« Назад 06.08.2018 15:01 Когда стоишь в травах на горе Пикет и смотришь вниз - на село Сростки и реку Катунь, на поля и дерева, на дальние предгорья Алтайского хребта, возникает космическое, духоподъемное ощущение красоты и величия, и хотя бы отчасти понимаешь, почему Василий Шукшин (а тогда, в школьные годы, он носил мамину фамилию Попов) еще мальчишкой любил сиживать один на здешнем склоне, и сохранил эту потребность и в зрелые годы. Так его и запечатлел скульптор Вячеслав Клыков - сидящим на земле, на сросткинском склоне, повторив заключительный кадр из известного шукшинского фильма. Попробовали так посидеть, ловя мгновение, - должно быть, чтоб сильней проникнуться местом и гением, - и писатели, которые были приглашены в этом году на «Шукшинские дни». Именно здесь, в Сростках, на Пикете, становится понятно, что Василий Макарович Шукшин - космический посланец, читая прозу и смотря фильмы которого, мы становимся одним народом, и ментально сшиваются наши гигантские пространства-расстояния, которые уже давно бы рассыпались, не будь таких радетелей и страдателей за русского человека и русскую землю, как Шукшин. Тяжесть такой ноши велика, порой неподъемна, и сам Шукшин ушел из жизни сорокапятилетним, с изношенным сердцем, как сказано, девяностолетнего человека. Более 45 тысяч человек посетили с 23 по 28 июля мероприятия Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае». В этом году на гору Пикет на праздник поднялись около 15 тысяч человек, хотя очевидцы вспоминают, что пик массовости был в 1999-м, на 70-летие со дня рождения Шукшина, когда собралось 50 тысяч. Всего в афишу фестиваля 2018 года вошло около 60 мероприятий, география которых охватила 15 территорий Алтайского края. Это были кинопоказы, творческие встречи с писателями и кинематографистами, концертные программы, выставки и многое другое. Встречи с писателями в рамках проекта «Литературный перекресток: Шукшин и вся Россия» в этом году прошли на девяти площадках, которые посетили свыше полутора тысяч человек: в Барнауле, Бийске, Павловске, Новоалтайске, Быстром Истоке, Ребрихе, Белокурихе, Сростках и Смоленском. С читателями общались живущий в Германии польский ученый-химик, автор бестселлеров Януш Леон Вишневский, прозаик и сценарист Андрей Рубанов (Москва), лауреат Шукшинской литературной премии Губернатора Алтайского края (2018) Владимир Костин из Томска, Роман Сенчин (Екатеринбург) и его супруга, молодой, но весьма известный драматург Ярослава Пулинович, поэты Виктор Коврижных (Кемеровская область) и Станислав Минаков (Белгород). * * * Мне привелось вместе с Виктором Коврижных выступить сначала в библиотеках Новоалтайска и Павловска. Как точно сформулировала главный редактор литературного журнала «Алтай» Лариса Вигандт, «Виктор Коврижных - певец и жалельщик русской деревни. “Корова”, “Старуха”, “Кудесников Гриша”, “Старая кузница”, “Смерть пастуха” - Шукшин даже в названиях аукается. Виктор Анатольевич и сам будто из рассказов Василия Макаровича вышел. Живет в деревне Старобачаты, что в переводе вроде как “смородиновая река”, держит корову, всю прочую крестьянскую работу выполняет, да и пишет стихи, в которых печется о “старых Бачатах” и всех печальных наших деревнях». Слушали нас и наших коллег и здесь, и затем в Белокурихе, Бийске, Сростках с затаенным дыханием. Публика тут интересующаяся, отзывчивая, задаривающая своими изданиями, а сотрудницы библиотек гостеприимны, хлебосольны, радушны. Организаторы сформировали настолько интенсивную программу нашей работы на фестивале, что когда я ее прочел, подумалось: выдержать будет затруднительно. Однако реализм действительной жизни, как сказал бы Достоевский, превзошел все ожидания: мы встретились со всеми, с кем нам предлагали. И от этой работы, от этих встреч остались самые теплые, самые замечательные впечатления. Во-первых, от собственно Алтайского края, в котором я оказался впервые (одни предгорья Алтайских гор в Белокурихе чего стоят!), во-вторых, от людей, в-третьих, от уровня и радушия приема, от доброжелательности и содержания общения. Нижайший поклон организаторам фестиваля, ведь все это (при таком размахе и масштабах) делается ежегодно. Важнее всего, что все это нужно людям, гости это увидели воочию. * * * Бийск, основанный Петром I, - город «культурно-особенный», с культурными фундаментальными традициями, наукоград, город не только наших звучных современных изделий «Булава», «Град», «Смерч» и других, известной фармацевтической кампании «Эвалар». На встречу с писателями пришел интеллигентный мэр города Александр Студеникин, произнес вступительное слово, пообщался с каждым из гостей. Здесь писательским десантом руководил глава краевой организации Союза писателей России Анатолий Кирилин. Огромный, великолепно оформленный зал библиотеки им. В.М. Шукшина был переполнен, читатели и представители СМИ стояли даже в дверях. А потом - засыпали писателей вопросами. Мне, разумеется, пришлось, как и в других городах края, немало рассказывать о ситуации на Украине (кстати, в крае живет много людей с украинскими фамилиями и корнями, мне они встречались постоянно). И стихи попросили прочесть - и бийчане, и руководящая в Алтайском крае культурой и архивным делом поэт Елена Безрукова. Явление народа в библиотеке в Бийске просто «сбило с ног», разговор прошел на большом подъеме. И сама библиотека очень понравилась, ее залы, в том числе шукшинский. И в целом, в Алтайском крае меня впечатлил глубокий интерес людей к литературе. В последние времена мне подумалось, что мы оказались в угасающей культурной волне. Но Алтайский край показал, что у людей есть желание читать, читают много, интересуются литературным процессом. Внятно и образно высказался корреспонденту портала краевой администрации о виновнике фестиваля член Союза писателей России, лауреат Шукшинской премии этого года Владимир Костин: «Василий Шукшин удивителен, уникален и по-своему оригинален тем, что редкий творец так точно соответствовал своей эпохе, своему времени. … По корням он - волгарь, по происхождению – сибиряк. Через его семью, как через сотни других семей, прокатилось колесо большого террора, и много чего еще пришлось испытать ему в жизни. Но у него было упрямство, артистизм. Чем, собственно говоря, еще могли уравновесить горести жизни люди, которые жили тогда в сельской местности и в маленьких городках? Конечно, юмором, веселой живой пластикой. В Шукшине жили такие серьезные архетипические начала, которые характеризуют русскую низовую народную культуру. В нем жил человек типа Кузьмы Минина - человек, который знает, что сказать от имени народа, который может быть вожаком, глашатаем. А с другой стороны, в нем жил хорошо известный русский скоморох - из тех, что были цепки и внимательны к жизни, оценивая ее, иногда находя забористое слово. Это те люди, которые могли пошутить так, чтобы у человека заболела душа. Мне кажется, сейчас мы живем в такое время, когда все-таки у нас есть надежда на восстановление нашего национального достоинства, на восстановление нормального живого отношения к жизни». Молодой, подвижный, динамичный Виктор Томенко, временно исполняющий обязанности губернатора Алтайского края, утверждает, что Всероссийский интерес к фестивалю «Шукшинские дни на Алтае» не угасает уже много лет. И это он связывает с масштабом личности Шукшина, и с теми жизненными принципами, в соответствии с которыми писатель и режиссер выстраивал и свою жизнь, и творчество. «В эти дни мы не просто вспоминаем творчество Василия Макаровича, - говорит В. Томенко, - мы стараемся прикоснуться и изучить самые заветные его уголки, размышления, наставления тем, кто жил вместе с ним, и будущим поколениям. Сегодня, когда наша страна, общество переживают период особого интереса к своей истории, традициям, к жизни предков, все, что оставил после себя Василий Макарович, приобретает особую актуальность». * * * Скажем, разумеется, и о кинофестивале, проходившем под девизом «Нравственность есть правда». В рамках XX Шукшинского кинофестиваля состоялся основной конкурс (полнометражное игровое кино), конкурс короткометражек и, не побоимся этих слов, «питчинг проектов молодых кинематографистов». Кроме этого, прошли творческие встречи с гостями и участниками кинофестиваля: председателем жюри Всероссийского Шукшинского кинофестиваля, киноведом, доктором искусствоведения, действительным членом киноакадемии «Ника» и академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел» Валерием Фоминым, народными артистами России Виктором Мережко и Федором Добронравовым, драматургом Аркадием Ининым, продюсером, режиссером Анатолием Чижиковым. Показы основной конкурсной программы, а также программы короткометражного кино состоялись в Барнауле, Бийске, Поспелихе, Кулунде, Благовещенке, Змеиногорске, Камне-на-Оби, Быстром Истоке, Сростках. На них побывало более семи тысяч человек. 28 июля заключительные мероприятия фестиваля проходили на родине Василия Шукшина в Сростках. В этот день в селе прошли экскурсии, мастер-классы, народные гуляния, региональный фестиваль сценического воплощения шукшинской прозы «Характеры», песенный фестиваль, а также впервые - фестиваль народного творчества «Правда Шукшина». Во Всероссийском мемориальном музее-заповеднике Василия Шукшина открылась выставка, посвященная юбилею народной артистки РСФСР Лидии Федосеевой-Шукшиной. Специально к фестивалю в крае были выпущены тематические почтовые конверты и открытки. Завершились мероприятия на горе Пикет художественно-публицистической программой «От Шукшина к Шукшину», чествованием гостей фестиваля; временно исполняющий обязанности губернатора края В. Томенко вручил премию имени Шукшина прозаику Владимиру Костину. Состоялось также и награждение победителей XX Всероссийского Шукшинского кинофестиваля. Главный приз кинофестиваля присужден фильму «Карп отмороженный» режиссера Владимира Котта, лучшим короткометражным фильмом признан фильм «Дерево» режиссера Хавы Мухиевой. Специальный приз губернатора Алтайского края за соответствие девизу фестиваля «Нравственность есть правда» получил фильм «Жили-были» режиссера Эдуарда Парри. Диплома за следование традициям Шукшина удостоена киноработа Веры Смолиной «Парад планет» (Россия). Послушаем мнения участников кинофорума. Сценарист, продюсер, кинорежиссер, протоиерей Александр Новопашин: «…Здесь уютно как в семейном кругу, и так себя чувствуешь, пожалуй, только на Шукшинском кинофестивале. Поэтому всегда еду на родину Василия Шукшина с большой радостью и удовольствием. Здесь кинофестиваль - это не парад бриллиантов и звезд. Здесь все определяется именем, созданным делами человека. И люди сюда собираются добрые, душевные, приятные в общении. Именно поэтому здесь комфортно быть и работать. Здесь обсуждают самые важные темы, говорят о том, что волнует больше всего, чем живет человек. У Шукшинского фестиваля есть свое лицо. В его программе - множество непарадных мероприятий, на которых кинематографисты обсуждают общие дела и заботы. … Шукшинские дни на Алтае - это особенная атмосфера, они дают душе развернуться, вздохнуть с легкостью и порадоваться: не все мрачно вокруг. Фильмы, которые участвуют в Шукшинском кинофестивале, доставляют огромное удовольствие. Есть хорошие картины, глубоко задевающие душу зрителя. Нужно еще, чтобы они выходили на большой экран, они могут кого-то увести с кривой дорожки, изменить человека». Народный артист России Федор Добронравов, которому радушные зрители буквально не давали проходу, привез на родину Шукшина спектакль по его рассказам «Чудики». В постановке он играет со своими сыновьями Иваном и Виктором. В этом, юбилейном, году кинофестиваль обрел своего президента, им стал известный режиссер, сценарист, народный артист России Виктор Мережко, который на «Шукшинские дни на Алтае» приехал второй раз. Кинематографист рассказал, что с Аркадием Ининым у памятника Шукшину они вспоминали Василия Макаровича, с которым были знакомы по ВГИКу. «Мог ли он в студенческие годы даже предполагать, что в честь него многие десятилетия будут устраивать такие праздники - всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае» и Шукшинский кинофестиваль? Простые слова «Нравственность есть Правда» давно стали его девизом. Только нравственность спасает наше общество, великую русскую нацию, великий русский народ. Мы, приехавшие сюда большой командой, против грязного, чернушного кино. Нельзя показывать русский народ дурным, плохим. Русский народ высок, чист и непобедим, основой этой чистоты является именно нравственность. В наши сложные, переломные, сумбурные времена особенно важно понимать, что вся правда - в нравственности». В. Мережко убежден, что Шукшинский кинофестиваль необходим нам всем. То, как зрители приходили в кинотеатры, как смотрели фильмы, говорит о том, что они ждут русское кино, надеются, что будут хорошие фильмы. «Мы ехали из Барнаула в Сростки и смотрели по сторонам. Как же вы работаете с землей! Как у вас красиво, какие ухоженные поля: гречиха, рожь, пшеница… Я вас за это еще больше люблю. Алтайский край - жемчужина России. Я настолько поражен Сростками, музеем-заповедником Шукшина, тем, с какой любовью вы храните память о Василии Макаровиче. Алтай - благодатная земля для талантов: Роберт Рождественский, Валерий Золотухин, Михаил Евдокимов...» Председатель жюри кинофестиваля В. Фомин в ходе заключительной программы «Шукшинских дней на Алтае» передал во Всероссийский мемориальный музей Василия Шукшина в Сростках рукопись сценария «Печки-лавочки». Официальный сайт Алтайского края приводит признание киноведа, что ему сложно было решить, куда отдать этот ценный экспонат - в Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая или в музей-заповедник в Сростках. «Дело в том, что “Печки-лавочки” - это сказание о Сростках, сказание о сростинской земле. Пусть этот дар хранится в этом музее, потому что сценарий родился здесь», - объяснил свое решение Валерий Фомин. Порадовал собравшихся концерт Пелагеи, завершивший празднества на Пикете. Популярная певица призналась, что любит творчество Василия Шукшина. «Одна из моих любимых цитат у Василия Макаровича: «Бедным быть не стыдно, стыдно быть дешевым». Мне кажется, это очень важно. Об этом надо помнить. Вообще у Шукшина что ни изречение, то мудрость: запоминай, записывай и вспоминай. Большое счастье, что все его творчество построено на связи поколений. Именно с любовью и уважением относясь к прошлому наших предков, он строил свое настоящее», - подчеркнула Пелагея. Она также сказала со сцены зрителям, многотысячно усеявшим склон горы у подножья памятника Шукшину: «Я нахожусь в таком волнении: очень счастлива, что у нас есть возможность хотя бы на несколько часов оказаться в этом удивительном месте. Считаю, что Алтайский край, Сростки, - действительно место силы. И такое счастье, что вы здесь живете, что у вас есть возможность подпитываться этой силой ежедневно. У меня пока еще слишком маленькая дочка, чтобы оставлять ее надолго, но я лелею мечту побыть на Алтае подольше. Когда въезжаешь в Алтайский край, чувствуешь - воздух пахнет. Это ни с чем несравнимое удовольствие. Как же я люблю эту землю! Берегите ее, пожалуйста, наслаждайтесь ею и всегда помните о том, какое сокровище рядом с вами!». Да, земля эта, природа здесь - потрясающи. В Белокурихе, известном всероссийском курорте, возникает устойчивое ощущение двух соединившихся ладоней - Крыма и Алтая, они во многом похожи. Здесь испытываешь просто божественное состояние, такое ощущение, что въезжаешь в сосновый и травяной рай. И крымское греческое слово «Ливадия» тут вспоминается не случайно - и как «вход в рай», и в связи с июльским столетием нашей русской трагедии... Я рос городским ребенком, но вкус к настоящей русской литературе получил от наших «деревенщиков»: Абрамова, Белова, Астафьева, Распутина, Носова, Воробьева, Шукшина. Лет двадцать в моих квартирах в Белгороде и Харькове висел портрет Василия Макаровича, прекрасный, работы фотографа Плотникова, вырезанный мной когда-то из журнала, и вот этот портрет я увидел в Бийской шукшинской библиотеке; визуально-смысловой круг - замкнулся... Литературное наследие, фильмы, сама фигура Василия Шукшина - это тема для большого цивилизационного разговора, проблему которого поэт Николай Рубцов сформулировал так: «Меня все терзают грани меж городом и селом». Это не просто сопоставление географии, местоположения, это основополагающие вопросы, которые мучили не только Шукшина. В Сростках мы обошли все дома, связанных с Шукшиным, посмотрели на село из окна дома, который мастер купил матери на свой первый крупный гонорар, потрогали стол, за которым был написан роман «Любавины», посидели на табуретке, которую сработал дед Василия Макаровича, вышли к бирюзовой быстротекущей Катуни, посмотрели на мальвы у окошек, которые везде одинаково хороши - и тут, и в Малороссии, пообщались с читателями у шукшинской библиотеки. Здесь - удивительные места и чудесные люди, сюда, конечно, хочется вернуться. А когда мы - писатели и кинематографисты - ждали на Пикете у подножия памятника Шукшину начала церемонии и отмашки движения по «Красной дорожке», у стоявшего рядом со мной охранника заговорила рация. «Ты где?» - спросил голос. «У Василь Макарыча», - ответил охранник. Это весьма показательно. Не лаконично и четко - «у памятника», а уважительно и с расстановкой - «у Василь Макарыча». Пока наши люди многотысячным потоком идут «незарастающей тропой» на холм к Шукшину, пока столь уважительно говорят о земляке, не всё у нас потеряно. КомментарииКомментариев пока нет
|