САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Глина, Гжель и мастера искусств

Глина, Гжель и мастера искусств

« Назад

26.02.2016 14:17

Глина, Гжель и мастера искусств


Фарфор Гжели, оренбургский пуховый платок, вологодские кружева далеко неполный перечень шедевров художественного творчества являются гордостью России и визитной карточкой регионов в разных уголках российских просторов.

Ручное изготовление высокохудожественных фарфоровых изделий не одну сотню лет является в традициях Гжельского керамического народного промысла, как и производство изделий из майолики (изделий из обожжённой глины, покрытой глазурью и красками) и шамота (обожженная, измельченная глина, а также огнеупорный кирпич из такой глины). Одним словом, эти изделия из глины, созданные руками мастеров,настоящее произведение искусства.

О том, что эти художественные изделия “превращения глины”, начиная от простейших гончарных изделий и кончая тончайшим фарфором с разнообразием и характером вещей, с предметами “декоративного убранства, керамических панно”, узнали и увидели зрители, главным образом минские студенты творческих высших учебных заведений, в минской художественной галерее “Университет культуры” на выставке из Гжели , имевшей большой успех.

В книге “Русская керамика и стекло 1819 веков” (авторы Т.И.Дулькина ,А.А.Ашаринаизд. “Изобразительное искусство”, Москва,1978) приводятся интересные сведения : “На долю фарфора выпало столько славы сколько не пришлось испытывать ни одному керамическому материалу. Его цена приравнивалась к цене золота, фарфоровая ваза выменивалась на роту солдат, выдача секрета производства фарфоровой массы каралась смертной казнью. 

Этот прекрасный материал был и до сих пор остаётся высшим и непре-взойдённым произведением керамического производства. Он послужил основой для создания подлинных произведений искусств.” Гжельская керамика была известна со второй половины 18 века, тогда в районе села Гжель (в настоящее время Раменский район Московской области) местные мастера стали изготовлять “чёрные” (простые) и “муравлёные” (поливные) гончарные изделия, которыесменяются майоликой с многоцветной росписью по белой поливе. В этой же местности в 19-ом веке уже производили фарфор, фаянс и полуфаянс, используя свои местные глины, которой насчитывалось более 30 видов. В Гжели было более 160 мелких фарфоровых производств, на которых работали местные кустари … Традиции гжельской керамики продолжает завод художественной керамики в посёлке Турычино(изделия сочной синей росписью по белому фону). Далеко за пределами России известны мастерагжельской керамики─ художники Н.И.Бессарибова и Л.П.Азарова. Кадры вы-сококвалифицированных мастеров гжельской керамики готовит Гжельский государственный художественно-промышленный университет (в прошлом ─ институт), расположенный в посёлке Электроизолятор, Раменского района, Московской области.

_AVK7208

Из сведений об этом учебном заведении: “На базе университета организовано уникальное производство, где реализуются все технологические процессы создания художественной керамики. Основным видом деятельности производства является ручное изготовление высокохудожественных фарфоровых изделий в традициях Гжельского керамического народного промысла. Также производятся изделия из майолики и шамота”

Годом основания этого высшего учебного заведения считается 1899-й, когда по решению совета Строгановского Императорского художественно-промышленного училища в селе Речицы открываются рисовальные классы по обучению детей искусству керамики и фарфора, положившие началу в Гжели художественного образования…для пополнения местных фабрик мастерами-художниками…

На гжельском фарфоре нашли своё отражение народные узоры, цветочные мотивы, портреты и памятники старины ─ храмы, виды старины и окружающей природы ─ с росписями ваз, шкатулок, тарелочек, штофов, сувенирных досок, блюдец, кружек, сувенирных самоваров, чашек,чайников и многих других изделий изфарфора…Ещё со второй четверти 19-го века этот стиль гжельских изделий называли “подмосковным ситцевым ампиром ”,а весь гжельский фарфор ─ “крестьянской страницей в истории русской керамики, иногда примитивной, иногда утончённой, но всегда имеющий какой-то аромат русской деревни”.

Гжель объединяет более 30 населённых пунктов Подмосковья, а сам университет расположен в историческом центре русской художественной керамики. И вот впервые в Беларуси, белорусские ценители высокого искусства в минской галерее “Университет культуры” на выставке под названием “Гжель ─ Минск: истоки творчества и мастерства” увидели изделия Подмосковья, созданные студентами и преподавателями Гжельского государственного художественно-промышленного университета.

О том, что Белорусский государственный университет культуры и искусств и Гжельский университет дружат, многие зрители этой выставки узнали впервые. Дружба и тесное сотрудничество показаны в совместной вы-ставке-проекте учебных заведений, с углублением этих связей. После интервью с деканом Галиной Московской и заведующей кафедры Гжельского университета Ольгой Мышляевой, имеющих высокие звания и награды, можно было просто восхищаться этими шедеврами искусств, представленными на выставке. Художественные картины, гжельские изделия народных промыслов и скульптурные изваяния малых форм из металла, шамота, майолики и фарфора говорят о многом: здесь присутствовала своя гжельская школа искусств. Удивляла и живопись студентов, при руководстве самих преподавателей: “Девушка с зонтиком” (гуашь, автор К.Левякова) ”Портрет Юлии”(темпера, автор Д.Шалимова), руководитель А.И.Дрыга;“Натюрморт с тыквой”(картон, масло, Болотова), творческая ассоциация под девизом “Оперная нива” (бумага, гуашь, К.Лизинова), ”Испанские мотивы” (А.Горячева), ”Звуки музыки” (В.Аристархова), творческая ассоциация под девизом “Призрак оперы”(Н.Бычкова),”Поздняя осень”(Цыганкова)– эти работы выполнены студентами Гжельского университета под руководством О.Б. Мышляевой; под руководством А.И.Дрыги выполнены студентами “Гжельский пейзаж”(П.Стлбова)”Гжельская осень”(О.Лысенко), также заслуживающие похвал.

_AVK7206

Заслуживали внимания и работы самих преподавателей ─ руководителей студенческих работ: Скульпторы “А.С.Пушкин” и “Надевающая туфли” (бронза Г.В. Дудникова); уГ.М.Гусейнова пейзаж ─ “Эльбрус”, картон,масло; О.Б. Мышляевой─живопись “Беломорский пейзаж” (холст масло); В.И.Сидорова,скульптура, майолика─ “Сказочник”,“Калмык”.

Как сказала Екатерина Гущенко, студентка Гжельского университета,у нас преподает чета Дудниковых…
Почувствовав все прелести от увиденного из чуда-гжельской глины, зри-тели восторгались и говорили словами великого Пушкина: “Там русский дух… там Русью пахнет…!”.

Знакомясь с этими шедеврами гжельской керамики, убеждаюсь, что здесь настоящие мастера искусства удивляли минскую публику в галерее. Можно перечислять во множественном числе: чайные наборы (“Чайный сервиз” – автор О. Сысоева, руководитель Г.П. Московская); скульптуры “На базаре”, “Подмосковные вечера”, выполненные в виде чайных наборов (фарфор, кобальт) …

Ещё интересная собеседница встретилась на выставке: Коршунова Ирина Викторовна ─ кандидат педагогических наук из Гжельского государственного университета, доцент кафедры сервиса и туризма. О себе Ирина Викторовна сказала: “По профессии ─ художник и ученица Г.П. Московской, выпускница Гжельского силикатно-керамического техникума (в прошлом), член союза художников России и международной ассоциации изобразительных искусств АИ АП/ЮНЕСКО, член творческого союза художников России международной федерации художников, а второе образование ─ Московский государственный университет культуры и искусства (факультет теории и истории народной художественной культуры)”. Оказывается: вот какие люди творчества возрождают гжельскую керамику и готовят мастеров высокого искусства для России.

“Работы выпускницы университета Екатерины Ненарокомовой из Витебска (“Маленький принц”), была представлена на минской выставке с декоративно-пластической композицией, за которую она стала лауреатом международного конкурса молодых дизайнеров “Золотая линия”- пояснила Галина Московская.

Через искусство наши братские народы, успешно строятединое Союзное государство. И даже в частности через обмен студентами, когда белорусы учатся во Гжели, а из Подмосковья студенты проходят обучение в Минске (в БГУ культуры и искусств).


Архипов Иван Изосимович, член БСЖ, г. Минск, ул. Кижеватова,64-195
т.(017) 212-72-15
В выпуске статьи участвовал студент БГУ Ярощик Никита Валерьевич, проходящий практику в Национальном пресс-центре Республики Беларусь.

 

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

04.01.25

Римско-католическая церковь (РКЦ) в Белоруссии является второй по величине после Белорусской Православной Церкви религиозной организацией в Республике Беларусь. В последние годы РКЦ существенно повысила свою миссионерскую деятельность и одновременно стала стремиться расширить своё «гуманитарное» влияние в белорусском обществе. По сведениям католических иерархов РКЦ, в Белоруссии   насчитывает 1,4 миллиона верующих-католиков, что составляет порядка 15% населения республики. Цифры, очевидно, завышенные, но количественную картину рисуют, в принципе, близкую к реальности.

04.01.25

Непреходящее значение образования БССР заключается в том, что она явилась закономерным итогом исторического и политического развития белорусского народа. БССР не только выполнила роль создателя и объединителя белорусской нации «в едином Белорусском государстве», но БССР является идеалом белорусской государственности как союзной государственности.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru