САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Дмитрий Соколов: «Меня следует считать русским художником»

Дмитрий Соколов: «Меня следует считать русским художником»

« Назад

04.06.2015 12:56

Знаменитой панораме Франца Рубо «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» исполнилось 110 лет

Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» – такой же узнаваемый символ города, как и памятник затопленным кораблям, Малахов курган, Сапун-гора и руины древнего Херсонеса.

Как произведение искусства севастопольская панорама представляет собой огромную по размерам картину, дополненную предметным планом (площадь около 1000 кв. м) и размещённую в здании цилиндрической формы со смотровой площадкой в центре. Этот музей является частью мемориального комплекса на Историческом бульваре, посвящённого героизму защитников Севастополя во время Крымской войны.

Благодаря своему расположению (доминирует над Корабельной и Центральной частями Севастополя), панорама хорошо просматривается при въезде в город с основных сухопутных и морских магистралей.

Ежегодно музей посещают сотни тысяч туристов. Не только из России и стран СНГ, но и из дальнего зарубежья. Событием в культурной жизни Севастополя стал проходивший на Историческом бульваре городской музейный праздник «Панораме–110!». Ровно столько исполнилось со дня открытия панорамы известного художника, основоположника русского панорамного искусства, профессора класса батальной живописи Франца Рубо. Он запечатлел один из самых значительных эпизодов севастопольской эпопеи – бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 г.
Panorama1854-1855
Работу над панорамой художник начал в 1901 г. Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, осматривал места боев, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины. Огромное живописное полотно (14 × 115 м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств.


Летом 1904 г. произведение доставили в Севастополь, а 14 мая 1905 г., к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Одними из первых её посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала достоверность воспроизведенных событий.


Как и другие работы художника, панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» имела непростую судьбу. Уцелев во время революционных потрясений 1917 г. и Гражданской войны, во время противостояния с нацистской Германией живописное полотно загорелось после попадания бомбы в здание музея.

Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины. Ночью 27 июня 1942 г. уцелевшие фрагменты произведения были погружены на последний корабль, прорвавшийся в осажденный город – лидер эсминцев «Ташкент». На его борту разместились также 2000 человек – раненые, женщины и дети. В тяжелых условиях, под непрекращающейся бомбёжкой немецких самолётов, экипажу корабля удалось доставить людей и ценный груз в Новороссийск. Однако трюмы, где находились фрагменты картины, оказались затоплены. Спасти удалось две трети картины площадью 1116 м², но состояние полотна исключало возможность его реставрации.

После окончания войны начались восстановительные работы. Фактически полотно было воссоздано заново на основании реставрированных фрагментов, фотографий, авторских этюдов, старых буклетов и других сохранившихся документов. Воссоздавая картину, художники-реставраторы обогатили её множеством новых решений. К 100-летию первой героической обороны Севастополя, 16 октября 1954 г., панорама вновь была открыта.

Торжественное открытие праздника, посвященного 110-летию панорамы, состоялось в 10 часов утра на площади перед зданием музея-экспозиции. Здесь была развернута выставка «Меня следует считать русским художником», рассказывающая о творчестве художника Ф. Рубо. Вниманию жителей и гостей города были представлены копии рисунков и картин создателя Панорамы разных периодов его творчества.

Выставку представил директор Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Александр Рудометов. В беседе с журналистами (на церемонии открытия праздника присутствовали съёмочные группы ведущих севастопольских телеканалов) он рассказал об истории панорамы, перспективах развития музейного комплекса и насущных проблемах.

«Мы стараемся быть на уровне, – сказал Александр Александрович. – На сегодняшний день активно работаем как научно-исследовательское, собирательское, пропагандистское научно-просветительное учреждение, и ведём экскурсионную работу».

За все годы существования севастопольская панорама приняла 41 млн посетителей. После воссоединения Севастополя и Крыма с Россией музей продолжает пользоваться особенной популярностью. В 2014 г. его посетило около 500 тыс. туристов. В 2015-м руководство музея рассчитывает принять как минимум столько же посетителей.


Так, в течение мая панораму и другие объекты музейного комплекса посетили в пять раз больше человек, чем планировала администрация. Не так давно президент России Владимир Путин дал поручение о придании музею статуса Федерального и включении его в перечень особо ценных объектов Российской Федерации.


С 1 июня панорама будет работать без выходных в режиме продленного рабочего дня с 9:30 до 19 часов.

По случаю юбилея 27 мая с 19 до 21 часа панорама была открыта для свободного посещения. Программу праздничных мероприятий дополняли демонстрация фильма «Памятник народному подвигу» и тематический вечер «Великая картина великого подвига» в кинопавильоне музея. В реставрационных мастерских специалисты музея представили подлинные фрагменты живописного полотна кисти Ф. Рубо, а также рассказали о ведущихся реставрационных работах.

«В Российской Федерации, – сказала в интервью журналистам севастопольского телеканала «НТС» заместитель директора Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя, Светлана Костюченко, – на сегодняшний день нет музея, который бы так комплексно показал событие середины XIX века. А Восточная и Крымская война, как известно, была предтечей двух мировых войн. Война, которая унесла более миллиона жизней».

Вечером гостей музея ждал праздничный фейерверк на центральной площади комплекса.

Особую примечательность мероприятиям по случаю 110-летия севастопольской панорамы придало прибытие в город внучки художника Ф. Рубо Сильвии, которая обещала передать музею картины и эскизы своего деда. Приехав из Мюнхена, Сильвия Рубо приняла участие в научно-практической конференции «И века переживет севастопольская слава! Панорама Ф. Рубо 1905–2015», которая проходила 28 мая в кинопавильоне музея.


«Панорамы и важнейшие исторические картины, – сказала внучка художника, – Рубо написал на своей второй Родине, но даже в Баварии он чувствовал связь с российским народом. Наряду с заказами, он писал картины на исторические темы и панорамы для России, в которых проявлялось его уважение к русской истории».


Принять участие в научно-практической конференции приехали реставраторы и художники из ведущих музеев со всех уголков России. Многие из них давно хотели побывать в Севастополе и увидеть панораму. Все выступления участников получились весьма интересными. По сути, была представлена вся история музея и творчества Ф. Рубо. Рассказывалось об открытии панорамы в начале ХХ в., о её реставрации в послевоенное время. Гость из Москвы, Елена Сереброва, директор музея-панорамы «Бородинская битва», рассказала о современном состоянии данного произведения известного художника и проблемах реставрации батального полотна. Заместитель генерального директора Дагестанского государственного объединенного музея им. Тахо-Годи Джамиля Дагирова поведала о непростой судьбе еще одного произведения Ф. Рубо – панорамы «Штурм аула Ахульго». Как и севастопольская панорама, это батальное полотно серьёзно пострадало. Только не во время войны, а в 1920-е гг., во время наводнения. В 1928 году её передали в Дагестанский краеведческий музей.

Много говорилось о высоком историко-культурном потенциале севастопольской панорамы и других произведений Рубо, подчёркивалось его значение в реализации Программы патриотического воспитания граждан в Российской Федерации.

Источник



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru