САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ В защиту русского слова Учёных-филологов и преподавателей тревожит состояние отечественного образования

В защиту русского слова Учёных-филологов и преподавателей тревожит состояние отечественного образования

« Назад

06.12.2015 17:58

В защиту русского слова
Учёных-филологов и преподавателей тревожит состояние отечественного образования
Ирина Ушакова


В Институте мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ) РАН прошла XXV Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и школа» на тему «Россия в русской литературе: сказка и быль (проблемы изучения и преподавания)».

Приветствие участникам конференции прислал первый заместитель Комитета по образованию Государственной Думы, доктор философских наук, член-корреспондент РАО О.Н. Смолин. От имени почётных гостей конференции выступил сопредседатель Союза писателей России, доктор исторических наук, профессор МГУ С.В. Перевезенцев.

Направление конференции задал в своём докладе главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, профессор В.Ю. Троицкий. «Современная школа, – сказал он, – по содержанию и уровню образования, по результатам воспитания (в целом!) не обеспечивает должных базовых системных знаний, культурных навыков и требуемого уровня образования, необходимых гражданам независимой державы… За четверть века квалифицированного и системного разрушения, осуществляемого через командные образовательные учреждения, мы потеряли литературу как научный предмет школьного изучения. В созданных «реформами» условиях почти невозможно научить главному: вчитываться в книги, верно и полноценно осознавать художественный мир произведения».

Говоря о современных так называемых реформах, В.Ю. Троицкий процитировал слова академика РАО Ю.Г. Круглова из его работы, опубликованной во 2-м выпуске Трудов «Филология и школа» (2008 г.): «…Всяческими способами (и прежде всего – финансами) поддерживаемые инновации, активно внедряемые в учебный процесс, уничтожают существующую уже два столетия плодотворную традицию в школе... Суть же этих «экспериментов» в российских условиях (может быть, о ней не догадываются сами экспериментаторы) – вытеснить из литературного образования основополагающую для школы классическую русскую литературу».

Профессор Троицкий объяснил, почему идёт война против русской классической литературы: «В русской классике отражается характер народа: волевая духовная энергия его соборности, остро переживаемое чувство чести-совести, сострадания, милосердия, жертвенная готовность стоять за справедливость, неистребимая убеждённость – в окончательной победе правды и добра. Классика – наследует национальные идеалы и традиции, она всегда “связана с почвой” и потому – плодотворна. Классика служит истине и красоте, утверждает прекрасное, высокопочитаемое, что освящено созидательной любовью и служением добру (для жизни всех и каждого), человеку, Богу».

Участники конференции, разделяя позицию многочисленного педагогического сообщества, отстаивают необходимость полноценного преподавания литературы в школах и вузах.

Учёные-филологи, преподаватели средней школы и вузов озабочены нынешними реформами образования, вследствие которых уровень знаний и нравственное состояние молодого поколения несравнимо снизились по отношению к выпускникам царской и советской школ.
«Мы должны учить читать с разумением и восхищением истины. Этому должно научиться, чтобы остаться Человеком в условиях расчеловечивающей цивилизации и всплесках откровенного поношения и издёвок над нашим родным и святым…», – заключил В.Ю. Троицкий.

На конференции прозвучали доклады протоиерея Павла Карташова о том, как воспринимали революцию 1917 года Иван Шмелёв и Максимилиан Волошин; профессора, проректора Литературного института им. А.М. Горького А.Н. Ужанкова об осмыслении русской земли в русской литературе XI–XVII веков; профессора МГУ В.А. Воропаева о духовном смысле патриотизма Н.В. Гоголя; профессора Московской консерватории В.В. Медушевского о православной цивилизации России в музыке, профессора И.П. Щеблыкина о правде и вымысле в историческом романе М.Н. Загоскина «Юрий Милославский»; учителя русского языка и литературы ГБОУ № 1034 Н.А. Жеклаевой об изучении в школе романа-эпопеи Михаила Шолохова; профессора МГОУ Т.А. Алпатовой о суждениях Ивана Ильина о русском в русской сказке; преподавателя ИМЛИ РАН И.А. Виноградова о духе и смысле художественных «деталей», рассеянных в повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»; учителя литературы гимназии №1516 А.В. Фёдорова о действительном и сказочном в художественном мире Алексея Константиновича Толстого, и другие доклады.

Пушкинскому творчеству были посвящены выступления профессора ИМЛИ РАН А.В. Гулина – о реальном и чудесном в «Капитанской дочке» и профессора МПГУ Л.И. Шевцовой – о приметах исторического времени в «Повестях Белкина».

Известный детский писатель Владислав Бахревский предложил участникам конференции создать Общество по защите русской сказки. «Наш народ испокон веку объединяла сказка. Русская сказка – это правда о народе, открытая самим народом всему белому свету, это место под солнцем, какое определили для себя наши пращуры, это покаяние и мечта. В нашей сказке суть русского «я». Русские никогда не замыкались в самоизоляции. Наше общество должно собирать в единую семью всех верящих в чудо, всех сказочников нашей земли. Тофаларов (коренной народ Восточной Сибири. Ред.) всего 400 человек, однако их сказки – великое богатство», – сказал В.А. Бахревский. Писатель уверен, что сегодня необходимо издавать истинно художественные сказки такими тиражами, чтобы они доходили до каждой семьи, поскольку это книги нашей народной сути, национального нашего достоинства, одно из условий доверия народа власти; нужно предоставить радиоэфир сказке и детской литературе, создать телепрограммы, восстановив престиж Слова, Книги, Писателя.

На конференции был представлен сборник одного стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» на 45 языках мира, выпущенный к 200-летию поэта издательством «Историческая газета» (составитель Анатолий Парпара).

Конференции в ИМЛИ давно стали творческой, профессиональной площадкой для учителей и преподавателей. По итогам этой конференции был составлен Манифест в защиту русского слова. В нём, в частности, говорится о том, что достижения отечественного образования ныне утрачены нашей школой по причине очевидной некомпетентности, а также целенаправленной деструктивной деятельности иных «руководителей» в системе образования. Между тем время требует ответственного отношения к преподаванию словесности. Ибо цинизм и пошлость в СМИ разрастаются, а условия для противодействия этому в школе сокращаются. Имеется в виду не только уменьшение содержания гуманитарных предметов и в особенности – словесности, но и характер содержания новых программ, которые, как справедливо утверждает учёный-психолог Т.Л. Шишова, «направлены на разрыв поколений, на понижение интеллектуального и нравственного уровня наших детей, на формирование абсурдности и беспредметности и даже на национальное самоунижение».

Первоочередной задачей для школьного образования участники конференции считают утверждение отечественного мировоззрения в современной школе России, а также возвращение в школу фундаментальных знаний в той мере, в какой они были присущи ей в период расцвета, в XX веке.

Всё это имеет целью «вернуть в школу консолидирующую русскую культуру как феномен европейского и мирового масштаба, позволяющий всем национальным культурам России, опираясь на неё, существовать и расцветать в ней и рядом с ней».
Сокращение особо необходимых в наших условиях школьных дисциплин «совпадает» с явно вредными, разрушительными «начинаниями». Так, в нынешнем году в России был запущен ещё один явно вредоносный международный проект Teach For All, задача которого – «менять систему школьного образования снизу, через молодых и инициативных учителей, продвигающих новые подходы к обучению». Учредителями этой программы стали три студентки из Санкт-Петербурга: Алёна Маркович – сотрудник питерской администрации по связям с Хельсинки и Американо-Российского делового совета, работавшая PR менеджером, обучавшаяся в Вашингтоне и Берлине; Елена Ярманова – эвент-менеджер, эвент-продюсер, в том числе в посольстве США, переводчик в Американо-Российском деловом совете, доброволец организации Big brothers Big sisters в Москве; и Настя Косникова – главный специалист Газпрома, менеджер по закупкам спортинвентаря, имеющая опыт в консалтинговой деятельности, консультант American Express, обучавшаяся в Babson College в США. Не кажется ли странной их заинтересованность в реформировании российской школы?..

Ирина Ушакова – член Союза писателей России, член правления Фонда им. М.Ю. Лермонтова



Комментарии


2015-12-07 23:07:56 Пестряков А.В. № 480804
Уважаемая редакция, спасибо за интересную информацию, действительно актуальную на сегодня. Вопрос-просьба: А нельзя бы хотя бы кратко сделать выборочный обзор отдельных выступлений. Которые перечислены после слов "На конференции прозвучали доклады протоиерея ... . (Можно, наверно, послать официально от ОО РС запрос организаторам конференции). На мой взгляд, что то из их выступлений пригодится всем нам, считающих русский язык родным. Но не всегда реально заботящихся о нём.
07.12.15 г. С уважением Пестряков А.В.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru