САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ К 135-летию со дня рождения К.С.Петрова-Водкина. Трудный художник

К 135-летию со дня рождения К.С.Петрова-Водкина. Трудный художник

К 135-летию со дня рождения К.С.Петрова-Водкина. 

Трудный художник

 

Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжской глубинки в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах – все это кажется фантастичным.

К.С.Петров-Водкин

К.С.Петров-Водкин.

Кузьма Петров-Водкин родился 5 ноября (24 октября с.с.) 1878 г. в городе Хвалынске Саратовской губернии. Будучи учеником четырёхклассного городского училища, мальчик познакомился с двумя местными иконописцами, под впечатлением от работ которых он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он отправился в Самару, где в классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова изучал азы живописного искусства, однако образование осталось незаконченным. Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. Рисунки юного таланта случайно попали в руки знаменитого петербургского архитектора Р.Ф.Мельцера, который приехал в Хвалынск по делам. Он был весьма поражён такой живописью и увёз молодого человека в Петербург, где помог получить хорошее художественное образование в Центральном училище технического рисования Штиглица.

К.С.Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920 г.

К.С.Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920 г.

Свою карьеру художника Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке. Для того чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике «Дультон».

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у В.А.Серова. После окончания училища в 1905 году продолжил совершенствовать свое мастерство в частных академиях Парижа, посетил Италию и Северную Африку. В 1911 году стал членом объединения «Мир искусства».

К.С.Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г.

К.С.Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г.

В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и модерна. Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям. Художник испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы, создавал тематические картины, портреты, натюрморты.

Его искусство развертывалось в эпоху, когда атмосфера духовных исканий художественной интеллигенции приобрела небывалую напряженность. Его понимание мира и человека, пытавшегося в обстановке революционных событий воплотить народные идеалы, окрашивалось в тона почти былинной обобщенности. И интеллигенция, и народные массы проходили через революционные бури не только с идеологией, но и с мифологией. Эту мечтательную, мифологическую грань своего времени Петров-Водкин выразил необычайно законченно и ярко.

К.С.Петров-Водкин. Утренний натюморт. 1918 г.

К.С.Петров-Водкин. Утренний натюморт. 1918 г.

В искусстве художника цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к выразительным средствам с одной стороны, и космический размах, удивительная свобода мышления – с другой. Называя себя «трудным художником», он не лукавил.

В годы советской власти Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. В Ленинградском театре драмы им.Пушкина он оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера, «Дневник Сатаны» по Андрееву, «Женитьба Фигаро» Бомарше. Занимался литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием, будучи одним из реорганизаторов системы художественного образования СССР. В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства». В августе 1932 года К.С.Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.

К.С.Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой. 1922 г.

К.С.Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой. 1922 г.

Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Кузьмы Петрова-Водкина, не всегда была оценена по достоинству. После кончины, последовавшей 15 февраля 1939 года, его имя оказалось полузабытым, а картины в течение следующей четверти века почти исчезли из экспозиций музеев. Однако истинное искусство рано или поздно получает признание и занимает свое место в Пантеоне национальной культуры. В середине 1960-х годов произошло новое «открытие» работ живописца, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия. В лице Петрова-Водкина русское искусство имело мастера огромного масштаба, глубоко самобытного и оригинального, художника-философа, стремившегося понять и претворить в своем искусстве человека, предмет, явление, Вселенную во всей их сложности, глубине и взаимосвязи. Именно такие редкостные по самой природе их дарования люди более всех других продвигают вперед художественное познание мира.

Марина Раевская

"Вместе с Россией", №11-12, ноябрь-декабрь 2013 года.

Последние новости
все новости
17.05.25

Прошедшее 80-летие Победы в Великой Отечественной войне ясно показало, что при всех частностях и нюансах Россия и Белоруссия, российский и белорусский народы хранят память о войне и подвиге наших предков.

17.05.25

Сегодня история партизанского движения актуальна еще и тем, что она не только разоблачает нынешних прозападных коллаборантов о Великой Отечественной войне, но и обнажает предел их нравственного падения, поскольку все их программы западнизации современной Беларуси, построенные на антикоммунизме и русофобии, ничем не отличаются от фашистских программ «европеизации» Советской Белоруссии в годы оккупации. Обивая пороги западных фондов и контор, инсинуируя против социализма с белорусской спецификой, они пытаются навязать нашему народу такой путь в Европу, какой в 1941-1944 годах пытались осуществить немецкие оккупанты с помощью своих прислужников.

03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru