
Предлагаемый вниманию читателей материал является продолжением историко-публицистического цикла «Русский мир. Страна Белая Русь», повествующего о многовековой борьбе Западной/Белой Руси за свою русскость, свободу и человеческое достоинство. В свое время выдающийся русский философ, уроженец Витебщины Николай Онуфриевич Лосский очень емко определил стержневой смысл исторического пути Западной/Белой Руси: «Вся история – это их борьба за свою русскость». В русле этого чрезвычайно точного определения мы и рассказываем о прошлом белорусской земли в публикуемых исторических очерках.

В Речи Посполитой в 1587 году на трон взошёл Сигизмунд III, правивший целых 45 лет (до 1632 года). Сигизмунд III был воспитан иезуитами, он постоянно и целенаправленно укреплял католицизм, поставив перед собой цель устранить многоконфессиональность высшего дворянства – магнатов.

Актуальность этого исторического события обусловлена тем, что современные «белорусизаторы» стремятся фальсифицировать не только конкретные события Отечественной войны 1812 года, но и весь смысл истории нашего общего Отечества. Они стараются изобразить дело таким образом, что эта была для белорусов обыкновенная русско-французская война, ничего общего не имеющая с защитой Отечества. Всячески стремятся польскую шляхту назвать белорусской, а польские военные формирования Иосифа Понятовского, Доминика Радзивилла и других наполеоновских марионеток представить в качестве белорусских корпусов, воевавших на стороне французов. При этом ставят знак равенства между агрессорами и защитниками Отечества, лицемерно призывают вспомнить всех земляков, воевавших, дескать, по обе стороны, насыпать в их честь курганы, поставить им памятники. Так фальсифицируется Отечественная война 1812 года в Беларуси, когда, как справедливо заметил президент Александр Лукашенко, пытаются «растворить наше прошлое в истории как Польши, так и Литвы». Вот почему восстановление исторической правды об Отечественной войне 1812 года важно для понимания подлинной истории нашей страны, общности исторических судеб белорусов и русских и сохранения их единства как главного условия развития Беларуси и России в современном мире.

Развал СССР и политика дерусификации, проводимая в новоявленной Республике Беларусь, неизменно порождали широкие протестные настроения в белорусском обществе, опираясь на которые первым президентом Республики Беларусь стал депутат Верховного Совета РБ Александр Лукашенко. При этом центральными положениями предвыборной программы Лукашенко были установление государственного двуязычия и Союз с Российской Федерацией. В мае 1995 года был проведён республиканский референдум по этим и другим вопросам, в котором приняло участие 64,8 процентов белорусских граждан. За введение русского языка в качестве второго государственного проголосовало 83,3 процента избирателей, принявших участие в референдуме, и, таким образом, русскому языку был предоставлен равный статус с белорусским языком. Окончательно статус государственного русский язык получил в ходе конституционного референдума в ноябре 1996 года, что закреплено соответствующим законодательством.

Значительное внимание в послании Сергея Лаврова было уделено возможности использования потенциала соотечественного движения в сфере экономики и бизнеса: «Расширение географии внешнеэкономических и инвестиционных связей России – это «окно возможностей» не только для субъектов Федерации, но и для предпринимателей-соотечественников и экономически активных иностранных граждан. Большое значение придаем потенциалу делового сообщества соотечественников в области содействия продвижению экономических интересов Российской Федерации в странах проживания, эффективной интеграции российских компаний в местную деловую среду, привлечению инвестиций. Важное подспорье в этом – готовность российских регионов оказать помощь и поддержку перспективным проектам, открытость к взаимовыгодному сотрудничеству.

Феноменальное развитие Китая приковывает к нему взоры всего мира. Всем понятно, что речь идет о новой эпохе в истории мировой цивилизации. Китай предложил мировому сообществу планетарную идею – создание Сообщества единой судьбы человечества. Можно с уверенностью сказать, что человечество вступает в китайский век. Именно эта доминирующая мысль характерна для аналитического материала информационного агентства «Красная Весна», который приводится в сокращении.

1-2 ноября 2022 года в Москве в отеле Азимут-Олимпик прошла Всемирная тематическая конференция соотечественников, проживающих за рубежом «Экономическое сотрудничество: соотечественники и регионы России. Отвечая на вызовы времени».

Неизбежность войны и с Германией, и с Японией была очевидна советскому руководству еще до начала Второй мировой войны. Важнейшей задачей советского стратегического планирования было отдалить каждое из этих столкновений, а также не допустить одновременного нападения и с Запада, и с Востока, войны на два фронта. Об этом речь идет в материале известного российского китаиста Юрия Тавровского «Ко дню победы над Японией: Китай – наш «второй фронт» Второй мировой войны».

Более четверти века назад, 24 ноября 1996 года, на всенародном референдуме русский язык окончательно получил в Республике Беларусь статус государственного. В соответствии с общенародным волеизъявлением, статья 17 Конституции Республики Беларусь стала гласить: «Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки». Помимо того, государственный статус русского языка был подтверждён на всенародном голосовании 27 февраля 2022 года.

Каждый, кто бывал в Белоруссии, обращал, видимо, внимание на то, что помимо классической православной архитектуры среди православных храмов Белоруссии можно встретить и типичную готику или барокко, которые мы привыкли ассоциировать скорее с католическими культовыми сооружениями Европы. Иногда туристы бывают основательно озадачены, когда типичный издали костёл оказывается на поверку православным храмом.

