САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Ангелы и демоны Михаила Врубеля

Ангелы и демоны Михаила Врубеля

« Назад

10.11.2021 12:40

В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась масштабная выставка художника. На трех этажах собрано более 300 работ Михаила Врубеля из девяти российских и зарубежных музеев и восьми частных собраний. Картины маслом, акварелью, тушью, карандашом и даже орешковыми чернилами, сваренными из дубовых «галлов». Эскизы, рисунки, в том числе интереснейшая серия портретов из психиатрической лечебницы. Панно, майолика, скульптуры и маски…

Врубель и Савва Мамонтов встретились в Москве, куда художник вслед за мимолётным увлечением циркачкой приехал без денег, но в новом пальто.

5-Utro-Panno

«Я опять в Москве или лучше в Абрамцеве», – пишет Врубель в письме сестре. Впервые здесь оказавшись в марте 1890-го, он погружается в атмосферу мамонтовского кружка, руководит «заводом изразцовых и терракотовых декораций».

Керамическая мастерская, его новое страстное увлечение, для него –рукотворный сказочный мир. Он создает майоликовую часовню, для дома придумывает изящные печи, даже – с маленькой лежанкой для детской комнаты. Совершенное сочетание красок и узоров – под стать артистической, затейливой атмосфере усадьбы.

16-Portret-Savvy-Mamontova.-1897

На майолике – особый акцент на выставке. Лель, Мизгирь, царь Берендей, герои оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», эффектно сверкают разноцветной глазурью в ярко освещенных витринах, установленных в тотально черном зале.

«Этот вид искусства был важен для Врубеля – как такой магический процесс формообразования, когда глину помещают в печь, и она превращается в кристалл, переливается драгоценными оттенками. Так из праха, из земли рождается свет, энергия», – поясняет искусствовед Екатерина Середнякова.

Здесь же можно увидеть театральный костюм Снегурочки, сделанный по эскизу художника. А рядом – камин его работы, настоящее архитектурное сооружение, храм огня. На нем изображена встреча богатырей Вольги и Микулы Селяниновича, орнаменты можно разглядывать бесконечно.

11-Demon-poverzhenyy.-Fragment

В этом же зале выставлен эскиз к иконе «Богоматерь с младенцем», которую 27-летний художник писал для оформления иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Лик Богородицы Врубель списал с жены заказчика Андриана Прахина Эмилии, в которую долгое время был платонически влюблен (портрет он ее тоже написал). Она не считалась красавицей, но, как все его музы, была весьма харизматичной женщиной.

Скульптура, мозаика, майолика, витражи, театральные костюмы – под крылом Мамонтова Врубель оформляет особняки и спектакли. В частной опере знакомится с будущей женой Надеждой Ивановной Забелой, и сразу влюбляется в её голос и образ. Создает многочисленные портреты: «бестелесную» – скрывает в сирени, а сидящую у камина – пишет прямо поверх «пророка».

Никого художник не изображал так часто, как свою жену, оперную певицу Надежду Забелу-Врубель. Он писал ее портреты в разных образах, наделял чертами мистических персонажей.

Они угадываются и в «Царевне-Лебеди», и в дриаде с картины «Сирень», и в гётевской Маргарите, и даже в его последней большой и самой загадочной работе – «Шестикрылом серафиме». Мастер создал полотно в 1904 году, перед тем как погрузился в полную слепоту и помрачение рассудка, потрясенный смертью сына, раздавленный работой над мечтой всей жизни «Демоном поверженным». И только прелестный голос жены возвращал Врубелю связь с миром.

Диагноз современники восприняли даже с некоторым облегчением – так проще было объяснить странности поведения и приверженность к демонической теме. Художнику, впрочем, повезло с психиатрами – московский доктор Усольцев пестовал его талант. «Врубель очень остро реагировал на синий цвет. Помещенный в синюю комнату, он успокаивался. Поэтому ему давали столь необычный материал, как синий карандаш, и вот этим синим карандашом он творил чудо», – поясняет куратор выставки Ирина Шуманова.

Галерея портретов пациентов клиники, череда стереоскопически точных пейзажей из больничного окна. Художник подписывает работы: «Доктору Усольцеву от воскресшего Врубеля». Но улучшение оказывается недолгим, игру с болезнью художник проигрывает...

6-Demon-sidyashchiy

Последние шесть лет он не покидал квартиры, как вспоминают современники, все время открывал настежь окно и дышал холодным воздухом. Умер от пневмонии в лечебнице для душевнобольных в Петербурге, куда попал в очередной раз в 1910 году.

«Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным», – скажет Блок на его могиле. «Демона» назовет – символом времени: «Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет» – предчувствие трагических испытаний, что принес России ХХ век.

В отдельном зале, в который заходишь, будто в темный тоннель, помещены рисунки, созданные в клиниках в период ремиссий его психического расстройства.

«Мы представляем безумие Врубеля не как болезнь, а как художественное инакомыслие. Когда освобожденный от пут времени разум художника как бы улавливает ветер XX века», – отмечает куратор Ирина Шуманова.

Врубель создал новый творческий язык, первым дошел в своих экспериментах до беспредметного искусства и открыл путь следующему поколению художников авангарда. Он уникальный мастер, который проявил себя практически во всех областях искусства.

Такая вот универсальная творческая личность, а символисты его считали, что он один из немногих, кто осуществил их главный завет: сумел превратить свою жизнь в произведение искусства.

Мария Максимова, Столетие



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru