САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Из первых уст \ Государство, Церковь и общество должны прилагать усилия к сохранению семейных ценностей.

Государство, Церковь и общество должны прилагать усилия к сохранению семейных ценностей.

« Назад

19.09.2022 00:00

В своем выступлении на анонсировании в Национальном пресс-центре предстоящего «Славянского форума семей», который пройдет в конце сентября в Минске, Митрополит Минский и Заславский Вениамин, патриарший экзарх всея Беларуси обозначил позицию Церкви по проблеме сохранения традиционных семейных ценностей в современном обществе. 

«23 сентября текущего года в Минске состоится «Славянский форум семьи», который призван объединить усилия государства, Церкви и общества по сохранению, укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, ориентированных на крепкую семью, рождение детей, преемственность поколений, воспитанных в любви к Богу и земному Отечеству. В современных условиях проведение подобного форума приобретает особую значимость. Общепризнанно, что мы живем в непростое время: в эпоху кризисов экономических, социальных, политических, духовных; и один из самых острых - это кризис семьи. У этого кризиса много причин самого разного характера, но, анализируя их, невозможно не признать, что важнейшим является именно искажение ценностных ориентиров, принятых в обществе. 

Например, материальное положение, несомненно, может повлиять на решение молодой семьи отказаться на долгое время от рождения ребенка. Но, с другой стороны, мы видим, что именно благополучные страны часто сталкиваются с демографическим кризисом. К сожалению, в современном мире к семье, браку порой мы наблюдаем отношение, как к чему-то устаревшему, необязательному. Люди юного возраста часто придерживаются ложного представления о том, что семья способна помешать реализации человека как личности, профессионального специалиста и члена общества. Поэтому многие откладывают создание семьи до определенного периода жизни, когда это бывает сделать уже гораздо сложнее.

В то же время недавние исследования показывают, что люди по всему миру начинают осознавать, что подобное отношение к семье приводит к глубокому кризису не только в духовно-нравственной сфере; совершенно  очевидно, что общество, в котором эгоистические ценности преобладают над семейными, а дети воспринимаются, как обуза, с неизбежностью встретится с тяжелыми социально-экономическими проблемами. 

Еще одним доводом против вступления в брак является мнение о том, что семейная жизнь накладывает дополнительные непростые обязательства. Однако такой взгляд – очевидный признак того, что человек до сих пор не повзрослел. Взрослый человек постоянно принимает на себя обязательства, несет ответственность не только за себя, но и за других людей. И семья здесь не исключение. При правильно построенных семейных отношениях, основанных на евангельском законе любви, семья становится источником вдохновения, поощряя человека к свершениям на творческом, на профессиональном и на многих других добрых поприщах. И не единожды приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда люди, которые действительно достигли по человеческим меркам много в обществе, свидетельствовали, что это благодаря тому, что имеют добрую семейную обстановку; возвращаясь с работы, с больших трудов, переживаний, дома могут спокойно отдохнуть, восстановить силы, настроиться на другой лад. 
Церковь, тысячелетиями хранящая духовные ценности и традиции, передает обществу именно то понимание семейных отношений, которое помогает людям видеть в семье не просто социальный институт - и тем более не фактор, ограничивающий их свободу, - но реальность, которая дарит человеку радость, гармонию и полноту жизни. 

В духовной литературе мы находим мысль, имеющую твердое основание в Священном Писании – Библии о том, что крепкая христианская семья может стать частицей неба еще и здесь, на земле. Сотворив Адама, Господь сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2 гл., 18 ст.). После этого Бог создает Еву и приводит ее к первому человеку, который восклицает: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2 гл., 21ст.). Завершая повествование создания первых людей, Библия свидетельствует: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене свое; и будут два одна плоть» (Быт. 2 гл., 24ст.).

Так на заре истории человечества был установлен особый жизненный союз – семья. И благословил Бог первых людей и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1 гл., 28 ст.). Хотел бы остановиться на том, что Господь говорит, что «не хорошо быть человеку одному». Быть одному – это особый путь, который не каждый может пройти правильно, не каждому он по силам. Можно сказать, это, скорее всего, исключение. И в современном мире это достаточно распространенный путь, который выбирают молодые люди, но он идет вразрез с тем, что определил Творец и создатель всяческого – Бог, а, значит, уже в этом выборе, который делают молодые люди, порой закладывается определенные трудности и проблемы. 

Семья – наследие рая, сохранившееся после грехопадения. В Новом Завете семья получила еще более высокое предназначение: семью называют малой Церковью, частью и образом Церкви вселенской, как об этом говорят молитвы из чина венчания. Кстати, заметим, что в настоящее время к Таинству венчания не так часто прибегают молодые семьи. С одной стороны они понимают, вступая в брак, что это очень большая ответственность и, если уже венчаться, то сознают, что брак должен быть на всю жизнь. И неуверенность, которая присутствует у молодых людей, которая препятствует им венчаться или даже расписываться в ЗАГСе, говорит о том, что нет этого настроения преодолевать трудности, которые будут в семейной жизни; нет порой осознания того, что с милым и в шалаше рай, что можно претерпеть различные испытания, тем более, что и взрослые, и старшее поколение готовы в этом помогать, а, главное, не будем забывать, что Господь печется о каждом человеке, как Он печется о птицах, которые имеют гнезда; как Он печется о растениях, которые произрастают в полях и т.д. 

Семейная жизнь рассматривается как один из путей к Богу, а любовь к Богу и ближнему - главная библейская заповедь. В такой семье супруги пребывают во взаимной любви и тем самым обретают внутреннее мирное устроение души, а дети впитывают эту благодатную атмосферу, с малых лет созидают правильный фундамент для будущей взрослой жизни. В семьях бывают и скорби, и трудности, но духовное наследие нашей Церкви помогает преодолевать эти трудности, находить правильные решения. Решения, которые заключаются в том, чтобы идти навстречу, деликатно помогать друг другу совершенствоваться, преодолевать свои недостатки и, наоборот, добрым, положительным качествам давать всецелое развитие, наполнение в семейной жизни. Когда семейная жизнь развивается гармонично, то, спустя десятилетия, можно видеть, как двое действительно становятся в плоть едину. Можно наблюдать, как супруги, обсуждая какую-то тему, даже непростую, - они могут при этом иметь разные мнения, спорить, - но это все делается настолько с любовью, с пониманием, очень деликатно красиво и правильно.

Человек в семейной жизни встретит множество препятствий. В народе почитается икона «Лествица Иакова», на которой показано, какие страсти преодолевают люди на пути к Богу. Чем выше человек восходит, тем более сложные испытания даются ему преодолеть. Так случается и в браке. На своем пути супруги встречают немало искушений, но высока и награда. Именно в семье происходит непостижимое чудо, возводящее человека к божественному достоинству, - таинство появления новой жизни. Размышляя на эту тему, святитель Иоанн Златоуст сказал удивительные, проникновенные слова: «Человеколюбивый Бог, чтобы исцелить человека от страха смерти, даровал деторождение, в котором является нам образ воскресения». Действительно, даже неверующие люди, когда их спрашиваешь: «Вы в самом деле предполагаете, что с концом вашей жизни прекращается все?», говорят обычно: «Нет, я верю в то, что я буду продолжаться в своих детях».

Первые люди Адам и Ева были сотворены в полноте своих бытийных сил по образу Божию. Ребенок же рождается в немощи, именно родители призваны выполнить, наверное, самую творческую миссию в своей жизни - возрастить нового человека. Это и есть величайшая ответственность, большой труд, но это и величайшее благо, величайшее счастье, когда сила любви творит новую жизнь, созидает образ Божий в человеческом существе. Именно любовь друг к другу, воспитание в любви и через любовь есть основа христианской семьи, эта основа не будет утрачена никогда, пока стоит мир. 

В этой связи одна из главных задач «Форума семей» и других наших совместных усилий в этом направлении видится в том, чтобы в нашей стране прирастало число семей, жизнь свою проводящих во всяком благочестии и чистоте. Призываем помощь Божию на труды всех участников и организаторов предстоящего форума». 

Подготовила Юлия Чирва 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

02.05.25

23-24 апреля боевые действия на всех направлениях приняли особенно ожесточенный характер. Хотя темпы продвижения советских войск несколько снизились, противнику не удалось остановить их наступление. Замысел немецкого командования по предотвращению окружения и расчленения, шедшей на помощь Берлину группировки гитлеровских войск, был сорван.

30.04.25

Великая Отечественная война была не просто военным столкновением между союзами соперничающих государств. Это была величайшая в истории битва не на жизнь, а на смерть между человеколюбием и человеконенавистничеством, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Это была непримиримая схватка между свободолюбивыми народами Русского мира и черной нацистской Европой с бесноватым фюрером во главе. И последней точкой в этом небывалом четырехлетнем сражении стала битва за столицу «тысячелетнего» рейха - Берлин.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru