« Назад 23.10.2015 12:01 Николай Малишевский: Слово Руси сберёгший
Князь Константин-Василий Константинович происходил из знаменитого рода князей Острожских, прославившегося на полях битв и духовной стезе. Сын гетмана Константина Ивановича Острожского, прямой потомок святого равноапостольного князя Владимира-Крестителя и святого рыцаря Федора Острожского, ревнителя и защитника Православия, участника Грюнвальдской битвы и гуситских войн, родился в Турове, где провел детство и юность. Несмотря на то, что официально высшим ктитором Киевской метрополии числился польский король, именно князь Острожский стал наиболее значимой фигурой среди мирян в деле защиты и опеки православной церкви, патронат над которой и ее паствой перешел ему от отца. Константинопольский патриарх Иеремия II высоко ценивший усилия князя именовал его в своих грамотах поборником и хранителем всей православной веры на западнорусских землях. Князь был одной из самых авторитетных фигур в деле защиты Православия от унии с Римом. Он многократно обращался с посланиями к польскому королю, духовенству и народу русскому, выступал на Сеймах, стремясь оградить православное население Речи Посполитой от экспансии католицизма и иезуитов. Благодаря деятельности последних, православные священнослужители на землях Белой Руси и Украины были лишены возможности получения духовного образования. К концу XVI века у них оставались лишь школы начальной письменности и то лишь при отдельных монастырях и храмах. Сами же иезуиты, наоборот, развили и активно распространяли свою систему пропаганды и образования. Под угрозу было поставлено само существование Православия. При типографии князь Константин создал кружок, в который вошли образованнейшие люди и просветители Западной Руси – писатели, полемисты, переводчики, издатели. В их числе: русский первопечатник Иван Федоров, епископ Мелентий Смотрицкий, Тимофей и Василий Суражские, Герасим Смотрицкий, братья знаменитого борца против унии казачьего атамана Северина Наливайко, священники и просветители Демьян и Игнатий, Захария Копыстенский, киевский митрополит Иов Борецкий, основатель панегерического жанра поэт Андрей Римша, педагог и проповедник Стефан Зизаний (Тустановский)… В Остроге часто бывали и преподавали ученейшие люди православного и славянского мира того времени – патриарший экзарх священномученик Никифор Контакузин, будущий Александрийский и Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис, Дионисий Палеолог, автор «Апокризиса», считающегося одним из лучших образцов полемической литературы чех Мартын Броневский… В Острожской типографии, просуществовавшей лишь 34 года, были изданы десятки книг – от Азбуки до учебных и просветительских трактатов, оказавших огромное влиянии на развитие просвещения русского народа и развитие духовной мысли Православной церкви. Здесь была предпринята первая на Руси с XI века попытка привлечь на служение русской Православной церкви греческую и латинскую ученость. Именно здесь Стефан Зизаний издал первый учебник славянской грамматики, позже использованный М.В.Ломоносовым для создания первой полной научной нормативной грамматикой русского литературного языка, той грамматики, которой мы пользуемся и по сей день. А Иван Федоров напечатал свою знаменитую Библию Славянскую. Князь Острожский, в отличие от предшественников, предпринял титанические усилия дабы сделать ее текст каноническим, полным и общедоступным. Во время подготовки он отправил надежных людей в сербские, греческие, болгарские монастыри для сбора списков Слова Божьего. Неоднократно обращался к константинопольскому патриарху Иеремии с просьбой прислать «добре исправленныя и безпорочныя греческия и словенския рукописи». Из Москвы из библиотеки своего родственника царя Ивана Грозного он получил главный список, копию Геннадьевской Библии… Острожская Библия и Грамматика славянского языка (1596) стали великими духовным сокровищем всего христианского и русского мiра. Недаром знаменитый чешский проповедник и полемист XVII века(из закарпатских русин) Михаил Андрелла (Оросвиговский) утверждал, что истинную веру ему открыла лишь эта книга: «Един листок этой книги не отдал бы за всю Прагу, Англию и немецкую веру». Библия, изданная князем Острожский, была официально признана и востребована Патриархатом Русской православной церкви (первое московское издание 1663 г. было перепечаткой острожского издания И.Федорова 12 августа 1581 года и позже положено в основу Елизаветинского издания 1751 года) и обеспечивала литургические потребности православного славянства на протяжении четырех столетий! Константин Константинович Острожский, пользовавшийся огромной народной любовью и поддержкой, имел все шансы стать в 1586 году новым, избранным королем Речи Посполитой, а в 1598 году занять престол Московской Руси, поскольку приходился троюродным братом царю Ивану Грозному (через Елену Глинскую). Однако стал в обоих случаях жертвой иезуитской подлости и коварства иезуита Петра Скарги – серого кардинала унии с Римом, втершегося и в княжескую семью. Иезуиты убили преемника Острожского в деле защиты Православия на Западной Руси юного князя Дмитрия Сангушко, обеспечили исчезновение завещания князя, искалечили жизнь любимой племянницы Елизаветы, убив ее возлюбленного (и доведя юную княжну до безумия) и сыновей – Александр и Иван ушли из жизни при странных и таинственных обстоятельствах в польском Люблине в разное время в доме одного и того же человека (младший сын был отравлен слугой), оборвав тем самым знаменитый род по мужской линии. Невзирая на все испытания, беды и невзгоды, князь дожил до глубокой старости, до последнего дня оставаясь верным Православию и избранной стезе просветителя Руси. Именно благодаря ему в октябре 1596 года Брестский православный собор выстоял под нажимом католиков и иезуитов, вследствие чего от римо-униатского «душехватства» было сохранено Православие на украинских и белорусских землях и усилились их контакты с единоверной Московской Русью. Родившийся на Белой Руси князь упокоился на Украине 13 (26) февраля 1608 года. Здесь же, в Богоявленской замковой церкви родового Острога, он и похоронен. Перед самой смертью он успел основать третью типографию в Киево-Печерской Лавре, ставшую впоследствии основой знаменитой киево-печерской типографии, ставшей в XVII веке главной поддержкой Православия в юго-западной Руси. КомментарииКомментариев пока нет
|