САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Русские танцы

Русские танцы

« Назад

08.12.2017 11:12

Русские танцы

Танцы на Руси всегда были в почёте, по сей день их существует такое великое множество, что трудно классифицировать всё это разнообразие. Но есть то, что присуще только русскому танцу, что отличает его от танцевальной культуры других народов - это трогательная лиричность в сочетании неудержимой удалью и жизнерадостностью.

Профессиональные хореографы всё же утверждают, что русский танец можно структурировать, выделив два основных жанра: пляска и хоровод, каждый из которых делится на несколько видов.

Хоровод, при всей своей внешней простоте, - очень сложный и глубокий танец, поскольку корнями уходит в далёкое прошлое, когда он нёс в себе сакральный смысл и был частью обряда Духовного единения, почитания Природы и своих Предков. Русские хороводы издревле распределялись по временам года и были доступны всем возрастам, здесь все равны: девицы и замужние женщины, юнцы и убелённые сединами старики. Хоровод был присущ всем племенам древних славян. Так, у прибалтийских народов он получил название корогод, а хорваты, сербы, богемцы и карпатские русины назвали его коло, что означает «круг». Отсюда и происхождение русских слов с единым корнем «коло»: колокол, колодец, колонна, коловрат.

tanec-3

Именно хоровод можно считать основой всей славянской танцевальной культуры, он отражает в себе самую сакральную составляющую — круг как основу всего сущего: это и Солнце, и круговая структура времени, и движение небесных тел в Галактике. Только в хороводе происходит стирание личностных границ и торжествует идея единения людей.

Когда-то нас хотели убедить, что сам танец и его название заимствованы у древних греков, пытались даже лингвистически обосновать, что хоровод — это не что иное, как греческое choros ago - лик поющих и танцующих, но время и правда всё расставили по своим местам. В древне-славянской мифологии Бог Хорс - один из «солнечных» богов славянского пантеона, поэтому этимология слова «хоровод» проста: «хоро» - это символ Солнца, то есть, хоровод есть не что иное, как действо, где кто-то ведёт всех по кругу. Хороводы, в основном, танцуют под песенное сопровождение, они могут быть как орнаментальные, так и игровые. Ярчайшим примером хоровода, который стал настоящей классикой и воплощением «русскости» во всём мире принято считать танец-хоровод «Берёзка».

tanec-5

Русская пляска выделилась когда-то из хоровода, став самостоятельным жанром, где основа — это ритм и разнообразие танцевальных рисунков. Существует три основных вида плясок: плясовая, перепляс и массовый пляс.

В плясовой принимают участие парни и девушки, где парни как можно красивее представляют свою партнёршу собравшейся публике, показывают своё мастерство и одновременно с этим, языком танца, словно ухаживают за девушкой, с которой стоят в паре.

Перепляс чем-то напоминает турнир, где молодые люди стараются показать свою удаль, словно соревнуясь  друг с другом. Обычно несколько человек становятся напротив друг друга и танцуют наперебой, и всё это сопровождается весёлыми песнями или частушками.

tanec-4

В этом танце присутствуют отголоски нашего славного прошлого, когда каждый мужчина был воином. А потому мужской перепляс даже можно рассматривать, как обучающий боевой танец, в котором отрабатывались движения воинов. Ярким примером перепляса считается танец под названием «Барыня».  Иногда танец получал свое имя по названию песни - так появились «Камаринская» и «Сени»; или по количеству танцующих - «Парная» и «Четвёрка»; иногда по рисунку танца и последовательности фигур - «Кадриль».

Массовый пляс по сути не является сценическим танцем, а потому участвовать в нем дозволено всем, без разбора, без ограничения возраста, пола. Массовость пляса предполагает, что количество танцующих не ограничено: чем больше, тем веселее. В пляс пускается любой желающий, был бы повод – свадьба или игрища, посвященные проводам зимы, например.

Этакая славянская «дискотека»!

В каждом регионе есть свои танцевальные особенности, касающиеся не только манеры исполнения, но и названий. Одно остаётся неизменным для русского танца — все женские движения всегда плавны, величественны, но с налётом лёгкого кокетства, мужской же танец — это удаль, размашистые движения, всё нарастающий темп и жизнерадостность.

Невозможно отобрать у русского человека этот развесёлый разгул, лишить поэзии тела, уничтожить страсть к творчеству и импровизации. Это равносильно прекращению жизни. По сути, русский танец есть олицетворение древних славянских танцев. Он впитал в себя всё самое лучшее из всего хореографического многообразия, существовавшего в разные времена и на разных территориях, где жили славянские народы. Если русский танец по сей день жив, значит, жив и русский народ.

slavmir.fm



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
04.02.25

В качестве негласного лидера идейно-политического течения «литвинизма» выступает председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания РБ, доктор исторических наук И.А. Марзалюк, который является последовательным противником национально-культурного единства белорусов с русским народом, выступает за внедрение в Республике Беларусь «позитивной дискриминации» в отношении русского языка, публично с экрана государственного телеканала «Столичное телевидение» оскорблял, называл швалью граждан Республики Беларусь, выступающих за реальное белорусско-русское двуязычие в топонимике и на транспорте. Марзалюк намерен добиваться, чтобы в русскоязычных школах гуманитарные предметы «такие, как география Беларуси, история Беларуси и обществознание преподавали только по-белорусски».

04.02.25

Очевидна необходимость и справедливость Специальной военной операции российской армии на Украине, поскольку США  и Евросоюз поставили своей целью превратить территорию Украины в натовский плацдарм против России.

21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru