САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Николай Полотнягко: Божественный глагол

Николай Полотнягко: Божественный глагол

« Назад

31.01.2017 18:16

Николай Полотнягко: Божественный глагол

Есть слово, и есть Слово. Большинство пушкинских творений явлены Словом. Почти вся русская советская  поэзия написана словами. Поэзия наших дней представляет собой жалкое зрелище. Усреднённый Поэт начала 21-го века кое-как рифмует пустоты. Поэтической критики нет и в помине. Всё это кричащие симптомы духовного оскудения России, признаки того, что Время, которое движется только на зов будущего, к идеалу, уже четверть века, как впало в пошлое  коловращение, и это может закончиться вполне возможной гибелью русской цивилизации.

Оживить Россию смогут только революционные преобразования, но им, как правило, предшествует духовный подъём в обществе, вызванный мощным посылом будущего, который способствует появлению Поэта-предвестника неизбежного и оздоровляющего народ катаклизма. Но что это за Поэт? Откуда он почерпнёт силы для возлёта, когда ему явится Слово пророческого звучания и смысла, подобное по мощи и красоте Слову пушкинского «Пророка? Да и возможно ли такое чудо сегодня?..

Человек создан Словом по образу и подобию Божию. Следовательно, каждый из людей имеет в себе частичку этого Слова, и она есть не что иное, как его Душа. Но  она ешё и мысль, и красота, то есть поэзия, которая возникает в Поэте по счастливому сосредоточению в нём частички животворящего Слова. И сам он в момент творческого озарения становится совершенным органом, который транслирует божественную речь, облекая её при этом в стихотворную форму.

Частичка Слова Божьего пробуждается в Поэте далеко не сразу с его рождением. Для того, чтобы она пробудилась и обрела способность к самонасыщению поэтическим веществом, Поэт должен образовать себя знанием классики, родного языка, истории, пылать негасимой любовью к Правде и Красоте и жить в своём народе. Последнее жизненно важно, поскольку Поэт не может существовать вне пространства своего народа. Конечно, он может писать стихи, но они никогда не станут подлинной поэзией, ибо всё в них будет безжизненно, потому что вышло не из души   коренного  народа, а из головы, пусть даже талантливого, стихотворца иной культуры.

Когда же в Поэте произойдёт достаточное накопление поэтического вещества, которое следует понимать как особое состояние Души, объятой пламенем благодатного огня Слова, то рождается Поэзия – самая своевольная стихия Духа, где переплетены Божественное и человеческое, сознательное и бессознательное. И всё это, от стихозачатия до явления законченного творения, есть целостный процесс, который нельзя  подвергнуть точному анализу, но можно попытаться описать его в виде схематичного наброска.

Для этого надо согласиться с тем, что невозможно написать стихотворение уровня русского классика путём даже самого тщательного подбора слов. И дело тут не в том, что ЭВМ не совладеет с этой задачей. Она её решит только в том случае, если у неё самой возникнет Душа. Только она способна побудить к действию частичку Слова, чьи творческие возможности несоизмеримо больше и разнообразнее человеческих, сделать подсказку истомлённому безмолвием Поэту всего лишь одной строкой, чтобы он подхватил её и развил  «дар случайный» до логического завершения в форме стихотворения или поэмы.

Разбуженная поэтическая мысль находится в энергичном пульсирующем состоянии, которое можно назвать «танцем сознания». И выглядит это, как

Рассудка танец на обрыве бездны,
Полёт над тьмой, таинственный мираж…

Мысль касается то одного, то другого предмета, совершает массу проб в поисках мотива, ассоциации, воспоминания, ощущения, играющих роль ниточки, которую она захватывает в хаосе подсознания, и начинает разматывать в надежде, что это и есть то самое искомое поэтическое Слово. Часто случается, что «ниточка» рвётся, и «танец сознания» возобновляет свои замысловатые движения, руководствуясь памятью для отыскивания потери, но может случиться и совершенно необъяснимый перескок с одного на другое, который резко изменит и смысл задуманного стихотворения, и его форму. И, вполне возможно, это случается, только потому, что в стихах Поэта мыслит его душа, о внутренней жизни которой мы можем только догадываться.

В другом, более редком случае, стихотворение может явиться всё целиком как свиток, который разворачивается строка за строкой, только успевай записывать. Поэт, пламенея восторгом, спешит сохранить дарованный ему шедевр, в эти мгновения его нельзя ни в коем случае отвлекать, но если это случится, то могут пройти годы, прежде чем Слово сжалится над ним и продиктует недописанные строчки. И это обстоятельство убеждает в том, что Слово первично по отношению к мысли Поэта, оно уже всегда существовало в первичном и неизменяемом виде, в каком необходимо для данной строки и художественного произведения в целом и было вызвано к поэтической жизни силой неведомых обстоятельств.

Здесь следует сказать о «муках творчества», которые давно стали общим местом в рассуждениях о творческом труде писателя. Настоящие муки испытывают только те писатели, в коих частичка Слова пребывает как бы окаменелом состоянии и никогда не отзывается на мысль, которая до изнеможения бьется в тенётах немоты, дабы обрести творческое озарение.

Поэзия возникает только в соединении Слова и Поэта, но кто из них играет ведущую роль решить трудно тому, кто в этом процессе не задействован. Поэт же всегда скажет, что его лучшие стихи возникли сами собой, а он их просто записал под чью-то диктовку.

«… Но для народа своего
В душе всегда имею слово.
Оно всегда взойти готово,
Хоть я не сеял ничего.
Был занят этим русский гений,
Соратник пушкинских прозрений,
А я лишь вымолвлю его».
(«Как хорошо, что жизнь прошла»)

Поэты нашего времени почти поголовно беспамятны. Они, к общему несчастью, не ведают, что частичка Божьего Слова, доставшаяся Пушкину, оказала влияние не только на судьбу Поэта-пророка, но и на судьбу России. Она была столь мощно энергетически насыщенной, что её токи очеловечивающего народы напряжения дотянулись до нашего поколения. А вот продолжаться ли они далее – это главный вопрос настоящего дня. И на него сможет ответить Поэт будущего, кто встанет с Пушкиным вровень. Кто явит России свою частичку Божьего глагола.

Камертон



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
30.05.25

24-26 апреля 2025 года я принял участие в международной научно-просветительской конференции «Русские герои европейского Сопротивления в годы Второй мировой войны», которая прошла в Москве в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. В докладах участников было много горьких фактов о том, как участники сопротивления уже после войны попадали в советские лагеря. Меня по моей просьбе принял Президент Фонда наследия русского зарубежья Александр Алексеевич Авдеев - опытный руководитель и весьма интересный собеседник. Основной темой было издание моей новой книги "О творцах и творчестве". Попутно коснулись и других тем, в том числе и роли Александра Исаевича Солженицына в отечественной истории. По прошествии месяца я решил вернуться к данной теме и поделится своими мыслями с читателями.

24.05.25

Констатацией бесчеловечного характера западной цивилизации Рабиндранат Тагор не ограничился. В своей статье он раскрыл сущность русской советской цивилизации как цивилизации, основанной на равенстве наций и гуманизме между людьми и высказал гениальное пророчество о том, что именно Восток принесет спасение человечеству от бесчеловечной западной цивилизации.

17.05.25

Прошедшее 80-летие Победы в Великой Отечественной войне ясно показало, что при всех частностях и нюансах Россия и Белоруссия, российский и белорусский народы хранят память о войне и подвиге наших предков.

17.05.25

Сегодня история партизанского движения актуальна еще и тем, что она не только разоблачает нынешних прозападных коллаборантов о Великой Отечественной войне, но и обнажает предел их нравственного падения, поскольку все их программы западнизации современной Беларуси, построенные на антикоммунизме и русофобии, ничем не отличаются от фашистских программ «европеизации» Советской Белоруссии в годы оккупации. Обивая пороги западных фондов и контор, инсинуируя против социализма с белорусской спецификой, они пытаются навязать нашему народу такой путь в Европу, какой в 1941-1944 годах пытались осуществить немецкие оккупанты с помощью своих прислужников.

03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru