САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Иван Архипов: Гордость и слава Подмосковья.

Иван Архипов: Гордость и слава Подмосковья.

« Назад

25.01.2016 19:19

Иван Архипов. Гордость и слава Подмосковья.  

Подмосковье по праву гордится своими народными промыслами. Далеко за пределами Московской области известны: роспись по шёлку платков и роспись металлических подносов (Жостово), производство фарфора и майолики (Гжель), лаковая миниатюра (Федоскино), изготовление знаменитых Павловопосадских шалей (Павлов Посад), производство фарфора (Вербилки), Богородская игрушка (Сергиев Посад), производство ёлочных украшений (Клин).

В художественной галерее «Университет культуры», расположенной в здании Дворца Республики, открылась интересная выставка совместного проекта «Гжель – Минск: истоки творчества и мастерства». Два творческих вуза из Подмосковья – Гжельский государственный университет и Белорусский государственный университет культуры и искусств развернули экспозицию студенческих и преподавательских работ, чем гордятся и приносят имидж государств, строящих единое Союзное государство.

Во-первых, гости из Раменского региона Московской области в двух залах галереи развернули свои художественные работы (изделия народных промыслов, скульптуры и картины, созданные маслом и гуашью студентами и преподавателями Гжельского университета). Два других зала были отданы белорусам – студентам Белорусского государственного университета культуры и искусств, которые на выставке представили свои лучшие работы из соломки, ковроткачества, гобелены, керамики, живописи и графики с кафедры народного декоративно-прикладного искусства. Минский танцевальный коллектив студентов продемонстрировал своё мастерство исполнения танцевальных и песенных номеров из фольклора двух братских стран – Беларуси и России.

_AVK7208

Перед открытием выставки удалось встретиться с гостями из подмосковной Гжели и получить исчерпывающие ответы о Гжельских промыслах и самих экспонатах выставки, которые достойны высокой оценки и могут украшать лучшие музеи мира и коллекции ценителей высокого искусства. Это была Галина Петровна Московская – декан факультета декоративно-прикладного искусства и дизайна, заслуженный художник РФ, член союза дизайнеров России, союза художников Российской Федерации и лауреат международных конкурсов. Из беседы узнал много интересного: русское декоративно-прикладное искусство керамики начиналось в XVII  веке. Керамика – это и есть превращение глины в настоящие произведения искусства и в предметы домашнего обихода, начиная от простейших гончарных изделий и кончая тончайшим фарфором. Отечественная керамика явилась большим и долгим путём в истории русского искусства. Начало её относится к рубежам XVII – XVIII веков и стало поворотным моментом в народных промыслах…

Гжельский университет находится в историческом центре русской художественной керамики. Испокон веков в Гжели занимались гончарным искусством, так как этот район Подмосковья богат залежами более 30 видов глин. С XVIII века у нас начали производить фаянс, а в следующем веке освоили и полуфаянс. Первые изделия фаянса относятся к Китаю, – VI века династии Тан, а в Европе Иоганн Фридрих Бётгер (в Германии) открыл способ производства твёрдого фарфора и в 1710 году основал первый в Европе фарфоровый завод в Мейсене. В России секрет фарфора раскрыл Дмитрий Иванович Виноградов. Он приезжал в Гжель, где исследовал местные глины и на подводах увёз их в Санкт-Петербург. К сожалению, для рецепта фарфора эти глины не пригодились, а в производстве были использованы глины из Карелии с разработкой рецептуры фарфоровой массы. В XIX веке в Гжели было более 160 мелких фарфоровых производств кустарей. Хочется отметить династию Кузнецовых, выходцев из Новохаритоново. Тогда уже Гжель объединяла более 30 населённых пунктов, где не было крепостного права, а кустарные производства работали в соответствии с царским указом. Кузнецовы стали монополистами по производству фарфорово-фаянсовой посуды. Стали производства в царской России, в Риге, Дулевске, Дмитровке, Песочном под Ярославлем, в Новгороде, где выпускались изделия массового производства. Это был «восточный товар» – чайники для трактиров; детей посылали для обучения в Строгановку. В Москве продавали изделия в Торговом доме, высокого качества и с большими сроками служб и пользовались большим спросом.

Гжельское производство после Октябрьской революции претерпевало взлеты и падения…

_AVK7206

В 1899 году по решению совета Строгановского Императорского художественно-промышленного училища в Гжели в селе Речицы открываются рисовальные классы по обучению детей искусству керамики и фарфора. И с этого времени в Гжели начинается художественное образование. 1899 год считается и датой образования Гжельского государственного университета (в прошлом института). Тогда было первых 11 студентов, а сейчас более двух тысяч. На нашем факультете 198 студентов, в колледже – 300  учащихся. В городах области работают 3 художественных школы и одна школа при университете. Наше учебное заведение стало многогранным и многоуровневым: колледж, первая ступень высшего образования, бакалавриат, магистратура и аспирантура… У нас свои заслуженные художники Российской Федерации, лауреаты международных конкурсов, с ученой степенью 80 процентов преподавателей…

_AVK7200

Другим интересным собеседником была заведующая кафедрой общехудожественных профессиональных дисциплин профессор университета, заслуженный работник высшего профессионального образования, член союза дизайнеров и член союза художников  России Ольга Борисовна Мышляева. «Гжель – это и название округа в Раменском районе Московской области, издревле славящейся своей глиной – «самой чистой и без примешания…, кою химики девственницею называют… белизною превосходна…», как об этом сказал М.В. Ломоносов. Из ревизской сказки XVIII  века: «промысел имевший деланием разных сортов посуды и сервизов». Гжелью еще называют традиционным народным промыслом, которому уже более 650 лет, и является центром производства глиняной, фарфоровой и фаянсовой посуды в России.

У нас в университете бережно сохраняются вековые традиции народного промысла и искусства, где осуществляется сам процесс трансляции посредством передачи опыта из поколения в поколение, как керамическое «чудо». Как раз частицы этих «чудес из чудес» и представлены на выставке в минской художественной галерее «Университет культуры».

_AVK7194

 Когда ознакомившись с этими экспонатами из Гжели невольно приходит на ум стихи Николая Рубцова о древнем храме Русского Севера «Ферапонтово»:… «И казалась мне эта деревня/ Чем-то самым святым на земле…» И это «чудо» «в горнице моей светло» стало солнечным зимним вечером при неоднократном ознакомлении с произведениями искусств из Подмосковья, когда минчане и гости белорусской столицы восторгаются этим «чудом из чудес», подарившим нам эту экспозицию (впервые в Беларуси), которая будет украшать художественную галерею «Университет культуры» в течении 3 недель...

 И продолжение рассказа об авторах работ и их творениях, об увиденном, будет непременно устами самих зрителей…

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru