САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Владимир Бортко о новом фильме: Жить без любви все равно что попасть под поезд

Владимир Бортко о новом фильме: Жить без любви все равно что попасть под поезд

« Назад

30.03.2017 18:50

Владимир Бортко о новом фильме: Жить без любви все равно что попасть под поезд

В российский и белорусский прокат 23 марта вышел фильм Владимира Бортко «О любви». Режиссер не выдумывал вычурных названий. Вся суть – в ключевом слове. И любовь в картине показана не приблизительно, а со всей «голой правдой». И все же в интервью «СВ» автор «Собачьего сердца», сериалов «Идиот» и «Мастер и Маргарита» засомневался: а есть ли вообще любовь в эпоху гаджетов?..

О ЧЕМ ФИЛЬМ

Студентка Петербургского университета Нина (Анна Чиповская) живет в коммуналке с мужем-профессором (Алексей Чадов). Она вроде бы его любит. Но когда встречает другого, то поняла, что любовь – другая. Жизнь девушки, да и остальных, рушится вдребезги. Есть сходство с Анной Карениной, но не дословное. Можно подумать, что девушка от бедного ученого бежит к богатому банкиру (Дмитрию Певцову), но деньги тут не причем. Он для нее – тот самый «принц». А так ли это? 

ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК 

- Почему, если режиссер снимает кино о любви, то часто ориентируется на Анну Каренину? Есть же героини Флобера, Тургенева, Бунина?

- Влечет мощный конфликт, погружение в яркую человеческую личность. Так было и в «Идиоте», и в «Мастере и Маргарите», и в «Тарасе Бульбе». И в фильме «О любви» в центре именно такой персонаж. Я всегда пытался через актера докопаться до человеческой сущности. В этой картине я еще ориентировался на «Нору» Ибсена. Помните, там героиня уходит из дому, когда поняла, что нет любви? В моем фильме следим за тем, как живет Нина, которая бросила все, окунулась в омут, и… в итоге не очень-то много получила.

- Картина автобиографична?

- Ничуть. Я был влюблен, но ко мне фильм отношения не имеет. Слышал такие отзывы: «Знаю человека, с которым случилась подобное». Значит, угадано.

- Вам интересно было показать женщину среди слабых мужчин. Неужели отношения полов так изменились?

- Это конкретный случай, без обобщений. У героини интересный характер. У женщин эмоций больше, чем у мужчин. Найти мужчину, который в такой же степени «тратил» бы себя, сложно.

- Ваш сценарий пролежал больше десяти лет. Тогда вы намечали других актеров?

- Лиза Боярская и Ксения Собчак должны были играть подруг. Но теперь девушки выросли, куда ж им играть студенток? Диму Певцова хорошо знаю со времен «Бандитского Петербурга», а Аня Чиповская и Алексей Чадов понравились мне на кастинге. 
 

кадр

Фото: Кадр из фильма

- Некоторые зрители называют Нину стервой. А вы?

- Мужчины, в основном, готовы жалеть главную героиню, ведь она сама себя растоптала. А вот женщины говорят: «Ну и стерва!». Кстати, не понятно, почему. Для меня Нина – глубоко несчастная женщина. И как ей быть счастливой? Ее любит бывший муж, которого она не любит. А она живет с человеком, который не любит ее. Нина в любви полностью отдает себя. А они - нет. 

Герой Певцова жил скучной жизнью – «самолеты, бумаги, купленные женщины…» Он «сходил налево, да «попал под поезд». Но потом быстро пришел в себя. Он все же порядочный человек, купил Нине квартиру, когда ее выгнали из дома. Банкир хотел бы жить на два дома, но этого не приемлет его жена, тоже цельная натура. Мария Миронова, к слову, - единственный положительный образ в картине. Абсолютное понимание нравственности, принципов. 

- Профессора-китаиста играет Чадов. Его амплуа – хулиганы. Играете на контрасте? 

- До начала съемок я не знал, кто будет играть. Алексей Чадов пробовался наряду с другими известными артистами, и понравился больше всего. И Аня Чиповская тоже. Рад, что есть молодое поколение ребят, надо давать им роли. 

- Снимая эротические сцены вы ориентировались на Родена? 

- За основу взяли скульптуру «Поцелуй». Эти сцены снимала Елена Иванова. Оператор и продюсер. Ее заслуга в том, что мы тут не скатились в пошлость. С Еленой мы уже делаем третий фильм. 

В ПИТЕРЕ ВСЕ СЛОЖНЕЕ И ГЛУБЖЕ 

- Петербург снят как участник этой истории.

- Очень люблю этот город, живу в нем больше сорока лет, и не первый раз снимаю его так пристрастно. Напомню кадры из «Бандитского Петербурга» - Летний сад, все эти красоты, темная Нева. Эта история могла произойти только в Питере. В Москве все было бы по-другому. Они бы больше бегали, ездили, отношения были бы намного резче и жестче, а в Питере - глубже. 

Вот пример. В Москву приезжаешь, неважно, кто ты: 

- У тебя бабки есть?

- Есть.
  
- Все, работаем.

И все нормально. А в Питере: 

- Откуда вы приехали? А кто за вами стоит?

Всполохи, которые возникают, когда один кадр переходит в другой, призваны увеличить временной разрыв между ними и удержать в памяти предыдущую сцену.

- Максим Дунаевский написал музыку для фильма. Он признался, что не сразу попал «в яблочко»?

- Я брал его как автора знаменитых мелодий. Он написал прелестную музыку, но она резко разошлась с характером героини. У Нины бурлили эмоции – более близкие к Достоевскому, чем к Тургеневу. Мы стали искать музыку, и один мотив мне понравился. 

- Так это психоделика! - сказал Максим. 

Я ее и затребовал. Максим трижды переписывал музыку. В третий раз он написал точно про Нину.

ПОД ПОЕЗД НЕ БРОСИТСЯ

- В финале Нина, изменив новому мужу со старым, оправдывает себя тем, что тело и душа принадлежат ей. Под поезд она точно не бросится?

- Нет, но будет вести жизнь, сравнимую с «поездом». Будет вместе с мужем ходить на работу, развивать свой бизнес, воспитывать ребенка. Нормальная семья. Но женщина зажалась. Оказалась в рутине. Зачем она изменила банкиру? Чтобы убить в себе любовь. Чтобы уравняться в чувствах с Сергеем, который не любит ее. И что страшнее?..

- Что же все-таки любовь?

- В седьмом классе мы отвечали так: желание двух дураков сделать третьего. Сейчас скажу иначе. Помешательство со знаком плюс.

Будем снимать кино о войне на Донбассе

- Вы начали работу над новой картиной, о чем она?

- О том, что на наших рубежах идет война. С теми, кто не любит Россию, русский язык. Кто они такие? Не знаю. Не украинцы, это точно. Я не приемлю нелепого разделения Украины и Беларуси с Россией. Есть русский народ, в котором различают юго-западную и западную ветви. Если посмотреть на генетическую карту Европы, то эти страны окрашены одним и тем же цветом. Фамилия Бортко, кстати, белорусская, ей пятьсот лет. Мой род – из деревни Саковичи где-то рядом с Литвой. 

Снимать буду по книге Проханова «Убийство городов»: события примерно трети фильма происходят в Москве, в среде либеральной общественности, а основное действие – это воюющий Донбасс. Главные роли исполнят Владимир Меньшов и Алексей Чадов.

ДОСЬЕ «СВ»

Владимир Бортко, кинорежиссер, сценарист, продюсер, родился в 1946 года в Москве. Народный артист России, народный артист Украины. Лауреат Госпремии за телефильм «Собачье сердце». Кавалер ордена Почета, депутат Госдумы от КПРФ.

Окончил Киевский геологоразведочный техникум, Киевский институт театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого. Работал на киностудиях им. Довженко, «Ленфильм» (1980). Стал известен после комедии «Блондинка за углом», мировое признание принесла экранизация повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Как режиссер снял более 20 картин. Автор сериалов «Идиот», «Мастер и Маргарита», фильма «Тарас Бульба». Награжден множеством призов отечественных и международных фестивалей, премиями «ТЭФИ», «Золотой Орел» и других.

СВ



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru