САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Ангелы и демоны Михаила Врубеля

Ангелы и демоны Михаила Врубеля

« Назад

10.11.2021 12:40

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась масштабная выставка художника. На трех этажах собрано более 300 работ Михаила Врубеля из девяти российских и зарубежных музеев и восьми частных собраний. Картины маслом, акварелью, тушью, карандашом и даже орешковыми чернилами, сваренными из дубовых «галлов». Эскизы, рисунки, в том числе интереснейшая серия портретов из психиатрической лечебницы. Панно, майолика, скульптуры и маски…

Врубель и Савва Мамонтов встретились в Москве, куда художник вслед за мимолётным увлечением циркачкой приехал без денег, но в новом пальто.

5-Utro-Panno

«Я опять в Москве или лучше в Абрамцеве», – пишет Врубель в письме сестре. Впервые здесь оказавшись в марте 1890-го, он погружается в атмосферу мамонтовского кружка, руководит «заводом изразцовых и терракотовых декораций».

Керамическая мастерская, его новое страстное увлечение, для него –рукотворный сказочный мир. Он создает майоликовую часовню, для дома придумывает изящные печи, даже – с маленькой лежанкой для детской комнаты. Совершенное сочетание красок и узоров – под стать артистической, затейливой атмосфере усадьбы.

16-Portret-Savvy-Mamontova.-1897

На майолике – особый акцент на выставке. Лель, Мизгирь, царь Берендей, герои оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», эффектно сверкают разноцветной глазурью в ярко освещенных витринах, установленных в тотально черном зале.

«Этот вид искусства был важен для Врубеля – как такой магический процесс формообразования, когда глину помещают в печь, и она превращается в кристалл, переливается драгоценными оттенками. Так из праха, из земли рождается свет, энергия», – поясняет искусствовед Екатерина Середнякова.

Здесь же можно увидеть театральный костюм Снегурочки, сделанный по эскизу художника. А рядом – камин его работы, настоящее архитектурное сооружение, храм огня. На нем изображена встреча богатырей Вольги и Микулы Селяниновича, орнаменты можно разглядывать бесконечно.

11-Demon-poverzhenyy.-Fragment

В этом же зале выставлен эскиз к иконе «Богоматерь с младенцем», которую 27-летний художник писал для оформления иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Лик Богородицы Врубель списал с жены заказчика Андриана Прахина Эмилии, в которую долгое время был платонически влюблен (портрет он ее тоже написал). Она не считалась красавицей, но, как все его музы, была весьма харизматичной женщиной.

Скульптура, мозаика, майолика, витражи, театральные костюмы – под крылом Мамонтова Врубель оформляет особняки и спектакли. В частной опере знакомится с будущей женой Надеждой Ивановной Забелой, и сразу влюбляется в её голос и образ. Создает многочисленные портреты: «бестелесную» – скрывает в сирени, а сидящую у камина – пишет прямо поверх «пророка».

Никого художник не изображал так часто, как свою жену, оперную певицу Надежду Забелу-Врубель. Он писал ее портреты в разных образах, наделял чертами мистических персонажей.

Они угадываются и в «Царевне-Лебеди», и в дриаде с картины «Сирень», и в гётевской Маргарите, и даже в его последней большой и самой загадочной работе – «Шестикрылом серафиме». Мастер создал полотно в 1904 году, перед тем как погрузился в полную слепоту и помрачение рассудка, потрясенный смертью сына, раздавленный работой над мечтой всей жизни «Демоном поверженным». И только прелестный голос жены возвращал Врубелю связь с миром.

Диагноз современники восприняли даже с некоторым облегчением – так проще было объяснить странности поведения и приверженность к демонической теме. Художнику, впрочем, повезло с психиатрами – московский доктор Усольцев пестовал его талант. «Врубель очень остро реагировал на синий цвет. Помещенный в синюю комнату, он успокаивался. Поэтому ему давали столь необычный материал, как синий карандаш, и вот этим синим карандашом он творил чудо», – поясняет куратор выставки Ирина Шуманова.

Галерея портретов пациентов клиники, череда стереоскопически точных пейзажей из больничного окна. Художник подписывает работы: «Доктору Усольцеву от воскресшего Врубеля». Но улучшение оказывается недолгим, игру с болезнью художник проигрывает...

6-Demon-sidyashchiy

Последние шесть лет он не покидал квартиры, как вспоминают современники, все время открывал настежь окно и дышал холодным воздухом. Умер от пневмонии в лечебнице для душевнобольных в Петербурге, куда попал в очередной раз в 1910 году.

«Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным», – скажет Блок на его могиле. «Демона» назовет – символом времени: «Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет» – предчувствие трагических испытаний, что принес России ХХ век.

В отдельном зале, в который заходишь, будто в темный тоннель, помещены рисунки, созданные в клиниках в период ремиссий его психического расстройства.

«Мы представляем безумие Врубеля не как болезнь, а как художественное инакомыслие. Когда освобожденный от пут времени разум художника как бы улавливает ветер XX века», – отмечает куратор Ирина Шуманова.

Врубель создал новый творческий язык, первым дошел в своих экспериментах до беспредметного искусства и открыл путь следующему поколению художников авангарда. Он уникальный мастер, который проявил себя практически во всех областях искусства.

Такая вот универсальная творческая личность, а символисты его считали, что он один из немногих, кто осуществил их главный завет: сумел превратить свою жизнь в произведение искусства.

Мария Максимова, Столетие



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
02.06.25

Нельзя принимать всерьез утверждение, будто индийцы уступают в своем умственном развитии японцам. Главное различие между нашей страной и Японией заключается в том, что мы порабощены Англией, а на Японии не лежит даже тень зависимости от какой-либо европейской страны. Чужеземная цивилизация, если можно ее назвать цивилизацией, ограбила нас. Что же принесла она взамен? Ничего, кроме видимости «законного порядка», установленного с помощью насилия.

02.06.25

В советские времена массовое участие белорусского населения (от мала до велика) в сопротивлении гитлеровцам и их пособникам объяснялось его особой приверженностью идеологии большевизма и «делу Ленина». В значительной мере подобным воззрениям присуща и современная белорусская историография.

30.05.25

24-26 апреля 2025 года я принял участие в международной научно-просветительской конференции «Русские герои европейского Сопротивления в годы Второй мировой войны», которая прошла в Москве в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. В докладах участников было много горьких фактов о том, как участники сопротивления уже после войны попадали в советские лагеря. Меня по моей просьбе принял Президент Фонда наследия русского зарубежья Александр Алексеевич Авдеев - опытный руководитель и весьма интересный собеседник. Основной темой было издание моей новой книги "О творцах и творчестве". Попутно коснулись и других тем, в том числе и роли Александра Исаевича Солженицына в отечественной истории. По прошествии месяца я решил вернуться к данной теме и поделится своими мыслями с читателями.

24.05.25

Констатацией бесчеловечного характера западной цивилизации Рабиндранат Тагор не ограничился. В своей статье он раскрыл сущность русской советской цивилизации как цивилизации, основанной на равенстве наций и гуманизме между людьми и высказал гениальное пророчество о том, что именно Восток принесет спасение человечеству от бесчеловечной западной цивилизации.

17.05.25

Прошедшее 80-летие Победы в Великой Отечественной войне ясно показало, что при всех частностях и нюансах Россия и Белоруссия, российский и белорусский народы хранят память о войне и подвиге наших предков.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru