САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Яик уходит в бездну…

Яик уходит в бездну…

« Назад

05.02.2017 20:08

Яик уходит в бездну…

К 125-летию со дня рождения замечательного писателя и критика Валериана Правдухина.

Он один из тех ярко живших последних «детей разночинцев», которые были готовы к революции и сразу приняли ее – долгожданную, мощную, великую... Для этих людей совершенно естественным и желанным было наименовать вооруженный переворот Великой Октябрьской социалистической революцией.
Они жили по ее, революции, законам. Служили ей верой и правдой. Правдухин был не только литератором – вместе со своей женой писательницей Лидией Сейфуллиной он работал в политпросвете и детских домах, спасал беспризорников от голода, а Михаила Булгакова – от завистников, он создавал журнал «Сибирские огни» и великолепную эпопею о яицких (уральских) казаках «Яик уходит в море», писал о Пильняке, Эренбурге и Пушкине. И погиб Правдухин-правдолюбец через год после столетия со дня гибели Пушкина – на полигоне «Коммунарка» под Москвой. От пули… «защитников революции».

О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух… и опыт… и гений… и случай…

Таким чудным – и почти случайным, хотя и гениальным открытием стало для меня не так давно прочтение романа Валериана Правдухина «Яик уходит в море». Мне он, роман этот, даже показался не вполне оконченным, хотелось узнать что-то новое о героях – отчаянных храбрецах, упертых путаниках, не шибко образованных, но ярких личностях. Но эпопея о судьбе жителей казачьего поселка Соколиный – не станицы даже, а поселка! – так и окончилась, как заканчивается порой человеческая жизнь, почти внезапно. А продолжить было уже некому.

Чего Валериану Павловичу не простили, сказать невозможно, как невозможно охватить взглядом всю страшную ложь тех нескольких оголтелых лет. В один и тот же день, 28 августа 1938 года, у одного и того же рва расстреляли таких разных наших сограждан, как писателя Валериана Правдухина и актрису Белгоскино Галину Егорову, профессора Московского нефтяного института имени Губкина Александра Притулу и директора строительства брикетной установки на деревообделочном комбинате Якова Проскуровского, зам. директора Всесоюзной книжной палаты при ЦИК СССР Ивана Прусова и зам. начальника Центрального управления движения Наркомата путей сообщения Александра Пуриса, и всех за участие в контрреволюционной, а то и террористической организации. И это, разумеется, далеко, далеко, далеко не полный список…

Революция, по всей видимости, не смогла смотреть в наивные глаза своим преданным детям и закрыла их навсегда. Это случается почти с каждой революцией.
А ведь Правдухин в семнадцатом так радовался тому, что успел, что ему только 25, и вся жизнь впереди, и ее открыто можно посвятить работе для народа!

К своему первому значительному юбилею Валериан Павлович для человека не самого блестящего происхождения – он был сыном священника, – совершить успел довольно много: получил диплом народного учителя по окончании Оренбургской мужской гимназии, работал учителем в Акбулаке, участвовал в конце 1913 года во Втором Всероссийском съезде учителей, выступал там, потом печатал статьи в педагогическом журнале, три года учился в знаменитом московском учебном заведении – народном университете имени А.Л. Шанявского, дворянина, генерала и золотопромышленника, оставившего свои немалые средства делу просвещения народа. Был замечен неистовый Валериан, как его звали иногда в память о Белинском, и в движении социал-революционеров, то есть эсэров.

К 1919 году Валериан Павлович остепенился – женился – и определился как политический деятель: поработал заведующим политпросветом в Челябинской области. Там, в промышленном, старинном рудокопском крае он трудился уже вместе с супругой Лидией Сейфуллиной, писательницей. Лидия Николаевна, возможно, кому-то казалась более успешной, чем он, и по жизни, и в писательском труде – одна ее «Виринея» чего стоит.! Эту кровь от смертельного ранения, смешанную с материнским молоком, вовек не забудешь. Но мало кто знает, что все произведения именитой писательницы, однажды посмевшей поспорить с самим Сталиным, подвергались бережной редакторской правке со стороны мужа, а «Виринею» из повести в драму они превращали вместе.

Но все это делалось в свободное от работы время.

Перед супругами, настроенными чрезвычайно активно, лежало раскрытое революцией поле народной жизни, которое следовало засеять тем, что Некрасов в свое время назвал «разумным, добрым, вечным».

И они оба стали создавать библиотеки, театры, кружки, клубы, библиотеки, специальные читальни с «посадочными местами», чтобы народ садился и читал, ликвидировали беспризорничество – устраивая детские дома, и безграмотность – работая в системе ликбеза, а также выступая перед рабочими и красноармейцами; затем организовали народный университет, где Валериан Павлович читал лекции по классической литературе. Потом супруги Правдухины-Сейфуллины отправились в путь по революционной стране: Новониколаевск (Новосибирск), Москва, Ленинград, снова Москва…

Правдухин стал профессиональным критиком, возглавил отдел литературной критики в одном из новых журналов. Вступил в литературное объединение «Перевал», в которое входили Александр Воронский, Артем Веселый, Иван Катаев, Михаил Пришвин, Анна Караваева, Александр Малышкин, Эдуард Багрицкий, Дмитрий Кедрин и другие. Целью объединения стало превращение «убогой» литературы современности в истинно коммунистическую. Пресловутый РАПП давил на «перевальцев», как каток на кучки дымящегося асфальта при прокладывании новой дороги…

Отдыхать приходилось редко. И в эти драгоценные недели Валериан с женой старался уехать на Урал – ревущую по весне и ангельски спокойную в зной реку своего детства.

В 1929 году – его еще называют «годом перелома» – Правдухин собрал целую экспедицию, которая отправилась в лодочный поход по Уралу. Каждому предполагаемому участнику Валериан Павлович направил написанное поэтическим языком приглашение: «…Что делать тому, кто не может жить без девственной природы, кто должен хоть раз в год слышать ее голос? Ответ один: тот должен ехать на реку Урал! …»

Участвовал в путешествии на лодках по Уралу и Алексей Толстой, оставшийся чрезвычайно довольным как самим лодочным походом, так и теми уникальными записями для романа о Петре Великом, которые он сделал на берегах Урала в старообрядческих казачьих поселениях. Правдухин сам вел предварительные переговоры со знаменитым писателем. Потом писал об этом брату: «Собирается со мной Алексей Толстой. В это воскресенье еду к нему в Детское Село окончательно выяснять вопрос. Парень подходящий».

Это о красном-то графе – «подходящий парень»…

В эти годы, впрочем, как и всегда, Валериан Павлович писал урывками – чаще всего не в унисон с продвинутыми собратьями по перу. Такова была и повесть «Гугенот из Териберки». Этот поселок на берегу Баренцева моря благодаря тому, что повесть печаталась в 1931 году в журнале «Ленинград», стал широко известен в СССР. Критика обрушилась на повесть Правдухина незамедлительно. И… «Отдельной книгой повесть «Гугенот из Териберки» так и не была издана, - пишет современный исследователь творчества писателя Н.М. Щербанов. - По жанру это социально-философская повесть. …Есть определённая перекличка «Гугенота из Териберки» с почти одновременно созданными произведениями М.А. Булгакова и А.П. Платонова, особенно с повестью последнего «Котлован» (опубл. 1988). У этих произведений разный сюжет, иной образный строй, поэтика и стиль. Но их роднит общий трагизм, резко отличный от большинства парадных и радостно-праздничных творений того времени».

Сборник В. Правдухина «Годы, тропы, ружье» называют охотничье- этнографическим. Может быть, в какой-то мере это и так. Но к роману Правдухина «Яик уходит в море» такое определение не прилепишь – это результат творчества большого писателя.

Есть литературные произведения настолько живые, что они входят в жизнь читателя и властно располагаются в ней как страницы его собственной биографии. Таков и главный роман Валериана Правдухина, посвященный жизни яицкого казачества в последней трети XIX века.
Но не только мощью вольных казацких характеров привлекает роман. Он очень близок современному русскому читателю извечным нашим столкновением честного труженика и хапуги, труда и капитала, справедливого устройства общества и дикого капитализма… И кто победит в этом столкновении, неизвестно.

А как точно обрисован приезд в Уральск, столицу Уральского казачьего войска, наследника престола! Как готовилось к событию местное чиновничество! Сколько глупости, сколько низкопоклонства оно проявило! Тут не только наряды шились к балу – тут целые бульвары насаживались привезенными из местного редколесья молодыми деревцами, которые сразу же под суховеем и засыхали… И невольные зрители казуса – казаки и их дети, конечно же, замечали всю эту неправду и смеялись над ней.

Таков был и сам Правдухин.

Не только творчеством, но и всей своей жизнью он старался оправдывать свою фамилию и сопротивляться неправде.
В 37-м выступил в защиту Михаила Булгакова, которого власть то гоняла по кругу, то привлекала, а практически все собратья по перу и вовсе никогда не щадили. А ведь Булгаков, считал Правдухин, виртуозно владел теми качествами, которые так нужны были обновляющейся русской литературе – «хорошим, крепким и ясным стилем, острой наблюдательностью, способностью к выдумке». Может быть, именно это припомнили при аресте и длившихся больше года допросах Валериану Павловичу, может, другое. Только не дали ему пожить на свете в ясном и полном света мире, который он так любил. Прожил писатель всего 46 лет. 

Столетие



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru