« Назад 01.05.2017 00:03 Национальный академический драматический театр им. М.Горького От истоков до... Прихотливая таинственная Клио манит нас за собой во владения Талии и Мельпомены, в тоннель времени, сотканный из пожелтевших фотографий и афиш многолетней давности. Вглядываясь сквозь пелену прошедших лет в лица актёров, режиссёров и создателей театра, ставшего сегодня легендой белорусского театрального искусства, невольно ловишь себя на мысли, что у его истоков стояли люди великие, отчаянные, дерзновенно преданные своей мечте. И что дело всей их жизни подняли, подхватили и донесли до нас, сегодняшних, талантливые последователи, благодаря которым мы, спустя почти век, раздвигаем занавес времени и переносимся в начало 20-го столетия. Истоки Программу и творческое лицо театра 1-й половины 1930-х годов выражали сценическая индивидуальность и эстетические взгляды В.Кумельского, которые складывались под воздействием провозглашённого политического призыва к деятелям искусства страны подчинить театр интересам социалистической революции. Это обусловило его репертуар и принципы сценического воспроизведения, классово-социальный подход к интерпретации современной драматургии, классического русского и всемирного наследства. В.Кумельский стремился совмещать очерченную гражданскую позицию театра с красочной формой спектаклей, достигать выразительной жизненности и глубокого проникновения в характеры персонажей, создания правдоподобных и спорных в поиске истины сценических образов. Воспитанный на традициях русской реалистической школы, считая назначением театра нести в массы культуру русского сценического искусства, пропагандировать достояние классики и наиболее значимые актуальные произведения драматургии того времени. Он отстаивал преимущество актёра при воплощении и раскрытии замысла спектакля; его театр был в первую очередь театром актёрским. Правда, при этом временами перенимались режиссёрские трактовки, сценические приёмы с московских и ленинградских театров, что вносило элементы эклектики (например, «Егор Булычёв и другие» М.Горького, «Опасный поворот» Дж.Б.Пристли), а в конце 1930-х годов отразилась на нём и политика искусственной подгонки драматических коллективов «под МХАТ». В репертуаре в первые годы преимущество имела советская драматургия, созвучная пропагандистскому назначению театра: «Чапаев» Д.Фурманова, «Гибель эскадры» А.Корнейчука, «Мой друг» Н.Погодина, «Скутаревский» Л.Леонова, «Поднятая целина» М.Шолохова, «Любовь Яровая» К.Тренева, «Бронепоезд 14-69» В.Иванова. Они передавали романтическую атмосферу вокруг революции и гражданской войны, классовых и социальных конфликтов в городе и деревне. Классика занимала довольно скромное место (отдельные постановки пьес Ф.Шиллера, Ж.Б.Мольера, А.Сухово-Кобылина, А.Островского, Н.Гоголя, А.Чехова). Успех спектаклей этого периода во многом определялся участием в них актёра яркой индивидуальности В.Кумельского, масштабом его актёрского таланта. В соответствии с идейно-художественной программой театра и так называемым социальным заказом особым внимание пользовались драматургия М.Горького, которая давала возможность воплотить психологически сложный и социально очерченный человеческий тип. Программным и этапным спектаклем молодого коллектива стал и на протяжении нескольких лет был в репертуаре «Егор Булычёв и другие» с В.Кумельским в главной роли. Государственный русский драматический Сезон 1939/1940 начался показом подготовленных во время учёбы спектаклей выпускников («Таланты и поклонники» А.Островского, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера). Поставлены злободневные пьесы того времени «Интервенция» Л.Славина и «Заговор» Н.Вирты, «Собака на сене» Л.де Вега и возобновлён «Бесприданница» А.Островского. О достигнутом театром определённом художественном уровне свидетельствовала и возможность осуществить, как того требовала политика партии того времени в отрасли театрального искусства, постановку исторически революционной пьесы с образом В.И.Ленина «Кремлёвские куранты» Погодина, 1940). Осенью 1940 года театр успешно гастролировал в Минске. Если во время первых гастролей коллектива в Минске в 1933 году определялась деятельность театра преимущественно понятием «социального заказа» времени и политической злободневностью репертуара, то в этот раз в прессе прежде всего была отмечена культура актёрского исполнения, режиссёрская оригинальность, ансамблевость труппы. В конце 1940-го года было принято постановление о переводе театра в Минск (с 1 сентября 1941 года), но началась война и этого не произошло. С началом Великой Отечественной войны группа актёров вернулась в Ленинград, часть работала в театре г. Энгельс (Россия), некоторые во фронтовых театральных бригадах. В августе-сентябре 1943 года театр возобновлён как фронтовой с базой в Москве. В труппу во главе с Д.Орловым вошли прежние деятели театра: режиссёр С.Владычанский, художник Л.Наумова, актёры А.Обухович, Ю.Орынянский, В.Воинков, И.Рожба, В.Чемберг, О.Шкапский, среди новых – Я.Батурин, Б.Вишкарёв, В.Константинова, А.Кистов, К.Пельтцер, Л.Стуров, А.Шапс. Имени Максима Горького В 1950-м году сделана попытка вернуться к белорусской драматургии: поставлена пьеса В.Палесского «Песня наших сердец», в 1953 году она возобновлена под названием «Что посеешь, то и пожнёшь». 1950-е годы в творчестве коллектива отличительны деятельностью в нём режиссёра высокой театральной культуры В.Фёдорова. Обогащалась художественная палитра. Углубленной работой с актёром в раскрытии противоречивых секретов человеческой души, драмой (или даже трагедией) крупных человеческих характеров, высоким гражданским и моральным пафосом, слаженным актёрским ансамблем, яркими массовыми сценами выделялись лучшие постановки этого периода: «Варвары» М.Горького (1952) и «Король Лир» В.Шекспира (1953), «Брестская крепость» К.Губаревича и «Порт-Артур» А.Степанова (1954), «Каменное гнездо» Х.Вуолийоки (1956). Особенное место среди них занимали «Варвары» (после показа этого спектакля в Москве на Декаде белорусского искусства и литературы театру было присвоено имя М.Горького) и «Король Лир», признанные достижением театрального искусства страны 1950-х годов. Они поражали целостностью и ансамблевостью, глубиной постижения социально-философского содержания произведений, крупными актёрскими работами. Спектакль «Король Лир» и в первую очередь исполнитель главной роли А.Кистов были высоко оценены деятелями театрального искусства Англии. Правда, ставились в это время и политически злободневные конъюнктурные современные пьесы, такие как «Шакалы» А.Якобсона (1953), «Личное дело» А.Штейна (1955) или «Дали неоглядные» Н.Вирты (1958), хотя и сделаны были со вкусом и на определённом художественном уровне. Достаточно подобных произведений было в репертуаре театра в 1940-х годах и в последующие, особенно в 1960-е. Но не они определяли художественное лицо театра... Ветер перемен Плодотворным в начале 1960-х годов было сотрудничество театра с режиссёрами М.Спиваком и В.Редлих, которые определённым образом развивали традиции В.Фёдорова в коллективе. М.Спивак ещё в 1950-е заявил о себе такими интересными масштабными спектаклями, как «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского и «Главная ставка» К.Губаревича (1957), «Барабанщица» А.Салынского (1959, спектакль прошёл более 500 раз), а в 1960-м – «Власть тьмы» Л.Толстого. Пополняется репертуар советской классикой, современной иностранной драматургией (с 1956 года после длительного перерыва она включается в репертуар) и особенно белорусских авторов (ставятся почти каждый сезон; наиболее значимая и актуальная постановка – «Под одним небом» А.Мовзона, 1962).Полезной для коллектива была работа с опытным педагогом и режиссёром В.Редлих над спектаклем «Двенадцатый час» А.Арбузова и особенно над классическими произведениями «Бесприданница» А.Островского и «Дети солнца» М.Горького (1966), «Антоний и Клеопатра» В.Шекспира (1964). «Золотое» время Период подъёма в творчестве театра 1970-х годов связан с деятельностью режиссёра Б.Луценко, программными спектаклями которого стали «Макбет» В.Шекспира (1974) и «Трёхгрошовая опера» Б.Брехта (1976). Театр приобретал своё отличительное художественное лицо, этому способствовали остро современное режиссёрское мышление, обновление выразительных средств, когда детально-бытовое воспроизведение жизни сменяется приёмами и элементами поэтического театра, рассчитанные на ассоциативное восприятие зрителем. Повышенный интерес к морально-этическим аспектам, осмысление сущности человеческого бытия, борьба добра и зла, распад, духовное вырождение человеческой личности художественно исследуются в спектаклях «Последняя инстанция» Н.Матуковского (1974), «Последние» М.Горького, «Сладкоголосая птица юности» Т.Уильямса (1976), «Баня» В.Маяковского и «Возвращение в Хатынь» А.Адамовича (1977), «Трагедия человека» И.Мадача и «Пойти и не вернуться» В.Быкова (1978), «Поднятая целина» М.Шолохова (1981). Творческий диапазон этого периода расширили спектакли режиссёров отличительной индивидуальности: В.Маланкина («Единственный наследник» Ж.Ф.Реньяра, 1974; «Мольер» М.Булгакова, 1978), А.Каца («Час пик» Е.Ставинского, 1975; «Гнездо глухаря» В.Розова, 1979; в 1985 году поставил ещё «На дне» М.Горького), М.Ковальчика («Фантазии Фарятьева» А.Соколовой, 1977), А.Кузнецова («Энергичные люди» В.Шукшина, 1975), В.Карпилова («Дом Бернарды Альбы» Ф.Г.Лорки), Б.Глаголина («Тревога» А.Петрошкевича, 1978; «Ретро» А.Галина, 1980), а также осуществлён немецкой постановочной группой спектакль «Принц Арно фон Волькенштейн» Р.Штраля (1981). Между прошлым и будущим Театр приобретал известность за пределами республики и Советского Союза: его спектакли «Макбет» показан на Международном шекспировском фестивале в ФРГ (1981), «Трагедия человека» – в Венгрии (1979). В начале 1980-х годов некоторое время коллектив возглавлял режиссёр Б.Глаголин. При нём театр вернулся к пьесам местных авторов (Е.Поповой «Объявление в вечерней газете», А.Новожилова «Железная свадьба», обе в 1982 году), а режиссёр стремился утвердить себя созданием публицистического спектакля «Соль» А.Петрошкевича (1981) и новым осмыслением пьесы М.Горького «Егор Бцлычёв и другие» (1982). Национальный академический С начала 1990-х годов театр снова возглавил Б.Луценко. В репертуар включаются пьесы, которые ранее на сцене не воплощались или по-новому инсценированные: «Простачки с нежданных островов» Б.Шоу, «Христос и Антихрист» по мотивам романа «Пётр и Алексей» Д.Мережковского, «Амфитрион» по мотивам древнегреческого мифа и произведений Плавта, Мольера, Е.Клейста, Ж.Жироду, П.Гакса, «Трагическая повесть о Гамлете, принце Датском» («Гамлет» В.Шекспира, «Букеев и компания» («Яков Богомолов») М.Горького. Поставлены и оригинальные пьесы белорусских авторов: А.Дударева «В сумерках», Е.Поповой «Баловни судьбы». Событием стала постановка «Раскiданага гнязда» Я.Купалы в оригинале. Театр нового века С 2001 года главным художником театра является А.Костюченко. Его сценография к спектаклям «Перед заходом солнца» (2002), «Анджело» и другие...» и «Опера нищих»(2004), «Дядюшкин сон» (2005), «Укрощение строптивой» (2006), «Валентинов день» (2007) и другим неоднократно отмечалась критиками и прессой. В 2003 году театр выезжал на гастроли в Москву со спектаклями «На Золотом озере», «Деметриус», «Перед заходом солнца», «Сон на кургане», «Чудаки». Постановкам театра сопутствовал неизменный успех. В период 2002-2004 годов в театре поставлены спектакли «Перед заходом солнца», главную роль в котором блестяще исполнял народный артист СССР Р.Янковский, «Извещение Марии» – спектакль, направленный на великую идею единения православной и католической конфессий, поднимающий проблемы нравственного выбора, сострадания и презрения, любви к ближнему и отчаянной ненависти, порожденной страхом и инстинктом самосохранения, а также рок-опера «Анджело» и другие...» (все в постановке Б.Луценко) по мотивам произведений классика русской литературы А.Пушкина. В этом спектакле рядом с мастерами сцены работают молодые артисты театра. В эти годы в театре успешно трудятся штатные режиссеры В.Григалюнас и В.Еренькова. В период 2002-2006 годов в Национальном академическом драматическом театре имени М.Горького было поставлено 27 спектаклей. В репертуаре представлены как произведения классической белорусской, русской и зарубежной литературы, так и пьесы современных авторов. Среди авторов репертуара – имена Плавта, Ж.-Б. Мольера, А.Островского, Ж.-Ф. Реньяра, И.Губача, Д.Фо и Ф.Рамэ, Дж.Родари, М.Горького, Г.Гауптмана, В.Шекспира, Дж.Маротта и Б.Рандоне, Я.Купалы, В.Короткевича, К.Чуковского, Э.Томпсона, Н.Эрдмана, Ф.Шиллера, И.Бар-Иосефа, П.Клоделя, А.Пушкина, Ф.Достоевского, Э.Радзинского, А.Чехова, А.Карелина, Р.Куни и многих других. Значительный вклад в развитие театрального искусства внесли народные артисты СССР А.Климова, Е.Полосин и Р.Янковский; народные артисты Беларуси А.Обухович, Д.Орлов, А.Кистов, Ю.Сидоров, Б.Масумян, О.Клебанович, А.Ткачёнок, Б.Луценко; заслуженные артисты Республики Беларусь В.Кумельский, О.Шах-Парон. КомментарииКомментариев пока нет
|