« Назад 11.11.2022 13:04 Вечер 31 октября в городах Беларуси был неофициальным праздником в основном для молодежи, каким-то странным образом организованный малым и средним бизнесом. Спрос порождает предложение, как гласит теория дикой рыночной экономики, не контролируемой государством. В ночь с 31 октября на 1 ноября был большой спрос на чупа-чупсы в виде скелетов, конфеты со вкусом крови, большим спросом пользовались маски ведьм и вампиров и грим для нанесения кровавых ран и подтеков на лица, шею, руки. Мы попросили сотрудника Института философии НАН Петра Петровского прокомментировать, как соотносится празднование Хеллоуина в РБ с белорусской самоидентичностью. Ю.Ч.: - Особенно много молодых людей было в районе ст. М. Немига. Кстати, рядом с местом, где произошла трагедия на Троицу 30 мая 1999 года. П.П.: - Это то, что мы видим на улицах. Молодежь в основном собирается в этот день в кафе и барах. Порой создается впечатление, что это чуть ли не государственный праздник. Я такого энтузиазма не видел, к примеру, на День Народного Единства 17 сентября. А здесь прям расставляется сто тыкв. Украшаются залы, приобретается символика, которая есть почти в каждом магазине. Ю.Ч.: - Кстати, правильно Вы заметили. Я, например, накануне 17 сентября обегала несколько точек Белпечати и книжных магазинов, но так и не нашла открыток с Днем народного единства. Несколько плакатов в продаже встретила. И все. Даже брошюр не было или буклетов, чтобы раздать детям для наглядности. П.П.: - Возникает вопрос, какое отношение этот праздник имеет к нашей культуре? Это иллюстрация идеологического влияния глобалистской западной культуры. Ведь данный день не имеет смысловой нагрузки и отношения к Беларуси. На Западе он утратил, как первоначальное языческое значение, так и дальнейшее значение католического календаря Дня всех святых и поминовения усопших, наши Дзяды. Единственный смысл Хеллоуина, как я считаю, - это маркетинговый приём для увеличения продаж. Нам навязывается вестернизация по образцу унифицированный западной глобалистской культуры. Ю.Ч.: - Тогда почему мы не сопротивляемся данной тенденции на государственном уровне, опираясь на административные ресурсы, СМИ? П.П.: - На мой взгляд, популяризация подобных практик в Беларуси, а тем более, в учреждениях образования, как минимум сомнительна, если не вредна. Ведь какие практики мы продвигаем за образцы? Западную вестернизацию и культ потребления? А потом будем жаловаться про майданы, и что молодёжь нас не понимает. Естественно, что образовательная система и государственные СМИ не должны участвовать в популяризации такого подхода. Единственный институт, который все эти годы выступал против таких праздников, была Православная церковь. Ю.Ч.: - К сожалению, только на уровне проповеди. Голос Церкви у нас, по каким-то неведомым правилам, «отделен от государства», как часто аргументируют свои отказы чиновники, когда прихожане обращаются с жалобами на популяризацию Хеллоуна в общественных местах, а тем более во время массовых мероприятий. П.П.: - Это типичный цивилизационный подход. Мол, так принято. По логике сторонников такого подхода белорусы и все в мире, празднующие Хеллоуин, относятся к западной цивилизации. Или что, наша самобытность рассосалась? Понятно, что это бред. Цивилизация, что дышло: куда повернул, туда и вышло. И все подобные разговоры о выборе цивилизаций - это идеологическая борьба без эвристической ценности, которая даже вопрос Хеллоуина не может решить. Все эти славянские, христианские и прочие цивилизации оказываются сегодня с тыквой на голове. Беседовала Юлия Чирва КомментарииКомментариев пока нет
|