САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Русские танцы

Русские танцы

« Назад

08.12.2017 11:12

Русские танцы

Танцы на Руси всегда были в почёте, по сей день их существует такое великое множество, что трудно классифицировать всё это разнообразие. Но есть то, что присуще только русскому танцу, что отличает его от танцевальной культуры других народов - это трогательная лиричность в сочетании неудержимой удалью и жизнерадостностью.

Профессиональные хореографы всё же утверждают, что русский танец можно структурировать, выделив два основных жанра: пляска и хоровод, каждый из которых делится на несколько видов.

Хоровод, при всей своей внешней простоте, - очень сложный и глубокий танец, поскольку корнями уходит в далёкое прошлое, когда он нёс в себе сакральный смысл и был частью обряда Духовного единения, почитания Природы и своих Предков. Русские хороводы издревле распределялись по временам года и были доступны всем возрастам, здесь все равны: девицы и замужние женщины, юнцы и убелённые сединами старики. Хоровод был присущ всем племенам древних славян. Так, у прибалтийских народов он получил название корогод, а хорваты, сербы, богемцы и карпатские русины назвали его коло, что означает «круг». Отсюда и происхождение русских слов с единым корнем «коло»: колокол, колодец, колонна, коловрат.

tanec-3

Именно хоровод можно считать основой всей славянской танцевальной культуры, он отражает в себе самую сакральную составляющую — круг как основу всего сущего: это и Солнце, и круговая структура времени, и движение небесных тел в Галактике. Только в хороводе происходит стирание личностных границ и торжествует идея единения людей.

Когда-то нас хотели убедить, что сам танец и его название заимствованы у древних греков, пытались даже лингвистически обосновать, что хоровод — это не что иное, как греческое choros ago - лик поющих и танцующих, но время и правда всё расставили по своим местам. В древне-славянской мифологии Бог Хорс - один из «солнечных» богов славянского пантеона, поэтому этимология слова «хоровод» проста: «хоро» - это символ Солнца, то есть, хоровод есть не что иное, как действо, где кто-то ведёт всех по кругу. Хороводы, в основном, танцуют под песенное сопровождение, они могут быть как орнаментальные, так и игровые. Ярчайшим примером хоровода, который стал настоящей классикой и воплощением «русскости» во всём мире принято считать танец-хоровод «Берёзка».

tanec-5

Русская пляска выделилась когда-то из хоровода, став самостоятельным жанром, где основа — это ритм и разнообразие танцевальных рисунков. Существует три основных вида плясок: плясовая, перепляс и массовый пляс.

В плясовой принимают участие парни и девушки, где парни как можно красивее представляют свою партнёршу собравшейся публике, показывают своё мастерство и одновременно с этим, языком танца, словно ухаживают за девушкой, с которой стоят в паре.

Перепляс чем-то напоминает турнир, где молодые люди стараются показать свою удаль, словно соревнуясь  друг с другом. Обычно несколько человек становятся напротив друг друга и танцуют наперебой, и всё это сопровождается весёлыми песнями или частушками.

tanec-4

В этом танце присутствуют отголоски нашего славного прошлого, когда каждый мужчина был воином. А потому мужской перепляс даже можно рассматривать, как обучающий боевой танец, в котором отрабатывались движения воинов. Ярким примером перепляса считается танец под названием «Барыня».  Иногда танец получал свое имя по названию песни - так появились «Камаринская» и «Сени»; или по количеству танцующих - «Парная» и «Четвёрка»; иногда по рисунку танца и последовательности фигур - «Кадриль».

Массовый пляс по сути не является сценическим танцем, а потому участвовать в нем дозволено всем, без разбора, без ограничения возраста, пола. Массовость пляса предполагает, что количество танцующих не ограничено: чем больше, тем веселее. В пляс пускается любой желающий, был бы повод – свадьба или игрища, посвященные проводам зимы, например.

Этакая славянская «дискотека»!

В каждом регионе есть свои танцевальные особенности, касающиеся не только манеры исполнения, но и названий. Одно остаётся неизменным для русского танца — все женские движения всегда плавны, величественны, но с налётом лёгкого кокетства, мужской же танец — это удаль, размашистые движения, всё нарастающий темп и жизнерадостность.

Невозможно отобрать у русского человека этот развесёлый разгул, лишить поэзии тела, уничтожить страсть к творчеству и импровизации. Это равносильно прекращению жизни. По сути, русский танец есть олицетворение древних славянских танцев. Он впитал в себя всё самое лучшее из всего хореографического многообразия, существовавшего в разные времена и на разных территориях, где жили славянские народы. Если русский танец по сей день жив, значит, жив и русский народ.

slavmir.fm



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru