« Назад 18.07.2017 13:28 «И я стоял живой среди мёртвых тел»… Лечь в траву и закрыть глаза. Людмила Гонтарева (Краснодон) Об израненной, кровоточащей земле Донбасса, о жертвах бесчеловечной войны и ее героях повествует, кричит, вопиет книга «Время Донбасса», увидевшая недавно свет в Новороссии. Эта антология поэзии, прозы и драматургии стала логическим продолжением изданного в прошлом году в Луганске сборника «Время Донбасса». Увесистый том насчитывает 673 страницы. А под обложкой – произведения писателей Луганской и Донецкой народных республик, их коллег из России, Германии, Израиля и Сербии – неравнодушных представителей Русского мира. Сборник получился мощный, потому что он – лишь одно из проявлений культурного взрыва, который произошел в Донбассе. А сдетонировала его война. Она, по словам главы Союза писателей ЛНР Глеба Боброва - стала настоящим потрясением для людей, которые свой экзестенциальный опыт попытались как-то реализовать, сублимировать, в т.ч. и через поэзию и прозу. Такой мощный культурный поток, считает он, один из признаков состоявшегося государства. По мнению многих литераторов, такого творческого всплеска после Великой Отечественной войны не давали ни Афган, ни Чечня. Литература, включенная в сборник «Выбор Донбасса», равно, как и во многие другие сборники о войне в Донбассе, приближена к самому высокому уровню. Только звучит она как-то больнее и горше. Возможно, потому что за спиной защитников – не великая страна, собирающая в кулак свою мощь, а родной дом на ее осколке, да виртуальный Русский мир. ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ Листаю страницы сборника. Вот дончане, гражданские, не военные, претерпевающие с городом все тяготы военной жизни. Владимир Скобцов (Донецк): ДОНЕЦКАЯ ИОРДАНЬ У преисподней тени нет и света, Вячеслав Теркулов (Донецк): …Твои соседи ходят строем, Здесь много знакомых имен. Кого-то я знаю лично, чьи-то имена в мою память принесли поэтические фестивали, которые не раз проводились в Донбассе. Одно из них – Андрей Шталь из Краматорска, где сейчас хозяйничают укропы: ПОСЛЕ ОБСТРЕЛА Я помню звон разбитого стекла, И я стоял живой средь мертвых тел, Вот харьковчанка Елена Долгарева, приехавшая защитить вместе с Донбассом то, что не удалось отстоять в Харькове, Одессе, Мариуполе… Недавно в Москве прошел ее творческий вечер, в ходе которого были презентованы два поэтических сборника. Некоторые стихи Елена писала на передовой. А в этих строках, написанных на двух языках, Елена пытается обратиться к разуму своего соплеменника, очарованного сказками наследников Геббельса о райском европейском безвизе: Друг мой, друг мой Вот Марк Некрасовский из Луганска, посвятивший стихотворение Владимиру Крислянскому, протоиерею, смертельно раненному при обороне Луганска, который, умирая, молился о спасении луганчан: А это «От имени выжившей», Татьяны Булаевой, в один момент потерявшей мужа и двух детей, поторопилась написать Елизавета Хапланова: Господи, крошево битой Надежды «Поторопилась», потому что через два дня Булаева умерла. На войне, как на войне: от жизни до смерти – одно мгновенье. Поэты, терзая свои души, говорят от имени выживших… и убитых снова. Такие строки, такая боль человеческая, пронзительная… Без слез читать невозможно. Говорят, что поэт – это ретранслятор энергий. Донбасс сегодня – это сгусток энергий – боли и страдания, крови и смерти, мощного энергетического поля тех, кто встал на защиту Новороссии, энергии сострадания и мужества, ответственности за других, за свою землю. Боли река разделила навек — Иван Нечипорук (Горловка) Но линия разлома не земная, не географическая. С защитниками мятежных республик его сегодня и те, кто оказался в укронацистской оккупации. Это, в первую очередь, жители городов и поселков Донецкой и Луганской областей, которые оказались под контролем Киева. Таких как, например, славный город Славянск, которому приходится в горсти зажимать свою ненависть к украинским нацистам и ждать освобождения. Адская машина по шельмованию «донецких» в глазах представителей других регионов была запущена не в 2013-14 гг. Сначала этот процесс был в латентной форме, потом вспыхнул ненавистью первого майдана в 2004 году, от которого бикфордовым шнуром через десятилетие потянулся к сегодняшней войне. Учебник истории лжёт без затей, Виктор Куллэ (Москва) Капитализм, пришедший на развалины великой страны, принес ее народу одни несчастья. Выскочившие на грабежах, как черт из табакерки, олигархи грызутся за деньги, за территории, которые могут принести прибыль, за товарные потоки. В т.ч. и за те, где товаром являются человеческие органы. На днях пришла информация о том, что во Франции таможенники задержали большой груз человеческих органов, идущий с Украины на Запад. Воины из диких племен вырезали сердце врага, чтобы, съев его, обрести силу погибшего. Теперь отрытая схватка не нужна. Руками подопечных (знай только, стравливай простаков, чтоб убивали друг друга!) вырывают сердца, почки, селезенки, вырезают глаза и гонят этот сатанинский груз на запад, чтоб продлить жизнь упырям. Упыри продлевают свое земное существование, но и они не вечны. Вот недавно скончался Рокфеллер, прокоптив небо до ста с лишним лет – и шесть пересаженных ему сердец, изъятых у неизвестно как погибших людей (сербов? сирийцев? украинцев?), не сделали его ни вечным, ни милосердным. Ты права: для родных нынче каждое слово в цене. (Виктория Полякова, Горловка) «Я убит» проросло сегодня в Донбассе из той, Великой Отечественной войны, из «Я убит подо Ржевом» Твардовского, из поэзии его современников. Ты веришь тем, кто силой своего таланта, переходя рубеж жизни и небытия, может говорить от имени погибших. ...А нас накрыло на нейтралке, (Григорий Егоркин «За полчаса до Рождества») А вот того же автора, но жизнеутверждающее. Потому что - не от имени погибшего, потому что дотащили: Мы тащили его сквозь зелёнку — Из той войны, Великой Отечественной, прорастают корни нынешней военной лирики. В киносценарии «Свидетель» Юрия Юрченко эта связь показана хоть и штрихом, но имеющим великий смысл преемственности. Это когда ополченцы в разгар боя, обнаруживают рядом с собой мемориальную доску с надписью: «Здесь не место поэту», - говорит ему собеседник. «Именно здесь и место, - отвечает ему поэт. - Я это понял впервые, когда в Славянске хоронил пятилетнюю девочку. Вот тогда я и подумал, что здесь, рядом с женщинами и детьми, которых каждый день убивают, и есть мое место». СВИДЕТЕЛЬ Сценарий «Свидетель» автобиографичен. Только главный герой в финале погибает, а Юрий Юрченко, которого не сломили пытки и издевательства в плену у нацистов из карательного батальона «Донбасс», жив, деятелен и полон творческой энергии. -Я только сейчас понимаю,- говорит он, - насколько важным было мое присутствие в Донбассе, потому что сегодня уже осталось немного тех людей, которые могли бы рассказать о том, что было в Славянске. Надеюсь, что в скором времени его историю узнают не только читатели сборника «Выбор Донбасса», потому что киносценарий уже запущен в работу. ПРОЗА Не менее интересна и проза, которая открывается рассказом московского писателя Николая Иванова (Москва) «Свете тихий». На презентации сборника «Выбор Донбасса», которая прошла в Луганске, Иванов рассказал об участии писателей России в донецких событиях, поскольку, являясь не только литератором, но и секретарем правления Союза писателей России, знает об этом не понаслышке. - Это пятый сборник, который издается совместно писателями Новороссии и России, - сказал Иванов. - На события в Донбассе в России отклик очень живой, многие пишут на эту тему. Уже более 30 человек – членов СП РФ побывали в Донбассе. Произведения некоторых из них опубликованы в сборнике «Выбор Донбасса». И это делает честь и сборнику, и писателям. Здесь нет случайных имен, нет равнодушных. Если говорят, что военная литература – это первая шеренга, то этот сборник – правофланговый в этой шеренге. Недавно здесь была главный редактор калининградского журнала «Берега» Лидия Довыденко. Она ввела рубрику «Берега Новороссии». Думаю, что надо ждать целевого номера журнала. Точно так же публикуются писатели Новороссии в журналах «Наш современник», «Москва», «Огни Кузбасса». Более того, мы бы хотели, чтоб была не только военная, берущая за душу, пронзительная проза, которая идет отсюда, хотим, чтобы была любовная лирика, чтоб в полной мере почувствовать душу и ждем потока поэзии. … Литература – это осмысление событий. И мы в СП хотим, чтобы этот поток набирал мощь как профессиональную, так и издательскую. Учитывая это, мы включаем во все всероссийские литературные конкурсы писателей ЛДНР. На все всероссийские совещания писателей мы приглашаем молодых литераторов Луганска и Донецка. И желающих мы примем на общих основаниях в СП РФ. И вот какая характерная особенность. Несмотря на то, что это военная проза (а я человек в погонах, прошедший армию), мы сюда едем по линии министерства культуры, а не по линии минобороны. Это большая разница, знаковое событие. И это сближение культур, будет давать большие волны. Сборник «Выбор Донбасса» передан в библиотеки ДНР, ЛНР, Москвы, Санкт-Петербурга, Крыма и Ростова-на-Дону, а также в вузы республик и писательские союзы ЛНР, ДНР, России. Людмила ГОРДЕЕВА (ДНР), Камертон КомментарииКомментариев пока нет
|