САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Человек вождя

Человек вождя

« Назад

09.08.2016 13:27

Человек вождя


135 лет назад родился художник Александр Герасимов. Автор хрестоматийных изображений вождей, первый президент Академии художеств СССР и лауреат четырех Сталинских премий, он после смерти оказался почти забыт. К живописцу приклеилось клеймо «любимчика властей». Ситуация не изменилась и в наши дни: искусствоведы спорят о политической конъюнктуре, и мало кто уделяет внимание самим картинам, написанным сочно, ярко, талантливо.

GERASIMOV-11

Автопортрет. 1922


Герасимов обладал редким вкусом к жизни. Это понимаешь, когда видишь его автопортреты. Мастер запечатлен с характерными для художника атрибутами: палитрой и кистями. При этом — никаких заляпанных краской блуз, наоборот: белоснежная рубашка, пиджак, щегольская бабочка. Александр Михайлович смотрит на зрителя чуть удивленно, прищурившись, попыхивая зажатой в зубах трубкой — будто его на мгновение отвлекли от рисования. Всегда точный в портретах, Герасимов хорошо подметил и свои личные особенности. Писательница Элеонора Мандалян, с чьей матерью мэтр дружил, вспоминала: «Одевался он тоже не как все, с неизменной бабочкой под подбородком и белой манишкой на выпуклом животике. А зимой так и вовсе — боярин Морозов, да и только: соболья папаха на голове, соболья шуба на плечах, воротником наружу, остальным мехом внутрь. С него с самого бы картины писать!»

С Герасимовым сложно было соревноваться в плане работоспособности. Современники говорили, что он наделен ярким организаторским даром. Именно деловитость и практичность помогли Александру Михайловичу пробиться на художественный олимп. Стартовал он поздно: сын скупщика скота, уроженец Тамбовщины, не сразу решился посвятить жизнь искусству.

Gerasimov_Kult_29_01

«Портрет В.М.Лобанова»


Лишь в 22 года поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где провел более десяти лет и уже к концу обучения стал создавать вполне зрелые работы. Среди них портрет искусствоведа Виктора Лобанова (1913): здесь обращаешь внимание на легкую, трепетную и в то же время полнокровную манеру, которая впоследствии принесла Герасимову славу одного из главных русских импрессионистов. Игра света и тени, перекличка рефлексов, цветочный букет — все это впоследствии перекочевало на другие полотна.

Подкупает внимание к мелочам. По словам художника Сергея Архипова: «Любил он и маленькие, но такие милые детали, как, например, след от бегущего водяного паучка на поверхности водоема. Или еще — на столе стоит широко, крепко написанный букет полевых цветов, а на скатерти — пятнышко. Присмотришься — шмель! Черный бархатный шмель, золотое оплечье... Можно, казалось бы, обойтись и без шмеля, сразу его ведь и не заметишь, но какое же это лето без шмелей! Герасимов смотрел на мир жадными глазами: как бы передать его, как бы запомнить его красоту».

Первую мировую Александр Михайлович провел на фронте, а затем вернулся на родину — в провинциальный Козлов (ныне Мичуринск). Женился, на свет появилась дочь. Герасимов основал «Коммуну творчества козловских художников», делал декорации для местного театра. В Москву целеустремленный живописец перебрался только в 1925 году, поначалу и здесь занимался сценографией. Его звездный час пробил в 1930-м, когда мастеру было почти 50 лет. Созданный им портрет Ленина на трибуне (1929–1930) стал каноническим изображением вождя и вошел в школьные учебники.

Gerasimov_Kult_29_02

«Тегеранская конференция трёх союзных держав»


На Герасимова посыпались официальные заказы. Он писал Иосифа Сталина, Климента Ворошилова (в народе картину именовали «два вождя после дождя»). Знаменитый нарком стал близким другом Александра Михайловича. Живописец не раз получал приглашения запечатлеть уникальные моменты истории. Так он попал на конференцию 1943 года в Тегеране, где нарисовал групповой портрет руководителей трех великих держав во главе с лидерами — Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом.

«Непарадные» вещи, хотя среди них есть настоящие шедевры, оставались в тени больших полотен. Скажем, «После дождя» (1935): мокрая терраса в родительском доме в Мичуринске, написанная за один сеанс, буквально за три часа. Свежий, умытый ливнем дощатый пол, на столе — опрокинутый стакан, в вазе горят розово-багровые пионы. Или портрет дочери (1951), сидящей в кресле среди пышного зеленого сада. Герасимов, по воспоминаниям его ученика Захара Хачатряна, даже в быту отдавал предпочтение ярким краскам: «Обычно он свое свободное время проводил на лежаке, укрывшись легким узбекским халатом, подаренным ему во время поездки в Среднюю Азию, и читал, читал и читал, но с лупой, так как очки уже не помогали. Александр Михайлович Герасимов не любил белье белого цвета. «Не люблю белое, люблю цветное — вот у меня узбекский халат, накину на себя и отдыхаю по полчасика после завтрака, обеда. И так всю мою жизнь», — говорил он».

GERASIMOV-8

«Бомбейская танцовщица»


Малоизвестная сторона творчества — заграничные зарисовки. В этих акварельных этюдах — та же пульсация цвета, что и в «домашних» работах. Но еще и жадное смакование деталей, диковинных особенностей чужой жизни. В том числе — Индии, где он побывал с советской делегацией («Бомбейская танцовщица», 1953). Картины Герасимова хорошо знали за рубежом. Он участвовал в знаменитой «Выставке четырех» (вместе с Сергеем Герасимовым, Александром Дейнекой и Аркадием Пластовым), с успехом гастролировавшей в 1947-м по Праге, Вене, Бухаресту и Белграду.

Александр Михайлович до конца дней оставался эстетом: интересовался театром, изображал известных балетных артистов, включая Софью Головкину, впоследствии возглавившую Московское хореографическое училище. Обожал цветы: в его саду рос куст пионов, с которого был написан не один натюрморт. Работая над портретами, часто создавал собственное отражение — вообще мотив зеркала занимал важное место в его творчестве: размышления о границе вымысла и реальности, приправленные капелькой нарциссизма.

К сожалению, стиль и вкус Герасимова, его импрессионистическая манера не всем пришлись по душе. В хрущевскую эпоху художник не вписался. После смерти Сталина Александра Михайловича постепенно лишили руководящих должностей, а его картины оказались в опале. Только в этом году Государственный исторический музей решился показать первую за 60 лет ретроспективу мастера. Однако серьезное переосмысление его наследия, свободное от политических страстей, — еще впереди.

Газета "Культура"



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
16.07.24

Беларусь стала полноправным десятым по счету членом ШОС. Соответствующее решение было подписано на заседании Совета глав государств-членов ШОС 4 июля 2024 года в Астане. Астанинский саммит ШОС считают «саммитом друзей Путина» и «триумфом Си».

09.07.24

Исторические свидетельства однозначно говорят о том, что польское восстание 1863-1864 годов было кровавым мятежом польской шляхты, которая намеревалась воссоздать своё безграничное «панование» на белорусских и малороссийских землях. С точки зрения Белой Руси, мятеж 1863-1864 годов был в корне антинациональным и представлял собой агрессию польской шляхты.

08.07.24

Складывается впечатление, что общественные силы, именующие себя левопатриотическим, живут в мире закостеневших идей и образов. «А ведь еще в 1920 году В.И. Ленин в своей работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» отмечал: «Наша теория не догма, а руководство к действию», – говорили Маркс и Энгельс». Методом же марксизма-ленинизма, как известно, является диалектика, которая предполагает в том числе отказ от проявившихся ошибок и заблуждений. Но у белорусских левых, похоже, всё по-иному.

05.07.24

Как показывает трагический опыт Украины, восточнославянское население, лишённое общерусской основы своего национального самосознания, становится податливой массой для циничных манипуляций по превращению её в жестокую русофобствующую орду.

30.06.24

Совсем скоро, 3 июля 2024 года, наша страна будет отмечать 80-летие освобождения от немецко-фашистской оккупации. Свободу нам принесла Красная Армия, основную роль, стержнем и основой которой был русский солдат. Немало за освобождение Белоруссии полегло украинцев, других народов бывшего Советского Союза. Но и белорусы, защищая общее Отечество, гибли на фронтах, создали мощнейшее партизанское движение, сильное подполье. Земля горела у врага под ногами. Но за нашу общую Победу мы заплатили неимоверную цену в жизни миллионов наших людей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru