« Назад
01.04.2015 12:09
С марта 2015 года в Витебской Духовной Семинарии экспонируется выставка «Азъ есмь всему миру Свет», приуроченная Дню православной книги. В рамках которой, каждый желающий может прикоснуться с духовным литературным наследием своего народа.
Находясь в мире современных технологий и коммуникаций достаточно сложно для нас найти человека, не умеющего читать или писать. Неужели было время, когда наш народ не имел своей письменности?! Ведь умение говорить на каком-то языке, для обычного человека, всегда сопряжено с умением на этом языке писать. И конечно же, если находились люди не знающие грамоты, то их считали невежами и непросвещенными. Но как ни странно, письменность славянского народа появляется гораздо позже, нежели его государственность. Для мира славяне этого периода были отождествляемы с грубыми невежами, живущими во мраке бескультурья. Невозможно себе даже представить, что великий славянский народ, из которого вышли великие писатели и высочайшего умозрения произведения, мог оставаться во тьме неведения и забвения. И действительно, Свет мира не оставил этих удивительных земель.Просвещение пришло сюда с величайшими учителями. Равноапостольными Мефодием и Кириллом. Наши предки, можно сказать получили совершенную письменность сразу, старанием богоносных братьев, в отличии от других народов, письменность которых развивалось веками.
Первым словом для славян, написанным на родном языке, стало Слово Божье, и неудивительно, ведь еще апостол Иоанн Богослов написал: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог»(Ин.1:1). Именно Святое Писание стало началом для просвещения и истоком к образованию культуры и менталитета русского народа. Незря с X века Русь именуется Святой.
Святые братья Мефодий и Кирилл образовывают рукописные школы и дело начатое ими продолжают их ученики. Одним из которых, на Туровской земле явился свт. Кирилл Туровский, с его именем связаны: рукописная Туровское Евангелие XI века, а так же переписанные им «письма Черноризца Храбра». Нельзя не упомянуть, что большие произведения рукописного периода, целиком писались на пергаменте (коже животных). В XII веке в Полоцке появляется Полоцкое Евангелие, а так же «Житие преподобной Евфросиньи, игумени и княжны Полоцкой». Таким образом мы могли заметить, что по мимо богослужебной литературы, пишутся и другие произведения, такие как жития святых. На Витебской земле к рукописному периоду относятся: Друцкое Евангелие и Библия, написанная в рукописной мастерской при Благовещенском Храме г. Витебска.
С развитием технологий, для книги приходит новый период – книгопечатание. Первая печатная книга в Беларуси связана с именем, уроженца Полоцка, Франциска Скорины. Он издает избранные книги Библии, употребляя большое количество гравюр и личных комментариев. Однако, книгопечатание на Белой Руси, появляется с первым русским книгопечатником – Иваном Федоровым в середине XVI века. Его первым произведение стал «Апостол», а вслед за ним и Библия. Так же, значимо было и появление первой «Азбуки», для научения детей, учившихся до этого в основном только по псалтири и часослову.
Развитие книгопечатания сделало возможным быструю и более качественную передачу и распространение литературы, в отличие от рукописного периода, где на написание одной книги уходили годы. Появляется многочисленная богослужебная и житийная печатная литература (Библия, часослов, псалтирь, минеи, октоих, жития святых и др.) В 1631 году в Кутеинской обители, в типографии Спиридона Соболя, издается первый «Букварь».
Наступает период расцвета и распространения православной книги. Появляется много авторов со своими прекрасными произведениями. На протяжении двух столетий Православная Церковь издает множество литературы.
Переворот 1917 года приостанавливает эту деятельность, а с пришествием Советской власти совсем ее закрывает. Для Церкви начинается период гонений. Очень редки случаи советского времени, когда все-таки удавалось что-то напечатать, однако издания выходили очень малым тиражом.
Наступил период «самиздата», люди, не имевшие возможности приобрести православную литературу, саморучно переписывают книги и распространяют. В большинстве случаев литература изготавливается на фотобумаге, так к примеру, на сорокалетие восстановления патриаршества на Руси, Московская Патриархия выпускает памятный альбом всех предстоятелей РПЦ.
С 90-х годов XX века, для православного издательства наступает период возрождения. В Витебской епархии начинают издавать духовную литературу и переиздавать ту, которая была издана ещё в концеXIX начале XX веков.
Наверное, самое ценное, что человек может почерпнуть в истории – это опыт. Тем более тысячелетний опыт нашего народа, который передается из поколения в поколение в литературных памятниках нашей истории.
Комментарии
Комментариев пока нет
|