали? В Витебске даже восстание против униатского епископа Кунцевича после избиения православного священника вспыхнуло. Но Лепину всё нипочём – видимо, пример некоторых «борцов с москалями» в соседней Украине оказался заразительным. У нас самостоятельное государство, но у нас единая Русская Православная Церковь и именно о нашем единстве стоило бы почаще вспоминать в том числе и митрополиту Павлу, тем более что РПЦ является важной составляющей духовных скреп Союзного государства России и Белоруссии. – Как вы оцениваете «свядомые» тенденции в БПЦ? Такие действительно имеют место быть в белорусском экзархате? Если они есть, то насколько сильно это антирусское лобби? – Такие тенденции есть, безусловно, и это сложная тема. С одной стороны в каждой православной стране за пределами России – в Сербии, Болгарии, Румынии, Греции – свои православные церкви, и это общемировая тенденция. В мире немало примеров, когда в национальных границах при необходимости оформлялись собственные церкви, яркий пример – англиканская церковь. Так что такое вполне может быть и в Белоруссии со временем. С другой стороны, это чистая политика – нашим противникам выгодно наше раздробление. Вот возьмём ситуацию с патриархами. Вселенским считается Константинопольский, а Московский и Всея Руси – лишь пятым. Это чистейший анахронизм – положение Константинопольского патриарха не соответствует реалиям, так как он давно утратил былое влияние, которое базировалось на том, что Константинополь был столицей мира наряду с Римом. Сейчас именно Москва является центром православия с точки зрения реального влияния внутри всех православных церквей. Но на постсоветском пространстве множество сил пытаются не допустить консолидации православия вокруг Москвы, стараются вбить клин между Москвой и Константинополем и другими православными центрами. Ситуация на Украине – лучшая иллюстрация происходящего – там захватывают храмы, оскорбляют священнослужителей, и в первую очередь – УПЦ Московского патриархата. И у нас почитайте комментарии на «Нашей Ниве»: «нам не надо московских попов», «нам надо свою церковь». Ну, вот Лепин и наслушался и «напитался», так сказать, подобными идеями, вероятно. Любопытно, что Лепин всерьёз, вероятно, полагает, что его мнение на кого-то влияет и что-то значит – на самом деле кроме негатива для БПЦ его «высказывания» ничего не несут. О ситуации внутри БПЦ я не могу сказать ничего определённого, так как не владею ею. Но всё же выскажу то, о чём многие говорят – приезд Павла сторонники единства с Россией и единства РПЦ восприняли с надеждой на усиление союзных позиций. Но время идёт, и мы периодически слышим то разговоры о какой-то «большей самостоятельности» БПЦ, то возникают какие-то непонятные «выступления Лепина». Я лично, как и многие, жду от экзарха слов о единстве Русского мира, единстве Белорусского экзархата с РПЦ и Москвой, а периодически читаю высказывания митрополита Павла об «успехах в освоении белорусского языка» и т.п. Никто не против изучения белорусского языка митрополитом, но язык близкий, какие тут могут быть особые «успехи» – вон русский Мулявин овладел языком в совершенстве и поднял «Песняров» и белорусскоязычную песню на мировой уровень. Понятно, что митрополит Павел чувствует себя не совсем удобно в ситуации, когда воспринимается человеком «пришлым», а тем более на фоне имеющего огромный авторитет митрополита Филарета. Но именно от позиции Павла сейчас многое зависит – будут ли развиваться «автономные тенденции» в БПЦ или же Белорусский экзархат укрепит своё административное и духовное единство с РПЦ в целом, на что я надеюсь. Соответственно, по нормальной логике вещей после выступления на митинге оппозиции Лепин должен быть освобождён от должности пресс-секретаря, но митрополит решения пока никакого не принял – по крайней мере, об этом не известно. В целом же, если говорить о ситуации вообще, глядя на «осторожность» некоторых владык, я всегда вспоминаю первых патриархов – Иова и Гермогена, принявших страдания и смерть за православную веру и Русскую землю, повторивших во многом подвиг самого Христа. А у нас некоторые «осторожны» до того, что даже перспектива не получить помощь в реставрации храма зачастую удерживает от высказывания чёткой и твёрдой позиции – «как бы боком не вышло». – Не связано ли ваше увольнение из газеты с вашей гражданской позицией и влиянием «темных сил»? – Что касается моего увольнения, это отдельная тема. Формально оно ничего не меняло – я ушёл по договорённости с архиепископом Димитрием, по собственному желанию и благодарен ему за поддержку в течение трёх лет. На самой газете это мало отразилось, так как я был редактором во многом формальным, часто находясь в Минске – газету в реальности делал не я (хотя я принимал некоторое участие, формируя часть материала и специально делая серию статей для газеты на тему нашего религиозного и историко-культурного единства с Россией и Украиной), а коллектив в составе Владимира Костюкевича и отца Александра Матвеева, и продолжает делать её и сейчас. О моей работе в газете говорит хотя бы тот факт, что именно как главный редактор «Нашего Православия» я был награждён Указом Президента России В.В. Путина медалью Пушкина. Но моё присутствие в качестве главного редактора многих раздражало. В «Нашей Ниве», специализирующейся на доносах, появился материал о моём редакторстве в «Нашем Православии» и о том, что наша газета поддерживает освободительную борьбу народа Донбасса. Мы поддерживали (и поддерживаем) народ Донбасса, но статья была разовой и на этой теме мы никогда не «зацикливались». К слову, из Октябрьской администрации города Витебска я тоже вынужден был уйти после предыдущего доноса «Нашей Нивы». В принципе, авторитет у «Нашей Нивы» ниже плинтуса, но она удобна для таких скандалов и доносов. Ну а то, что материалы обо мне в данном «независимом СМИ» оба раза приводили к увольнению, свидетельствует о неслучайности этих событий и тесных контактах националистической оппозиции с теми, кто принимает подобные решения – в противном случае «мнение «Нашей Нивы» просто бы проигнорировали. КомментарииКомментариев пока нет
|