САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ К 190-летию И.С.Аксакова. Пророк славянофильства

К 190-летию И.С.Аксакова. Пророк славянофильства

К 190-летию И.С.Аксакова

 Пророк славянофильства

 

Иван Сергеевич Аксаков – младший сын известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, автора книг «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова внука», а также сказки «Аленький цветочек», родился 8 октября (26 сентября с.с.) 1823 г. в с.Надеждино Белебеевского уеза Оренбургской губернии. Мать – дочь суворовского генерала Ольга Семеновна, урождённая Заплатина. Род Аксаковых (в старину Оксаковы) был одним из самых древних аристократических родов России. Родоначальником считался варяг Симон, племянник норвежского короля, построивший в Киево-Печерской лавре Успенскую церковь, где он и был похоронен. Его сын Юрий Симонович был боярином у князя Киевского Всеволода, отца Владимира Мономаха. И в дальнейшем потомки Симона, один из которых получил прозвище Оксак, ставшее родовым именем, верой и правдой служили русским монархам.

Старший брат Ивана – Константин Сергеевич Аксаков был одним из основателей славянофильства как идейного течения. Иван Сергеевич был также горячим сторонником славянофильства. Братья Аксаковы вместе с Ю.Ф.Самариным представляли так называемых «младших» славянофилов.

И.С.Аксаков, 1865 год

И.С.Аксаков, 1865 год.

Иван Сергеевич окончил Петербургское училище правоведения (1838–1842). По поручению Русского географического общества изучал торговлю в Малороссии и написал «Исследование о торговле на украинских ярмарках» (1858). Служил (1855) добровольцем в ополчении во время Крымской войны. В 1858–1878 играл руководящую роль в Московском славянском комитете. В годы Русско-турецкой войны 1877–1878 организовал кампанию в поддержку южных славян и получил огромную популярность. За речь в славянском комитете во время Берлинского конгресса (1878), содержавшую резкую критику царской дипломатии, был выслан из Москвы, а славянский комитет был закрыт. В 1870–80-е годы Аксаков связан с банками, был председателем совета Московского общества взаимного кредита.

В общественных кругах того времени существовала поговорка «честен как Аксаков» для высшего критерия честности.

С 1859 года до самой своей смерти он издавал последовательно целый ряд славянофильских газет и журналов: «Парус», «Пароход», «Русская Беседа», «День», «Москва», «Русь».

Умер Иван Сергеевич 8 февраля (27 января с.с.) 1886 г. в Москве. Известие о кончине его произвело впечатление во всех кругах общества. Похоронен он был под Москвой в Сергиевом Посаде на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при небывалом стечении народа.

И.С.Аксаков стоял на твердых православно-монархических позициях, отстаивая нерушимость русских национальных основ, традиций и идеалов. Выступал за общинно-артельное «народное производство» против насаждения западных экономических форм. Считал, что основой духовного возрождения человечества может стать союз славянских народов под руководством русского народа.

"Вместе с Россией", №10, октябрь 2013 года.

Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru