САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Иван Архипов: Гордость и слава Подмосковья.

Иван Архипов: Гордость и слава Подмосковья.

« Назад

25.01.2016 19:19

Иван Архипов. Гордость и слава Подмосковья.  

Подмосковье по праву гордится своими народными промыслами. Далеко за пределами Московской области известны: роспись по шёлку платков и роспись металлических подносов (Жостово), производство фарфора и майолики (Гжель), лаковая миниатюра (Федоскино), изготовление знаменитых Павловопосадских шалей (Павлов Посад), производство фарфора (Вербилки), Богородская игрушка (Сергиев Посад), производство ёлочных украшений (Клин).

В художественной галерее «Университет культуры», расположенной в здании Дворца Республики, открылась интересная выставка совместного проекта «Гжель – Минск: истоки творчества и мастерства». Два творческих вуза из Подмосковья – Гжельский государственный университет и Белорусский государственный университет культуры и искусств развернули экспозицию студенческих и преподавательских работ, чем гордятся и приносят имидж государств, строящих единое Союзное государство.

Во-первых, гости из Раменского региона Московской области в двух залах галереи развернули свои художественные работы (изделия народных промыслов, скульптуры и картины, созданные маслом и гуашью студентами и преподавателями Гжельского университета). Два других зала были отданы белорусам – студентам Белорусского государственного университета культуры и искусств, которые на выставке представили свои лучшие работы из соломки, ковроткачества, гобелены, керамики, живописи и графики с кафедры народного декоративно-прикладного искусства. Минский танцевальный коллектив студентов продемонстрировал своё мастерство исполнения танцевальных и песенных номеров из фольклора двух братских стран – Беларуси и России.

_AVK7208

Перед открытием выставки удалось встретиться с гостями из подмосковной Гжели и получить исчерпывающие ответы о Гжельских промыслах и самих экспонатах выставки, которые достойны высокой оценки и могут украшать лучшие музеи мира и коллекции ценителей высокого искусства. Это была Галина Петровна Московская – декан факультета декоративно-прикладного искусства и дизайна, заслуженный художник РФ, член союза дизайнеров России, союза художников Российской Федерации и лауреат международных конкурсов. Из беседы узнал много интересного: русское декоративно-прикладное искусство керамики начиналось в XVII  веке. Керамика – это и есть превращение глины в настоящие произведения искусства и в предметы домашнего обихода, начиная от простейших гончарных изделий и кончая тончайшим фарфором. Отечественная керамика явилась большим и долгим путём в истории русского искусства. Начало её относится к рубежам XVII – XVIII веков и стало поворотным моментом в народных промыслах…

Гжельский университет находится в историческом центре русской художественной керамики. Испокон веков в Гжели занимались гончарным искусством, так как этот район Подмосковья богат залежами более 30 видов глин. С XVIII века у нас начали производить фаянс, а в следующем веке освоили и полуфаянс. Первые изделия фаянса относятся к Китаю, – VI века династии Тан, а в Европе Иоганн Фридрих Бётгер (в Германии) открыл способ производства твёрдого фарфора и в 1710 году основал первый в Европе фарфоровый завод в Мейсене. В России секрет фарфора раскрыл Дмитрий Иванович Виноградов. Он приезжал в Гжель, где исследовал местные глины и на подводах увёз их в Санкт-Петербург. К сожалению, для рецепта фарфора эти глины не пригодились, а в производстве были использованы глины из Карелии с разработкой рецептуры фарфоровой массы. В XIX веке в Гжели было более 160 мелких фарфоровых производств кустарей. Хочется отметить династию Кузнецовых, выходцев из Новохаритоново. Тогда уже Гжель объединяла более 30 населённых пунктов, где не было крепостного права, а кустарные производства работали в соответствии с царским указом. Кузнецовы стали монополистами по производству фарфорово-фаянсовой посуды. Стали производства в царской России, в Риге, Дулевске, Дмитровке, Песочном под Ярославлем, в Новгороде, где выпускались изделия массового производства. Это был «восточный товар» – чайники для трактиров; детей посылали для обучения в Строгановку. В Москве продавали изделия в Торговом доме, высокого качества и с большими сроками служб и пользовались большим спросом.

Гжельское производство после Октябрьской революции претерпевало взлеты и падения…

_AVK7206

В 1899 году по решению совета Строгановского Императорского художественно-промышленного училища в Гжели в селе Речицы открываются рисовальные классы по обучению детей искусству керамики и фарфора. И с этого времени в Гжели начинается художественное образование. 1899 год считается и датой образования Гжельского государственного университета (в прошлом института). Тогда было первых 11 студентов, а сейчас более двух тысяч. На нашем факультете 198 студентов, в колледже – 300  учащихся. В городах области работают 3 художественных школы и одна школа при университете. Наше учебное заведение стало многогранным и многоуровневым: колледж, первая ступень высшего образования, бакалавриат, магистратура и аспирантура… У нас свои заслуженные художники Российской Федерации, лауреаты международных конкурсов, с ученой степенью 80 процентов преподавателей…

_AVK7200

Другим интересным собеседником была заведующая кафедрой общехудожественных профессиональных дисциплин профессор университета, заслуженный работник высшего профессионального образования, член союза дизайнеров и член союза художников  России Ольга Борисовна Мышляева. «Гжель – это и название округа в Раменском районе Московской области, издревле славящейся своей глиной – «самой чистой и без примешания…, кою химики девственницею называют… белизною превосходна…», как об этом сказал М.В. Ломоносов. Из ревизской сказки XVIII  века: «промысел имевший деланием разных сортов посуды и сервизов». Гжелью еще называют традиционным народным промыслом, которому уже более 650 лет, и является центром производства глиняной, фарфоровой и фаянсовой посуды в России.

У нас в университете бережно сохраняются вековые традиции народного промысла и искусства, где осуществляется сам процесс трансляции посредством передачи опыта из поколения в поколение, как керамическое «чудо». Как раз частицы этих «чудес из чудес» и представлены на выставке в минской художественной галерее «Университет культуры».

_AVK7194

 Когда ознакомившись с этими экспонатами из Гжели невольно приходит на ум стихи Николая Рубцова о древнем храме Русского Севера «Ферапонтово»:… «И казалась мне эта деревня/ Чем-то самым святым на земле…» И это «чудо» «в горнице моей светло» стало солнечным зимним вечером при неоднократном ознакомлении с произведениями искусств из Подмосковья, когда минчане и гости белорусской столицы восторгаются этим «чудом из чудес», подарившим нам эту экспозицию (впервые в Беларуси), которая будет украшать художественную галерею «Университет культуры» в течении 3 недель...

 И продолжение рассказа об авторах работ и их творениях, об увиденном, будет непременно устами самих зрителей…

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru