« Назад 09.08.2016 13:27 Человек вождя
Автопортрет. 1922
С Герасимовым сложно было соревноваться в плане работоспособности. Современники говорили, что он наделен ярким организаторским даром. Именно деловитость и практичность помогли Александру Михайловичу пробиться на художественный олимп. Стартовал он поздно: сын скупщика скота, уроженец Тамбовщины, не сразу решился посвятить жизнь искусству. «Портрет В.М.Лобанова»
Подкупает внимание к мелочам. По словам художника Сергея Архипова: «Любил он и маленькие, но такие милые детали, как, например, след от бегущего водяного паучка на поверхности водоема. Или еще — на столе стоит широко, крепко написанный букет полевых цветов, а на скатерти — пятнышко. Присмотришься — шмель! Черный бархатный шмель, золотое оплечье... Можно, казалось бы, обойтись и без шмеля, сразу его ведь и не заметишь, но какое же это лето без шмелей! Герасимов смотрел на мир жадными глазами: как бы передать его, как бы запомнить его красоту». Первую мировую Александр Михайлович провел на фронте, а затем вернулся на родину — в провинциальный Козлов (ныне Мичуринск). Женился, на свет появилась дочь. Герасимов основал «Коммуну творчества козловских художников», делал декорации для местного театра. В Москву целеустремленный живописец перебрался только в 1925 году, поначалу и здесь занимался сценографией. Его звездный час пробил в 1930-м, когда мастеру было почти 50 лет. Созданный им портрет Ленина на трибуне (1929–1930) стал каноническим изображением вождя и вошел в школьные учебники. «Тегеранская конференция трёх союзных держав»
«Непарадные» вещи, хотя среди них есть настоящие шедевры, оставались в тени больших полотен. Скажем, «После дождя» (1935): мокрая терраса в родительском доме в Мичуринске, написанная за один сеанс, буквально за три часа. Свежий, умытый ливнем дощатый пол, на столе — опрокинутый стакан, в вазе горят розово-багровые пионы. Или портрет дочери (1951), сидящей в кресле среди пышного зеленого сада. Герасимов, по воспоминаниям его ученика Захара Хачатряна, даже в быту отдавал предпочтение ярким краскам: «Обычно он свое свободное время проводил на лежаке, укрывшись легким узбекским халатом, подаренным ему во время поездки в Среднюю Азию, и читал, читал и читал, но с лупой, так как очки уже не помогали. Александр Михайлович Герасимов не любил белье белого цвета. «Не люблю белое, люблю цветное — вот у меня узбекский халат, накину на себя и отдыхаю по полчасика после завтрака, обеда. И так всю мою жизнь», — говорил он». «Бомбейская танцовщица»
Александр Михайлович до конца дней оставался эстетом: интересовался театром, изображал известных балетных артистов, включая Софью Головкину, впоследствии возглавившую Московское хореографическое училище. Обожал цветы: в его саду рос куст пионов, с которого был написан не один натюрморт. Работая над портретами, часто создавал собственное отражение — вообще мотив зеркала занимал важное место в его творчестве: размышления о границе вымысла и реальности, приправленные капелькой нарциссизма. К сожалению, стиль и вкус Герасимова, его импрессионистическая манера не всем пришлись по душе. В хрущевскую эпоху художник не вписался. После смерти Сталина Александра Михайловича постепенно лишили руководящих должностей, а его картины оказались в опале. Только в этом году Государственный исторический музей решился показать первую за 60 лет ретроспективу мастера. Однако серьезное переосмысление его наследия, свободное от политических страстей, — еще впереди. КомментарииКомментариев пока нет
|