Формально церковная уния 1596 года была союзом или объединением православной церкви на территории Белоруссии, Малой России и Литвы с католической на условиях подчинения православного духовенства Римскому Папе и признания основных догматов католицизма при сохранении православной обрядности. Объединение православия с католичеством привело к образованию так называемой униатской церкви или, другими словами, греко-католической.

14-16 октября 2022 года в Полоцке прошел Международный Православный Экономический Форум и благотворительная духовно-просветительская Конференция «Покровские встречи в Полоцке», организованный Клубом Православных Меценатов и Полоцкой епархией Белорусской Православной Церкви при поддержке Полоцкого районного исполнительного комитета.

250 лет назад произошло событие, к которому без малого четыре столетия стремился народ Западной/Белой Руси. Осенью 1772 года белорусские земли, освобождаясь от польского владычества, начали возвращаться в лоно Русской государственности. Этот путь занял 23 года и завершился в октябре-ноябре 1795 года, когда вся территория современной Белоруссии вошла под сень российского двуглавого орла.

Жители Западной Белоруссии и Западной Украины в сентябре 1939 года встречали войска Красной Армии с большим воодушевлением: с красными знаменами, плакатами «Да здравствует СССР!», цветами и хлебом-солью. Заместитель начальника пограничных войск СССР комбриг Аполлонов в своем донесении, в частности, отмечал, что «население польских сёл повсеместно приветствует и радостно встречает наши части, оказывая большое содействие переправе через реки, продвижению обозов, разрушая укрепления поляков». Командование Белорусского пограничного округа также сообщало, что «население Западной Белоруссии с радостью, любовью встречает части РККА, пограничников». Лишь небольшая часть интеллигенции и зажиточных белорусов и украинцев заняли выжидательную позицию. Они, конечно, опасались не «прихода России» как таковой, а антибуржуазных преобразований новой власти. Исключение составляли местные поляки, которые в большинстве своём переживали происходившее как национальную трагедию. Именно они организовывали вооруженные банды, распространяли среди населения провокационные слухи.

Осмысливая философско-историческое развитие Беларуси, выдающийся белорусский историк Михаил Коялович высказал изумительную мысль, которая и сегодня звучит как никогда актуально. «Западнорусская история, – говорил наш великий соотечественник в 1864 году, – есть история социализма, ищущего восстановления древних, родных порядков жизни, т.е. тоже русских и православных» [7, c. 16]. Думается, что гениальное положение основоположника белорусской исторической школы полезно было бы заучить нынешним недалеким «западникам», навязывающим Беларуси в Западную так называемую евроинтеграцию.

Орден иезуитов, специально созданный для противодействия государственному и национальному развитию европейских народов, играл самую отрицательную роль в любых странах. Даже в Польше против иезуитов поднялось грозное волнение. «Сеймы оглашались криками против них. Имя «народной язвы» сделалось обыкновенным названием иезуитов и лучшие люди того времени серьезно советовали польскому правительству выгнать их из литовско-польского государства». Когда во Франции в 1764 году орден иезуитов был запрещен, то в качестве причины приводилось указание, что «существование такой корпорации не может быть терпимо в благоустроенном государстве».

Как-то в период, когда я работал в местной вертикали, зашла речь о том, что некоторые из чиновников не очень лестно отзывались о коллегах с педагогическим образованием – дескать, учителя жизни не знают, производства, что с них взять… На это мой тогдашний руководитель, тоже учитель по образованию П.И.Лосич сказал: «Что бы они не говорили, а самые успешные и значимые руководители нашей страны Пётр Машеров и Александр Лукашенко вышли из учительства». Я запомнил эти слова на всю жизнь. С праздником вас, дорогие однокурсники, дорогие мои педагоги, да и все учителя и преподаватели! С Днём учителя!

Польские правящие круги одержимы бредовой идеей воссоздания собственной империи под названием Четвёртая Речь Посполитая. После ликвидации в декабре 1989 года Польской народной республики в Польше была принята новая конституция, определявшее польское государство как Третья Речь Посполитая. С учетом исторического прошлого это означает, что территории Белоруссии, Украины и Литвы вновь начали восприниматься в Варшаве как часть Полонии (Polonia), на которых Польша якобы имеет право на доминирование.

Думаю, что конституционная реформа не завершена. Вопрос передачи функции выборов главы государства Всебелорусском народному собранию – важнейший и он объективно встанет на повестку дня, если мы хотим сохранить страну и защитить её от ударов извне. Это вопрос сложный даже для самого Александра Лукашенко – очень трудно решиться на это, пойти на нужные изменения, особенно сейчас, когда только была изменена конституция. Но те, другие, которые придут после него, ещё с большей вероятностью на это не решатся.

Точных итогов устроенного в США Голодомора до сих пор не знает никто. Вся статистика была очень быстро закрыта. Только косвенно по данным очередных переписей можно установить, что за несколько лет в начале 1930-х годов США недосчитались минимум восьми с половиной миллионов человек. А за все время американского Голодомора лишились жизни по самым скромным подсчетам около 10 миллионов человек. Вот вам хваленный американский капитализм и лживая американская мечта, которые и сегодня такие же людоедские, как и в тридцатые годы XX века.